Три пещерных истукана

                Во вселенной все разумно

    
 Говорят, всякий имеет интеллектуальное лежбище, свое духовное логово, где хранит сакральные убеждения личного разума, не поддающиеся никакой корректировке извне.  Хранилище того, во что мы верим свято, без объяснений и обоснований, чему беспрекословно поклоняемся. Здесь собраны все наши интеллектуальные божки, духовные болванчики. Идолами называл их Фрэнсис Бэкон вслед за Платоном. Какие бы красоты другого личного или коллективного интеллекта ни соблазняли нас, всегда есть нечто, в чем мы «себе на уме», чему кланяемся, чему льстим, что задабриваем. Непререкаемые истины громоздятся в голове, словно устремившие в небо недоуменные взгляды каменные истуканы с острова Пасхи, не знающие ни своего происхождения, ни предназначения. 
 
 Такое устройство психики – дело нешуточное. Крушение культа пещерного истуканчика грозит утратой интеллектуальной сущности, перерождением личностного разума, а в особо тяжелых случаях физическим разрушением самого носителя индивидуальности.
 
 Интересно, каких идолов натаскал мой разум в пещерку своего индивидуального обитания, какие интеллектуальные заблуждения лелеет он в качестве драгоценностей, не поддающихся логическому препарированию, какие абсолютные знания украшают его норку?

 Ловлю себя на мысли, что подсознательно, априори признаю господство и первенство ума в существовании. В органической части природы разум представлен воочию, поэтому подобное восприятие как бы оправдано. Но почему, обращая взор на мир неорганический, предметы которого и намека на дух не подают, мы неизбежно начинаем размышлять об интеллектуальных началах создания и организации этого мира? Неизбежно ищем логику существования неживой материи и самого создателя ее. Мы не в состоянии поверить, что мир никто не создавал и логики в нем нет. Даже и сейчас, написав эти строки, не могу избавиться от ощущения нелепости их содержания. Как же нет логики и ее создателя? Не мог же человек ее сам выдумать. Он смог ее лишь выявить и успешно использовать, ибо, если человек сотворил логику, то он – начало мира. Значит, логика существует независимо от нашего сознания, объективно. А раз во вселенной есть логика,  то есть и ее носитель - разум. Так устроено мышление. Мы запрограммированы на идеалистическое восприятие действительности. Вначале есть духовное, божественное, а оно, в свою очередь, создает материалистическое. Или наоборот?  Да хоть бы и наоборот! Огромное количество умов, позиционирующих себя материалистами, при более скрупулезном аналитическом вскрытии оказываются самыми махровыми идеалистами.

 Можно поискать истину в единстве и бесконечности духа и материи. Ничто не возникало и ничто не прекратится, все было, есть и будет всегда, проявляясь непостижимой игрой двух субстанций. Очень симпатично. Однако невозможно поверить, что за этим никого нет, хоть убейте! Вот он - идол разума. Или реальность?

 А еще человек не способен поверить в конечность собственной жизни. Он знает о том, что рано или поздно покинет этот мир. Но в самой своей бессознательной глубине, в самой мизерной точечке своего интеллектуального  начала  не верит, что все для него будет кончено. Смерть с точки зрения земного существования мы признаем, как факт, но в глубине сознания коренится неистребимая вера в посмертное существование. В каком мире и в какой форме - не известно, но сущность человеческая останется прежней. Она неизменима и неуничтожима. Единственное, что вызывает сомнения, так это существование памяти о предыдущих воплощениях. Такова глубинная вера большинства людей в свое бесконечное пребывание в осознаваемом мире.

 К тому же невозможно поверить, что нет цели существования, нет высшего, трансцендентального предназначения жизни. Мы не в состоянии поверить, что люди прекратят поступательное развитие и исчезнут без следов и последствий, как это произошло со множеством форм биологической жизни.

 Напрашивается констатация факта, что сознание запрограммировано в трех непререкаемых истинах: во-первых, мир создан разумом; во-вторых, это создание имеет интеллектуальный замысел; в-третьих, человек - бессмертный представитель высшего разума, один из его воинов на поле битвы за осуществление великого замысла. Человек – начало, он же конец. Начала мироздания нет и конца соответственно тоже, следовательно, индивидуальное сознание не возникало никогда и не исчезнет никогда, а существует вечно вместе с замыслом мироздания. Сознание человека - проявление бесконечного духа, играющего формами жизни как жонглер факелами. Клетка вселенского разума, пытающаяся охватить своим микроинтеллектом масштаб макрознания.

 Если отказаться от этих трех истин и признать, что мир неразумен, не имеет цели, а жизнь человека не является осуществлением грандиозного плана, то единственным, логически обоснованным актом будет прекращение бессмысленных страданий плоти.

 Но покажите мне того гения, что сможет описать бессмысленность существования вселенной, доказать отсутствие разумности мироздания и человеческого существования в нем! Такие задачи не под силу ни логике, ни воображению.

 Отсутствие разума вселенной разумом не доказать.


Рецензии