Воля к воле
Мой герой с подвигом попроще. Не шатался он месяцами по тайге, выживая на подножном корме. Не убегал от толпы сбежавших из глухой зоны преступников. Да и приключений-то всего на один день. И все же меня впечатлил его рассказ.
На протяжении 160 километров в авто можно о многом чем переговорить. Особенно, если маршрут "туда-сюда". Вот и мы обо всем перебрали. Виталий (таково-то имя героя) аккуратно ведя белую иномарочку по заснеженной пермской трассе Кунгур-Чернушки, вспомнил кое-что из своего не очень славного пошлого.
Дело было в Тюменском крае, примерно на рубеже третьего тысячелетия, где ему пришлось чалиться пару годиков в таежной зоне за свои не вполне законные проступки, куда его забросила строгая рука госпожи Фемиды. Когда-то, в советские времена, в тех местах была проложена узкоколейка для вывоза спиленных деревьев. Вот бензопилами-то видно спилили все, чё хошь, да и не нужна стала-то дорога!
Только не забыли-то о ней! Ну, кто надо, те помнили. Например, начальник его зоны хорошо помнил. И видно не один он такой хваткий оказался. В общем, была подобрана бригада из "правильных" зэков для утилизации узкоколейки. Подбирали по определенным статьям, чтобы у избранных не было желания бегать по лесам.
Выделен был балок на полозьях, трактор и автокран. Группа бесплатных рабочих должна была в поте лица снимать рельсы и... рубить их пополам (!) для удобства дальнейшей транспортировки. Эта бригада складирует, а какая-то другая будет за ними собирать и продавать по цене чермета.
Как уверяет Виталий, он наловчился перерубывать рельсу с двух (!) ударов!
- Как это возможно, спросите?!
Вот и я так спросил. Говорит, 30-градусный мороз помогал. Зубилом набиваешь насечку на боковине рельсы, потом укладываешь это 12-метровое железнодорожное диво на два пенька боком. Она прогибается под собственным весом и двумя резкими и мощными ударами легко превращается в два 6-метровых "кусочка".
Полгода длилась "рубка" полотна. Один раз даже приезжал Сам хозяин зоны вместе с начальником тюменских тюрем Уж простите, не запомнил точной аббревиатуры. Видно братки все в доле были, да и могло ли быть иначе, чтобы просто так "забыли" в крае о существовании многокилометровой ветки?! Наверное и еще кто-то был в доле.
Много раз вагончик менял место дислокации. По подсчетам Виталия, "нарубленного" должно было хватить на три (!) самых крутых "тачки" и впереди еще было рельс не меньше. Хватит всем неизвестным, кто стоял у сладкого пирога!
Тем более, что никаких расходов это не требовало: бесплатный труд зэков, которые и сами были не прочь махать молотами на свежем морозном воздухе вдалеке от окриков надзирателей. Периодически доставлялась солярка и еда. Почти на свободе.
Только конец есть у всякой веревочки, был таковой и у Виталия. Как ни свеж таежный воздух, но по расписанию завтра свобода!! Связались с зоной:
- Когда транспорт?! У меня завтра заканчивается срок!
На другом конце буднично ответили:
- Ждите!! Машина выедет!
Им-то, охранникам исправительно-трудового учреждения, без разницы, когда она выедет: днем раньше или днем позже!! Вот Виталий мыслями был весь на воле.
Прошло пару дней. Нет авто!! Ай-ай!! Ты уже свободный человек и все еще взаперти. Дороги, как таковой, толком не было. Просто едва протоптанная машиной через глухую тайгу 50-километровая колея. Нет вокруг никаких поселений. Под рукой нет ни ружья, ни даже петарды для шумового эффекта.
Ах, как на волю-то хочется!!
Хочется?!
Две пластиковых бутылки с чаем в пазуху, палка в руки и вот с рассветом в путь к сладкой воле.
Ну кто там думал о стаях волков?! О рысях или там еще о какой праздно шатающейся крупногабаритной лесной живности?! Воля же впереди!!!
Вначале задача казалась довольно простой: что там эти 50 км?! Легко! Оптимизм развеялся как раз на полпути. Обе бутылки выпиты выпиты, силы на исходе, но хоть возвращаться, хоть вперед идти - все равно 25 км!! Ясное дело, только вперед!
С каждым километром ноги тяжелели и сил было меньше. Порой падал от усталости. Не верилось вообще, что дойдет. Особенный приступ отчаяния начался, когда увидел сбоку на мартовском снегу многочисленные волчьи следы. Вот тут-то и застучала мысль:
- Куда же я, ненормальный, поперся вот так без всякой поддержки? Чем думал?! Почему не дождался машины?!
Последние пять километров просто двигался едва перебирая ноги. Часто падал, но знал: либо помирать придется в двух шагах от цели, либо все-таки надо превозмочь себя.
Превозмог.
Добрался. Через 14 часов! Почти не останавливаясь.
На ногах были полностью до крови стерты... ногти (!), поскольку ступня свободно болталась в валенке. Как и с профессором Плейшнером запах свободы сыграл плохую шутку с Виталием: он не мог заранее предположить, чем закончится такая вольность на 50-километровом марше.
С радостью рванул домой!
После всех титанических трудов, уже по прибытии домой, пришла бумага о том, что бывший зэк остался должен своей родной зоне, потому как не смог оплатить свое содержание. Видно "нарубленные" за полгода рельсы не засчитались. Видно по документам он числился бездельником в этот период.
Что же, всяко бывает на белом свете. О том времени он до сих пор не хочет вспоминать.
Свидетельство о публикации №214120201458
Виталию и Вам, души спасения и здравия желаю.
Татьяна Вика 02.12.2014 19:47 Заявить о нарушении
Верует сейчас Виталий. Он был наркоманом большим, а сейчас уже лет 7 как в Боге, женат, трудится. Очень хороший парень!
С уважением
Василий Гапонов 02.12.2014 19:53 Заявить о нарушении
Вениамин Ахтырец 03.12.2014 10:48 Заявить о нарушении
Спасибо, Вениамин, за внимание.
С уважением
Василий Гапонов 03.12.2014 12:53 Заявить о нарушении