Эссе - после прочтения стихов александры крючковой

РЕЦЕНЗИЯ-ЭССЕ после прочтения стихов Александры КРЮЧКОВОЙ


ПРЕОДОЛЕВАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ,
или
ЛЕСТНИЦА ИАКОВА

   «И увидел Иаков во сне: лестница стоит на земле, а верх её касается  неба; и Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И Господь стоит на ней и говорит:…» (Быт.28:12-16)
   …а вот услышать, ЧТО говорит, дано не всякому, но многие пытаются, и некоторым удаётся…
 
   «Я остановилась на мосту между Землёй и Небом…» (Александра Крючкова «Игра в иную реальность»)
   
   «…но шаток мост над алчной бездной» (Александра Крючкова «Творцам»)
 
   «…как вдруг где-то вдали замерцал Свет…» (Александра Крючкова «Игра в иную реальность»)

 ----------------------


   Сначала я случайно наткнулась в инете на стихи мне тогда ещё не известной Александры Крючковой. Яркие. Интересные. Страстные. Я бы даже сказала: мощные. Без «специальных поэтических слов», но Поэзия… которая с большой буквы… которая по природе своей – Поэзия.

   Однако начну с банальности (говорят, она потому и банальность, что проверена временем и стала очевидностью): важно, О ЧЁМ сказано, и то – КАК, но когда одно оказывается в связке с другим, то такое «Ах!» от пресловутого единства формы и  содержания!
   Вот и во мне это «Ах!» родилось и выдохнулось.

   А если при этом и смыслы не на поверхности, если «смысловые колодцы»… короче, хотелось ещё и ещё читать этого автора, чтоб распознавать «слова-путеводители», облегчающие путешествие по неожиданным мирам.

   И – через интерес к этим мирам – возник интерес к Личности: какова эта Александра Крючкова в жизни?

   Увидела. Маленькая трогательная женщина-девочка… чуть выше полуметра… со сдержанной и очень музыкальной, если так можно сказать, пластикой. Не болтлива. Только глаза говорящие, однако не сразу разберёшь – что говорят. На туннели похожи,  где угадывается свет в конце каждого туннеля, но чувствуешь, что путь к нему непрост. Приманные глаза… заманивают в какую-то  бескрайность, куда ВДРУГ проваливаешься. А когда начинает читать стихи - выплываешь в особенные волшебные пространства по каким-то особенным дорожкам, по каким гуляет её душа, и понимаешь: если ты выплыл туда же, то она не против, чтобы ты немного поплыл рядом… не потому, что нужен ей, а потому что вам обоим важны эти самые волшебные пространства и особенные дорожки…

   Виртуальный образ соответствовал реальному. Женственна, как женственны её стихи и проза, - не бабские, не слезливо-сентиментальные, но и не унисекс. Они все, как ответ
«на зов Любви, не знающей границ,
что разливалась волшебством безбрежным
по белоснежным плоскостям страниц
по-женски всеобъемлюще и нежно...»

   В них и смелость  быть собой, открыться.
   И более высокая смелость - предъявить себя не в качестве объекта обожания, а в качестве проводника… «туда, не знаю куда», откуда надо «принести то, не знаю что», однако найти и принести – и оно окажется то, что надо.

   И до знакомства, и после виделась за стихами девочка, которая вышла в жизнь без щита, без маски и даже без грима один на один лицом к лицу не с любимыми, не с врагами, не с зеркалом, а с огромным миром, в котором и любимые, и не любимые, и любящие, и не любящие, и друзья, и недруги, и всё содеянное человеком доброе и злое, и природа, и космос, и Рай с Адом... и  камни на перепутьях, а на камнях стёрто, что случится при выборе направления, - угадать надо! - и перепутья такие почти на каждом шагу… Так и хотелось спросить: «Девочка! Можно с тобой вместе?»

