Гусиное перо на банкнотах мира

Валериан Чупин
  Гусиное перо на банкнотах мира

Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым… Джон Хершел.

 
«Уронила меня мать, подняли люди, срезали голову, вынули сердце, дали пить — и стал я говорить...»
    А нужны ли книги в век нано технологий и стремительного ритма жизни? Нам не хватает времени на освоение вновь появляющейся информации, мы многое делаем второпях, не думая о последствиях. Лишь бы успеть, не опоздать, не пропустить… А книги?  Они только  тормозят наш скоростной бег? Кто будет сегодня сидеть над толстым фолиантом, если можно бросить взгляд на несколько интернетовских страничек по той же теме? Проглядел – и забыл. Скользнул глазами и все понял. Или нет? Или не все? Ведь скользят-то только по поверхности. Не углубляясь. Не заглядывая в суть вещей. Не утруждаясь. Не развиваясь. Бегло просмотренная телепередача или статья, просмотренная за несколько минут на мониторе не научит толково выражать мысли, передавать свои идеи, не снабдит логикой и умением доказывать собственную правоту. Даже написать хорошее школьное сочинение из 10 предложений (ЕГЭ) не выйдет, если нет багажа прочитанных книг.
    Мы редко задумываемся над тем, как много интересного проходит через наши кошельки и бумажники. Абсолютно в каждом государстве имеется своя уникальная национальная валюта. А когда мы держим в руках необычные банкноты, похожие на истинные произведение искусства, то это невероятно приятно. Одной из отличительных черт, а возможно и главной этих банкнот является то, что на них изображены книги, гусиное перо или портреты писателей, поэтов, просветителей. Бумажные деньги, многое говорит о стране: страна проектирует свою самооценку через бумажные деньги. То, что эти страны решили  изобразить на своих банкнотах КНИГИ, показывают, что важно для них, что это особое и прекрасное в этой стране, банкноты показывают, как они хотят выглядеть в современном мире. Деньги - явление не только экономическое, но и культурно- историческое, в банкнотах заключен огромный  научно-познавательный потенциал. Ведь мир бумажных  денег — это сокровищница неисчерпаемых  знаний, величайшее  собрание культурного наследия человечества, потрясающая галерея произведений искусства всех времен и народов. Это архив исторической памяти, доступ в который открыт каждому  любознательному человеку. Этому удивительному миру и  посвящена  эта работа.
1. Банкнота 20 немецких марок 1991. На банкноте - изображение гусиного пера. В современной культуре гусиное перо  является негласным символом литературного творчества и поэзии. Появление гусиного пера впервые зафиксировано около 600 года нашей эры в Севилье. Такой общедоступный пишущий инструмент получил быстрое и повсеместное распространение благодаря пергаменту, а потом бумаге. При использовании пера постепенно изменился и стиль письма, оно сделалось прописным и наклонным, появились строчные буквы (до этого при письме использовались только прописные), а впоследствии разнообразные курсивы и рукописные шрифты, появившиеся именно благодаря гусиному перу. Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо «ухватисто», т. е. его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым, исключая необходимость частой заточки. Однако кроме гусиных перьев при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя. Гусиное перо — перо гуся, использовалось в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера.
2. На банкноте 100 гульденов 1953. Нидерланды. Эразм  Роттердамский (1469 - 1536) -  нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший  просветитель эпохи  Возрождения. Основные труды по педагогике: «О первоначальном воспитании детей», «Беседы»,  «Метод обучения», «Способ писать письма», «О благовоспитанности детей». Выступал против всякого  насилия. Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя. Он один из первых выступил на защиту ребёнка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребёнок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребёнка- это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью. Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую назвал «пыточной камерой», где ничего не услышишь кроме шума розг, и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Протест Эразма против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие. Одним из первых Эразм заговорил о собственно народном образовании, а провозглашение отношения к труду критерием нравственности поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей той эпохи. Воспитание является целью, обучение средством.  Главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Ребёнку надо дать ранее научное образование. Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку  пhttp://www.proza.ru/pics/2014/12/02/1600.jpg?1649ервый шаг в обучении есть любовь к учителю. Многие педагогические взгляды Эразма были новаторскими для своего времени и сохраняют актуальность  по сей день. Все сочинения написаны гусиным пером.
3.На современной банкноте 100 долларов 2009 года. знакомое лицо Бенджамина Франклина – основателя США появилось еще и гусиное перо, которым отцы - основатели Штатов подписывали Декларацию Независимости, чернильница и Колокол Свободы - еще один символ США. Трудно представить более выдающуюся и популярную личность в XVIII веке в Новом Свете. Обаятельный, широко образованный, веселый, жизнерадостный, атлетически сложенный, он всегда окружен интересными, влиятельными людьми: дипломатами, принцами, учеными, очаровательными женщинами.
  Б. Франклин - один из выдающихся личностей в политической жизни Америки, активный борец за освобождение от колониального ига Англии. В 27 лет стал популярнейшим писателем Америки, его «Бедный Ричард» выдержал не один десяток изданий. Родился в семье ремесленника пятнадцатым ребенком, образование получил самостоятельно — самообразованием, жил 84 года, физикой занимался всего семь лет с 1747 по 1753 годы. Франклин ввел в физику понятия: положительное и отрицательное электричество, батарея, конденсатор, проводник, заряд, разряд, обмотка. Страстный писатель, выдающийся дипломат, великий ученый—универсальный талант; страстный характер, любовь к жизни: писал, любил, спорил, дышал. Он обладал редким талантом «здравого смысла», великой простоты. Его не пугали пустой кошелек, бесприютность, неустроенность: руки есть, голова на месте — остальное будет! Его смущали дорогая одежда, ордена, он был необыкновенно раскованным, доверчивым, откровенным, не хитрил, не ловчил, задавал вопросы в лоб, его слова, как борца за свободу и дружбу народов, продолжают звучать в памяти передового человечества. У каждого народа свой родоначальник в науке: в России—Ломоносов, в Англии—Ньютон, в Италии— Галилей, в Германии—Лейбниц, в Америке—Франклин. Он построил первый громоотвод, заложил основы создания Соединенных Штатов, участвовал в создании Декларации независимости, основал публичную библиотеку, издавал газету. Основал Американское философское общество, Пенсильванский университет. Он отдал жизнь жизни!
    Человек перестанет быть Человеком, когда утратит способность мыслить, сопереживать, творить, фантазировать, совершенствоваться. Именно этому мы учимся у книг. Мы погружаемся в мир литературы, которая расширяет наш словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть печаль или депрессию. Читая, мы начинаем разбираться в вопросах добра и зла, отличать правду ото лжи, ценить дружбу, сдерживать негативные эмоции. А ведь все это невозможно постигать второпях, по «верхушкам», мимолетом. Когда-то необходимо останавливаться, чтобы оглянуться, подытожить сделанное, что-то лучше понять, о чем-то по-настоящему, задуматься. Мы обращаемся к учебникам и художественной литературе, к публицистике и научным трудам, к фантастике и поэзии, чтобы расширить границы своего мира, и каждый раз отвечать на новые вопросы, чтобы иметь право на ошибку и чтобы научиться исправлять промахи.
Источники:
1. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
2.http://www.banknote.ws/
©-Чупин Валериан Дмитриевич, 2014.
Все купюры собраны из общедоступных публичных ресурсов сети интернет и предназначены исключительно для чтения


Рецензии