Заметки о языке Зип-Джолзик

ЗАМЕТКИ  О ЯЗЫКЕ ЗИП-ДЖОЛЗИК



1.
В январе 2014 года, в самом начале, обнаружилось, что язык звучит неуклюже. Пришлось поломать голову несколько дней и придумать формальные артикли. Раньше я создавал десятки языков, и никакой необходимости в этом не было.



2.
Можно представить, как 10 художников собрались в открытом поле и им дана свобода рисовать всё что угодно из того, что они видят вокруг. Примерно так же создаются компланги: они создаются из 10-15 языков, имеющихся в наличии, и на этом свобода ограничивается. Квиласт позволяет использовать сотни тысяч вариантов одного слова. Но мне возразят, сказав, что это излишество, можно быть свободным художником и в поле.



3.
При создании числительных я использовал технотронный метод, с некоторой импровизацией, хотя мой язык не технотронный, а созерцательный. Примечательно, что ЛИК отказался от этого метода, хотя как-раз его-то язык и есть самый что ни на есть технотронный.



4.
Всё создание грамматики Джолзика как-раз и укладывается в 2014-й год – от начала и до конца.



5.
При обсуждении проекта основательной беседы никогда не выходило, всё замыкалось на кратких репликах. Это явление можно назвать «репликацией». В  американских фильмах на каждом углу говорят о несправедливости Творца,  но  подробной беседы никогда не происходит.



6.
Когда я предложил ЛИКу ввести шипящие звуки в его язык, он ответил, что шипящие ему не нравятся. А мне не нравятся согласные диграфы. После долгой борьбы с самим собой пришлось утвердить диграфы, без желания и через силу. Давно замечено, что литературные персонажи  живут своей жизнью, подчиняя автора и заставляя его делать то, что он не  хочет. Язык тоже живёт своей жизнью и не  всегда нравится  автору.



7.
Если кому-то не нравится мой язык, то стоит вспомнить доллар, который всем нравится, потому что в долларе 41 рубль.



8.
Стоит признать, что Всемирный язык очень необходим, но это проблема не 1-й важности, и даже не 2-й.



9.
Сначала для меня создание языков было развлечением. Затем стали появляться мысли о всемиризации. Если бы я знал, что создание языков – такое простое дело, как поедание мороженного, то я бы приступил к этому ещё  в 80-е годы. О создании языков я, конечно же слышал, но о квиласте не знал. До сих пор неизвестно, кто первым изобрёл этот метод: может, я, а может, не я.



10.
Уверен, что многие, как и я, уничтожали свои литературные сочинения в детстве, чтобы о них никто не узнал. Иногда я уничтожал свои стихи и в более зрелом возрасте. Просто надо было заснуть, чтобы выспаться и утром прийти на работу.



11.
Моя повесть «Опасные игры» уже давно лежит в недоделанном виде, её продолжение – в голове. Повесть, и многое другое, отложено до лучших времён, пока будет создаваться словарь Джолзика.



12.
Странно видеть удивлённые глаза моих оппонентов, которые требуют, чтобы я немедля перевёл на Джолзик «Войну и мир». И они знают, что язык – новый, даже не доделанный!



13.
При создании грамматики Джолзика я не заглядывал в грамматики других моих языков, считая, что торопиться усложнять её  пока некуда – надо сначала создать простой вариант языка, для толпы. Но что сделано – то сделано: создана почти вся расширенная грамматика.



14.
Кое-кто убеждён, что создавать Всемирный язык – это сущий идиотизм, ты  лучше занимайся более приземлёнными и более «полезными» делами. Кажется, что объяви я о создании Вечного двигателя, недоумений было бы меньше.



15.
Некоторое время назад энтузиасты принялись создавать новую электронную энциклопедию, чтобы без всяких проблем размещать в ней материалы об искусственных языках, и никто не запретит. Но не гораздо ли проще было создать Энциклопедию Искусственных Языков, каждый желающий может разместить свой проект, причём бесплатно и без каких-либо условий? Иногда при тех же усилиях можно достигнуть гораздо большего.



16.
Странно также и то, что в интернете можно набрать фразу «искусственные языки», а вылезет лишь 20-30 языков, хотя их десятки тысяч. Ознакомиться можно лишь с десятком языков!



17.
Одна из задач при создании нового языка – сделать слова по возможности короткими, и чем короче, тем лучше. Один раз мне удалось нечто подобное, но теряется выразительность. Чаще всего выходит язык чуть короче русского.



18.
Когда я переводил церковную песню:

«Христос воскрес из мёртвых
Смертью смерть поправ
И сущим во гробах жизнь даровав».

То получилось: «Христос воскресает (прямо сейчас!) и каждый духовно-мёртвый человек превращается в Христа».

А в первоначальном тексте просто констатировались давнишние события.
И неудобное слово «Пасха» теперь превращается в «Макирарт» или «Март», то есть, «Воскресение».



19.
При описании руссонима можно сказать, что руссоним выражает направленность, но это слово ни о чём не говорит. В  русском языке нет слов для краткого выражения смысла руссонима.



20.
При составлении шифров необходимо стремиться к наименьшему числу, чтобы скорость производства новых слов не портила настроение.