   Чувствовалось: ей дарована Благодать Движения («Да будет до скончанья лет – вовек благословен идущий!») и отчаянная решимость не останавливаться на пути - на Пути как таковом, который существует и без любого из нас, но раз уж  дано счастье родиться, то надо попытаться его понять и пройти по нему, сколько получится… на Пути из себя, преодолевая телесность, - в себя иную, которая больше тела:

«Я закрываю глаза… я лечу вне… за… над… на…
Свет… в миллиметре от…»

   И раздвигается пространство, преодолеваются земные законы:
«Падать, падать!
                На небо!
                С крыши!
                Рас-ка-чай-те
                гамак созвездий!...»

   Потому что:
                «Тесно-тесно
                Во всём
                Телесном.
                Падать,
                Падать
                На небо
                Птицей...»

   Потому что:
«…мне холодно, и далека весна,
а темы сужены – тесны, как платье детям,
что выросли…
…а в остальном здесь сказочно…»

   И потому снова и снова попытки:
          «…вдруг разорвать этот круг, чтобы …
          - чтобы соединить в нить…
          Сшить… Свить…»

   И всё время разными словами – одна мечта: «и тело станет невесомым…»

   Как же так? Ведь невесомость – это когда нет сил притяжения, связей.  А ведь она вроде бы всё время пытается «сшить», «свить», а значит - создать связи, но по-своему, какие-то иные…
   Не противоречие ли?! Может ли ощущаться в этом случае «невесомость»?

   Может, если каждый в этих по-новому «сшитых» связях существует настолько органично, гармонично, адекватно себе самому и всему Сущему, что не ощущает тяжести давления, насилия - и парит свободно. Вместе с каждым живым и неживым элементом Сущего, но при этом свободно. В пространстве взаимоприятия и любви. В христианстве это называется Благодать…

   Говорят, что если будешь долго искать себя, то в конце концов найдёшь, но лишь себя самого, - просто очистишь зеркало, в котором ясно отразишься. А если станешь искать Бога (Нечто Высшее, что вне тебя), то найдёшь иное «зеркало», которое покажет всё мироздание и тебя как неотъемлемую его часть. Похоже, что Александра Крючкова ищет именно второе.   

   В её стихах – почти в каждом - образ путе-шествия… в себя, от себя, к любимому, от любимого, ввысь, вглубь, в умирание, в рождение:

«Мне,
Блуждающей
В сказке странствий
В обнимку с неразделённой любовью,
Пишущей строчки
Лишь собственной кровью,
Пережившей
Так много смертей,
Разбитой
Об стены
Немых палачей –
Столь красивых, но пошлых и лживых речей
Бесполезных,
Зажигающей
Сотни огарков свечей
В сердцах тех иных,
Кто остался в живых,
В уцелевших пока ещё от
Возложения на эшафот,
Безвозмездно,
Мне,
Восставшей
Со дна страшной бездны
Потерь и разлук –
Без протянутых рук,
Долетевшей
До самых далёких созвездий,
Идущей
Вперёд до конца,
Но не ради венца от Творца
Поющей,
Дайте знать,
Что Вы были и есть
И пребудете здесь –
Рядом со мной –…»

   И дрожит, вибрирует между Небом и Землёй живой звук солнечного летнего дня: «З-з-з-ззз!»:

«…Наша с небом неЗрима свяЗь –
Тонкий луч Запредельной выси,
ФраЗ уЗоры – Златая вяЗь…»

   И вырывается изнутри дыханием «Х»:

«…За плечами – лишь вдоХи – вздоХом,
СтраХом плаХи – не бывший греХ…»

   Звукопись, однако! Ещё один признак Поэзии…

   И ритмы – неожиданные,  создающие особую энергетику:

«Мой корсет-тело
Смят  -
С головы до пят –
Снять смело,
Пока тут все спят –
Тишь…
И бесследно - в рассвет! –
Всё ли спела?»

