Заживет как на собаке

Послевоенное детство мое прошло в Карелии, в брусничном краю таежных гор, красивейших озер в обрамлении высоких и стройных сосен или болот, поросших морошкой, клюквой, голубикой…

В израненной войной земле выращивали картошку, морковь да зелень. В лесах собирали грибы. Грузди и волнушки солили. Белые грибы сушили.

Картошка да квашеная капуста были основным питанием нашей большой семьи.

О том, что можно самим выращивать помидоры и огурцы, как ни странно, я узнала в Сибири. Но волею судьбы однажды в конце зимы мы с семьей оказались в Волгоградской области. Поселились в здании аптеки, так как половина здания была предназначена для жилья, и я начала работать заведующей.

К началу огородных работ я уже знала, что огурцы здесь трудно выращивать, а вот помидоры сами растут и зреют, только поливай.

Уже в июне созрели первые помидоры – моя мечта. В основном ими и питались.

В аптеке всегда толпился народ – поговорить с молоденькой «аптекарщицей». И врачи, да и все медицинские работники любили общаться со мной. Однажды, запыхавшись, вбежала врач Клавдия Ивановна с забинтованной рукой и, превозмогая боль обожженной кисти, рассказала: » Не заметила, что только что закончилась сварка труб на теплотрассе, хотела перешагнуть и оперлась… еле оторвала руку от раскаленного металла, вместе с кожей, конечно. И, знаешь, помидоры сразу помогли».

— Какие помидоры? Вы же говорите про ожог на руке…

— Соленые помидоры. Их приложила несколько раз — жар ушел, и боль уменьшилась.

— Никогда не слышала о таком способе оказания первый помощи при ожогах.

— А вот запомни: при любом, даже самом тяжелом ожоге, помогут бочковые соленые помидоры (без уксуса).

— Очень интересно, — удивилась я.

Клавдия Ивановна посетила меня и на следующий день, и через день, каждый раз повторяя эту необычную историю.

— Ну, зачем же столько раз об одном говорить? – начала надоедать мне эта тема.

— Ты, главное, запомни, — уходя, бросила она, — пригодится…

На следующее утро в аптеку, буквально на четвереньках, вполз мужчина, геморрой обострился после пьянки: «Сделай мазь, чтобы быстро вылечить, не могу больше ползать».

В те далекие времена пользовалась успехом в таких случаях мазь камфорная. Водяной бани не было. Поэтому я отвесила порошка камфоры тертой и поставила плавиться внутреннее свиное сало в эмалированной кружке на электрическую плитку с открытой спиралью. Важно было растопить эту основу для мази. Вдруг капелька сала с края кружки упала на спираль и вспыхнула, охватив пламенем другую каплю на кружке…

И вот уже столб пламени достает до потолка. Схватив полотенцем кружку, я кинулась к запасному выходу, запоздало осознав, что встречный воздух направит пламя мне в лицо, но уже не смогла остановить ногу…

Дверь открылась с грохотом. Пламя бросилось мне в лицо. Рука вздрогнула, горящее сало пролилось на руку, потом на ногу… Мужчина, ожидавший мазь, пытался прийти на помощь. Пламя погасили.

Как во сне наблюдала, как с правой ноги и руки медленно скатывается сгоревшая кожа, оголяя белоснежные кости.

— Как же отчет буду писать? – подумала я. И тут вспомнила Клавдию Ивановну, она как будто предупреждала меня… Или БОГ через нее предупреждал быть осторожной…

Мазь для мужчины я все же сотворила и отпустила его. Закрыла аптеку.

Боль усиливалась, особенно в местах, где белели кости и суставы.

Соленые помидоры, где их взять?.. А что если собрать урожай да посолить…

В этом помогли гостившие у нас родственники. Насолили два таза помидоров.
Намяли помидоры, насыпали много крупной соли и еще раз все размяли, чтобы соль растворялась. И начали процедуру. Правая нога в тазу – ее обкладывает томатной кашей Вера. Руку погружаю в таз с помидорами на столе, Иван лечит ее, стараясь не задевать руками обожженные места. Так проходит три часа. Боль начинает стихать. Врач, которого я успела вызвать по телефону, отказался помочь и сидел на грани обморока, повторяя: » Надо в ожоговый центр, в Волгоград».

Собравшиеся медики давали разные советы. Узнав о случившемся, прибежала Клавдия Ивановна. Она быстро всех успокоила: «Так… расходитесь.. здесь не смотрины… Первая помощь верно оказана, ничто не поможет так, как соленые помидоры, пусть даже свежие, с грядки. Все заживет как на собаке».

Через три дня я уже могла взять ручку в руки, а через пять дней отчет был готов.


Рецензии
Никогда бы не подумала, что помидоры могут заживить такой ужасный ожог!!!

Кровь стынет в жилах, когда читаю эту историю! И удивление, и шок!
И, как всегда, крайне полезная информация!

Светлана Зорина 2   22.12.2014 19:06     Заявить о нарушении