Как я пытался стать предпринимателем

Свой драматический путь в предпринимательство я начинал еще в школьные годы. Тогда очень популярной была танцевальная и песенная музыка. Практически монопольным производителем грампластинок была фирма «Мелодия». Из-за жестких ограничений цензуры к песенному репертуару спрос на отдельные особо популярные среди молодежи песенные произведения был огромен, что побуждало многих умельцев производить их аудиозапись кустарным способом.
Вместо дефицитного синтетического материала, используемого для производства грампластинок в промышленных условиях, кустари использовали отслужившие по прямому назначению рентгеновские пленки. Качество записи было отвратительным, не говоря уже об эстетическом виде самих аудионосителей, на которых просматривались чьи-то конечности, тазобедренные суставы, ребра и прочие части хрупкого человеческого организма.
Тогда и пришла нам, шестиклассникам,  (мой напарник по «бизнесу» был такой же оболтус, как и я) мысль использовать лом вышедших из употребления грампластинок. Бизнес-идея заключалась в следующем.
Разбитые на небольшие части, грампластинки размещались на сковородке. Под воздействием высокой температуры (во дворе для этой цели был разведен костер), авторы идеи предполагали, что синтетическая масса расплавится и, подобно блину, равномерно заполнит всю площадь  сковородки, приобретя форму идеального круга. После охлаждения расплавленной массы до определенной температуры, на поверхность еще пластической массы накладывается эталонный аудионоситель, который полностью воспроизводит в виде отпечатка все извилистые канавки и дорожки музыкального произведения, представляющие собой отображение звуковых волн. В своем детском воображении мы уже видели стопку таких «блинов», готовых к распродаже. К сожалению, наши ожидания себя не оправдали. Куски боя грампластинок под воздействием высокой температуры не превращались в жидкотекучее вещество, а каким-то странным образом плавились, трансформируясь в золу и газ с едким запахом. Надо было бы учить химию! От предпринимательской идеи пришлось отказаться вместе с мечтой стать самыми молодыми миллионерами в стране Советов.
Годы спустя вновь решил испытать себя на ниве предпринимательской деятельности. Тогда в одном из номеров популярного журнала «Наука и жизнь» была опубликована технология получения искусственной икры в домашних условиях. В широком контексте речь шла об искусственном получении разнообразных продуктов питания. Научные изыскания сулили безбедное будущее для всего человечества. Быть в их авангарде я посчитал за честь.
Не помню детали рецептуры исходных продуктов (там были яйца, морские водоросли, желатин, красители и т.п.), но более отвратительного, чем приготовленная нами искусственная икра, мне пробовать не приходилось. Следствием домашних экспериментов стало острое кишечное отравление. Приехавшая по вызову скорая помощь, отвезла меня в инфекционное отделение городской больницы, где я провел несколько дней. То ли качество исходных продуктов, то ли ошибки в рецептуре могли стать причиной чуть ли не летального исхода.  В то же время я был благодарен судьбе, что наша продукция не попала в торговую сеть, ибо я был бы изолирован от общества не только на несколько дней, но и возможно на несколько лет. После неудачного эксперимента с получением искусственной икры думал, что мой бесславный путь в предпринимательство завершен навсегда. Но приближались девяностые годы, годы крушения казалось незыблемой империи. Закрывались многие предприятия. Многомесячная задолженность по заработной плате побуждала к деятельности. Тогда весьма популярной была челночная торговля с сопредельными странами. Десятки тысяч торговцев пересекали границы некогда могучей родины, чтобы осуществить удачную закупку дефицитных товаров, набивая ими огромные, порой неподъемные дорожные сумки.
Закупка товаров, как правило, осуществлялась мелким оптом на крупных оптовых рынках, что позволило существенно сократить накладные расходы. Сами торговцы определяли, какие товары им завозить – кто закупал одежду, кто текстиль, кто обувь. Вся эта масса товаров пересекала границу  и  заполняла  отечественные рынки.
Не могу сказать, что к этому вид бизнеса меня подвигла крайняя нужда. Просто была потребность реализовать себя в каком-то новом секторе деятельности. К тому же влекла романтика дальних странствий и желание испытать себя в столь рискованном деле. Не говоря уже о присущих мне личностных качествах (воля, целеустремленность, работоспособность, предприимчивость, самостоятельность, коммуникабельность, общительность, гибкость, расчетливость, ловкость, ум, образованность), которые должны были гарантировать успех предприятию и возврат инвестиций в кратчайшие сроки.
С моим наставником я познакомился на вещевом рынке, который уже накопил определенный опыт челночной торговли. Раньше он был ведущим конструктором на одном из градообразующих предприятий, но после того, как распался Союз, а вместе с ним оборвались и межхозяйственные связи предприятий, его опыт, знания и талант стали невостребованными. Найти работу в пятьдесят лет было проблематично. Вот и решил он себя попробовать в челночном бизнесе. Он торговал обувью, которую закупал на оптовом рынке Кракова. Продавая ее на местном рынке с определенной наценкой, он не только компенсировал текущие расходы, но и обеспечивал какие-то накопления. Не могу сказать, что между нами сложились какие-то дружеские отношения, скорее партнерские. Никому не хотелось тратить свое время на обучение и передачу своего предпринимательского опыта, взращивая «на свою голову» реальных конкурентов.   С ним - то я и отправился в первую поездку, заранее договорившись, что будем работать на различных товарных сегментах – он по части обуви, я  - по части одежды.
Первые часы пребывания на оптовом рынке одежды, я посвятил мониторингу цен по отдельным товарным группам. Вести полноценные переговоры мешало не только незнание польского языка, но и отсутствие каких-либо профессиональных знаний в области товароведения и коммерции. Скрыть это было невозможно. Не случайно, я был интересен и людям не совсем чистым на руку. Проходя, уже в который раз, по торговым рядам, ко мне обращается оптовый торговец с предложением, от которого отказаться было бы просто грех. Он демонстрирует мне элегантный мужской костюм из плотной твидовой ткани то ли от Версаче, то ли от Армани и предлагает пятипроцентную скидку, а при условии закупки большой партии товара – все 10%. Продавец был весьма убедительным и я согласился на эти условия. Упаковав демонстрационный костюм, а вместе с ним еще дюжину плотно упакованных экземпляров различных размеров, с чувством успешно выполненной миссии, я готов был к возвращению на родину, подсчитывая в уме ожидаемые доходы от успешно заключенной сделки.
По прибытию в город я решил сдать всю партию товара на реализацию.  Женщина, принявшая товар на реализацию, во времена застоя работала товароведом и прекрасно владела всеми тонкостями определения качества и назначения товара. Вскрыв упаковку, она безошибочно определила, что привезенные мной костюмы предназначены  для покойников, которых по установившейся традиции надо облачать в новую одежду. Ясно, что и качество материала должно было соответствовать их разовому применению. Что же касается цены, то она раза в три была ниже той, по которой была произведена закупка с учетом ценовой скидки. Я потерял дар речи и долго не мог прийти в себя. Ведь он был так убедителен! Теперь я уже считал не призрачные доходы, а реальные убытки от этой сделки.
Это была последняя попытка испытать себя в предпринимательской деятельности.  Наконец- то я понял, что ни Стива Джобса, ни Билла Гейтса  ни Теда Тернера из меня не выйдет. Придется переквалифицироваться в управдомы, однако вакантных мест на то время не было. Оставался один выход – начать учить тех, кто хочет  заняться бизнесом. Что я и сделал. Может быть, у них что-нибудь получится?
                30.11.2014 г.


Рецензии