   И рифмы часто неожиданные: «не поверите» - «двери те»,
«хвоя – кто я»…

   У Александры Крючковой более ста тысяч читателей на сайтах. Около двух десятков изданных книг поэзии и прозы (да, да, она ещё и прозаик, весьма интересный!).  Более  пятидесяти премий, дипломов, побед в конкурсах. Она член Союза Литераторов России, Союза Писателей России, Союза Писателей XXI Века, Международной Ассоциации Граждан Искусства (Испания), Международной Гильдии Писателей (Германия), Русского Литературного Клуба, Открытого Литературного Клуба "ОТКЛИК", Регионального Общественного Фонда содействия развитию современной поэзии "СВЕТОЧ". Она финалистка конкурса лит.премии "Наследие"-2013 (Императорский Дом Романовых), вошла в шорт-лист «15 лучших прозаиков России» (2012 г.) и шорт-лист «Поэт года» (2011 г.). И даже стала Гос.стипендиатом РФ как "выдающийся деятель культуры и искусства России" (в соответствии с указом Президента N.1904, решение от 21.03.2012).

   А ещё она рисует картины… тоже самобытные, интересные.

   А ещё она организует и регулярно проводит литературные «междусобойчики». Находит талантливых людей, даёт им возможность показать себя публике, радуется их успехам, в одном из московских арт-кафе «Алиби» собирая для них и публику – неравнодушных к Слову. Только совершенно самодостаточный и душевно щедрый человек, не боясь соперничества, а радуясь собратьям, может так жить…
…там – на лестнице Иакова…приглашая туда и нас.

   
   P.S. Александра Крючкова в два раза моложе меня. И мне радостно видеть, что несмотря на социальные катаклизмы и апокалиптические пророчества не оскудевает Земля талантами, в том числе – российская земля. Это вдохновляет жить…

   
   Карина АРУЧЕАН (Мусаэлян), член Союза Писателей России, лауреат премий Союза Журналистов России и Московского Союза Журналистов


А ВОТ ОДНО ЕЁ СТИХОТВОРЕНИЕ из тех, КОТОРЫЕ МНЕ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ:


!!! ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

«В спокойствии прикрытых век –
Любовь, достигшая предела…
Я помню: Чёрный Человек
Моё – увозит в лодке – тело.

Нет никаких знакомых лиц,
Ни церемонии прощанья –
Безмолвно кружит стая птиц,
И том стихов – как завещанье.

В туманной дымке – острова,
Всё дальше – мостики и крыши…
Кричу Ему, что я – жива!
Но Он как будто бы не слышит –

Молчит… Не знаю я, кто – Он,
И сколько минуло мне вёсен…
Привычный шум прибрежных волн
Едва нарушат всплески вёсел.

Какая странная печаль:
И песни томных гондольеров,
И карнавальный бог – февраль,
И всё, что было здесь, – химера.

А я осталась… Я – жива!
Там – тело, сброшенное платьем!
Всё дальше, дальше – острова,
Всё ближе – Вечности объятья…

Твоя Венеция навек
В мой Судный День осиротела…
Кто ты, тот Чёрный Человек,
На лодке увозящий тело?»


Рецензии
Карина, прочла Ваш рассказ об Александре.
я тоже знаю ее лично. Замечательный человек. Умница, талантлива, трудолюбива.

Вы прекрасно написали. недавно прочла предисловие к книге И. Бродского " Письма римскому другу"

Самуила Лурье ... Зачиталась, стала по новому видеть многое в стихах.

Вы пишите интересно, хорошо, что именно Саша привлекла ваше внимание, она этого достойна.

Посмотрите еще стихи Владимира Мальчевского. Мне бы очень хотелось узнать Ваше мнение.мы все из объединения " Светоч" и давно знакомы. Но настоящих ПОЭТОВ на стихире мало.

Нина Бескупская   28.02.2016 20:09     Заявить о нарушении
Уважаемая Нина, я более полугода валялась по больницам, была вне интернета. Уже пару недель дома, но глаза устают, потому очень потихоньку вхожу в прежний ритм... Спасибо за наводку на Мальчевского. Посмотрю и отвечу. Но вряд ли раньше, чем через месяц...

Карина Аручеан Мусаэлян   26.08.2016 11:14   Заявить о нарушении
Уважаемая Нина, после почти года болезни, когда я не заходила в интернет (зашла лишь однажды в августе), я только сегодня почитала рекомендованного Вами Владимира Мальчевского. Увы, не понравилось - стихи показались слишком искусственными, хотя хорошие образы и строки там есть, но...

Карина Аручеан Мусаэлян   13.11.2016 15:34   Заявить о нарушении