Как понять колокольный звон?

На Руси колокольный звон - неотъемлемая часть богослужения. Он созывает верующих в храм на совместную молитву, открывает и завершает литургию. Являясь символическим средством общения мира сакрального с миром «тварным», звон оказывает сильное воздействие на душу верующего человека.

Впрочем, и на далеких от церковной жизни людей колокольный звон всегда производил глубокое впечатление великолепием своеобразной музыки. Множество примеров органичной включенности звонов в повседневную жизнь человека, четкого понимания смысла звона мы видим в русской художественной литературе XIX - начала XX вв.

Но зачастую, не понимая этого смысла, не обращаем внимания на такие примеры, чем обедняем свое восприятие произведения. Научиться же понимать язык колокольного звона достаточно несложно - если приложить некоторые усилия.

Следуя примеру одного из авторов «Школы Жизни», в статье «Как научиться понимать классическую музыку?», давшего «ключи» к пониманию музыки, предлагаю вниманию читателей нечто вроде «азбуки» колокольного звона.

Своеобразие звона определяется, прежде всего, тем, что каждый колокольный ансамбль уникален - индивидуальны (как личности!) колокола, их невозможно «настроить», обеспечить соответствие правильном звукоряду. Для каждого набора звукоряд оказывается особым.

Комплекты колоколов формировались при каждом храме веками, и с приобретением нового колокола звон менялся, иногда - весьма ощутимо. Соответственно и «голос» каждого храма был особенным, без труда узнаваемым.

«Базовый» комплект колоколов на звоннице или колокольне должен был состоять из трех групп колоколов - больших, средних и малых. Больших колоколов могло быть несколько - по назначению: праздничный, воскресный, полиелейный и вседневный.

Большие задавали фон звона. Средние - альты - вели мелодию, а малые - подзвонные и зазвонные - создавали мелкие ритмические фигуры. Чем больше было колоколов на колокольне или звоннице, тем богаче оказывался звон.

И тем свободнее могли чувствовать себя звонари в части составления новых схем звонов, либо в импровизации на малых и средних колоколах. Но - тем более слаженным должен был быть ансамбль звонарей, тем более изощренные требовались система развески колоколов, дополнительное оборудование.

Многовековая практика использования колоколов в русской церкви сформировала четкую систему звонов, их жанров - на основе церковного устава создала некие правила, канон.

Жанр звонов, таким образом, определялся назначением их и характерными особенностями исполнения. По характеру звона человек, например, понимал тип совершаемого богослужения, определял значительность приходящегося на конкретный день праздника, а также момент службы. Звон сообщал о происходящем в приходе событии - встрече архиерея, значительного чиновника, свадьбе или погребении.

Современная типология звонов следующая. Звоны разделяются на сигнальные и художественные. К первым относятся набат и благовест, ко вторым - перебор, перезвон и трезвон.

Набат - частый звон в один колокол - сообщает о каком-то происшествии.

Благовест призывает прихожан к богослужению. При благовесте ударяют в один колокол. Различают также большой благовест - когда ударяют несколько раз в большой колокол, как при обычном благовесте, а затем поочередно в остальные. Именно большой благовест развился в художественный звон в два и более колоколов.

Различаются перебор и перезвон. Перебор - погребальный звон - выполняют однократными ударами в каждый колокол, от малого к большому, «по кругу». Перезвон - поочередные удары в обратном перебору порядке, от большого к малым, от одного до семи ударов в каждый колокол, завершение перезвона обычно - удар во все колокола.

Трезвон - это идущие подряд три удара в несколько колоколов. Он бывает великий, средний и красный. Трезвоном великим и средним отмечались особые дни - например, царские, или дни памяти местночтимых святых.

Пасхальный трезвон - красный - это тот звон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении от Пасхи до Вознесения.

Звонари, производя звоны, должны были руководствоваться каноном. Но, комбинируя разные виды звонов, они имели возможность создавать особые колокольные мелодии - чуть ли не концерты.

Церковная жизнь давала и дает для этого достаточно оснований. Например, крестные ходы сопровождает сложный колокольный звон, в котором благовест в один колокол сменяется благовестом в несколько, затем начинается трезвон.

Своеобразием отличается звон в Пасхальную ночь. В определенные моменты службы ударяют один раз в один колокол (возможно - от малого до великого), на последнем возгласе совершают общий удар во все колокола.

Так выражается подобающее случаю ликование, которое переживают участники богослужения.

Составлялись и составляются особые праздничные звоны в честь особых же случаев. В этих звонах, порой достаточно сложных, используются все те же простые виды звонов, в различном порядке.

Темп отчасти задается назначением звона и традицией, отчасти - техническими особенностями больших колоколов (на один удар языком в две (либо в одну) стороны колокола большого должно приходиться некое определенное количество ударов в колокол второй, соответственно - это число ударов должно быть согласовано с ударами в третий колокол, и так далее).

Научившись различать в звоне колокольного ансамбля голоса отдельных групп колоколов, чувствовать темп и отмечать составные части «мелодии», грамотный слушатель впоследствии сумеет эту разъятую на части гармонию объединить, и тем полнее окажется его впечатление от услышанного.

А дальше, возможно, вы научитесь за звоном чувствовать и исполнителей, отмечать моменты их импровизационного порыва. И это подарит вам сильные и красивые духовные переживания.


Рецензии
Дорогая, Люба, какая вы молодец, что открываете нам целую науку о церковном звоне. И я, хоть окончил музыкальное училище, с большим интересом для себя прочёл и прочувствовал всё вами, с такой любовью и заботой, описанное...
А ведь это наши корни, наша история, наша жизнь, которую мы совершенно не знаем.
Побольше бы нам таких ценных знаний "о себе родимых", может быть поменьше бы смотрели на заграницу...
Спасибо Вам. С Новым наступающим годом!!! Здоровья, счастья, удачи!!!

Валерий Мухин Псков   19.12.2014 21:55     Заявить о нарушении
Спасибо! Я не открываю - я просто популяризирую))

Люба Мельник   20.12.2014 03:38   Заявить о нарушении