21.
Некоторые товарищи зомбированы до такой степени, что у них слово «шифр» может ассоциироваться только с шифрованием, и ни с чем иным. Каждый зомбированный полагает, что у него ясная, чистая голова, и все мысли разложены по полкам.



22.
В русском языке вполне допустимо говорить: «Я говорю на зипе». Обычно «ЗИП» расшифровывают: «запчасти, инструменты и принадлежности». У меня это слово означает «всемирный».


Рецензии
Несмотря на мои предыдущие рецензии читать вас мне было очень интересно. Возможно, потому что в 90-ых сам пытался создать искусственный язык, правда, он был наподобие Арахау, в нем каждый звук означал какой-либо смысл.
Молодец, что проделали такую большую работу по поводу проблемы освящения искусственных языков. Однако я считаю, что ваш главный козырь, что изучать язык зип-джолзик интересно - работать почти не будет. Да, есть такие люди, которым изучать языки интересно, но им интересно изучать практически любой (во всяком случае естественный) язык; для подавляющего большинства остальных - это большая нудятина и тягомотина. К тому же изучающий язык, всё равно надеется на некоторую пользу от изучения и вследствие этого конечно предпочитает изучать популярные языки.

Михаил Оживитель   03.02.2016 05:55     Заявить о нарушении
Насколько я понял, речь идёт вовсе не о том, насколько хорош Джолзик, а лишь о том, насколько хорош проект (имеет шанс на раскрутку). Если, к примеру, Джолзик равен испанскому, суахили, хинди, и ни в чём не уступает им, то юзеры предпочтут естественный язык, а не Джолзик. Чтобы, изучив, сразу же использовать. Но я бы обратил внимание на то, что некоторые явно провальные языки нашли 100 или 200 последователей, хотя юзеры могли бы предпочесть Эсперанто, на котором говорят 2 миллиона человек. Что толкнуло их на этот шаг? - Не важно, главное, что лингвопродукт имеет спрос. И затем, когда 1000 патриотов начнут говорить на Джолзике, к ним должны подтянуться с пол миллиона эсперантистов. Ну, а дальше будет всё интересней и интересней.

Также я продвигаю латинский алфавит в системе СОРП. И видно, что имеются реальные сторонники этой идеи. Сотни людей мечтают перейти на латынь. И сотни тысяч мечтают о всемирном языке. Главная проблема была в том, чтобы убедить их, что твой проект - лучший. И говорить про это было одно сплошное удовольствие. Чувствуя за собой правоту, легко говорить о любимом предмете хоть до бесконечности. Если же кто-то сомневается, он не вступает в споры, или быстро выходит из диалога (говорить нечего). Если кто будет в согласии с собой - вскоре с ним будет в согласии весь мир. Неизбежно.

Андрей Браев-Разневский Абр   04.02.2016 06:31   Заявить о нарушении
Забыл сказать. Вся фишка в том, что мой проект не требует с человека ничего, но дарит ему массу удовольствия. Чтобы стать джолзером, вовсе не надо зубрить джолзик. То есть, не обязательно. Надо просто быть сторонником проекта. То есть, могут быть и фальшивые джолзеры - всё принимается. Мы в школе учили иностранный язык, а после победы Джолзика просто новое поколение будет выходить из-за парты со знанием Всемирного Языка. Не делая никаких усилий! Хотя и изучение Джолзика и его раскрутка должны быть (по желанию). Мега-супер-выгодный проект. Нет времени учить - продвигай, рекламируй, нет времени - хорошо отзывайся. Никаких обязанностей, ничего не должен. Круто. Многие, как я думаю, станут фанатеть по Джолзику исключительно ради удовольствия, а не выгоды. Ровно так же, как зубрят клингонский, ларимин, нави, эльфийский, и прочие никому не нужные языки. Мы не можем общаться с миллионом индусов одновременно. Если на джолзике будут общаться 10 человек - этого хватит на всю жизнь. Да и ещё 1000 доводов за успех проекта.

Андрей Браев-Разневский Абр   04.02.2016 08:39   Заявить о нарушении
Ну что ж дай бог вам набрать людей. А я даже немецкий восстанавливать не хочу. Всё на английский налегаю, ловек.хотя немецкий учить тоже было интересно. Такой уж че

Михаил Оживитель   05.02.2016 21:45   Заявить о нарушении
А меня бесят стандарты. Бах, Пушкин, гитара, история России, всеобщий инглиш, лирика, кино для всех, короткие причёски, приличные фото, стандарты образования, типовые мысли, поверхностный патриотизм, советское кино, попса невыносима. Только всё новое, редкое, непопулярное. Как называются такие люди, стремящиеся убежать от обыденности - пока не знаю. Некоторые из таких при совках подались в попы (потому что непопулярно). И обожаю ДЖАЗ. Самый непопулярный, без примесей, виртуозный, кажущийся "пилящим по нервам". Чем меньше походит на музыку, тем лучше. Нравятся редкие алмазы (штучные), муассанит, картины никому не известных художников, особенно вообще не считающихся художниками, абстракционизм, офорт, Филонов. Надеюсь в будущем найти в этом единомышленников (что совершенно непопулярно). А Джолзик - это для всех. Шанс на успех - 95%, всё просчитано. Так что советую, по крайней мере, задуматься над тем, что снами происходит, и почему не мы управляем собой, а всё решили за нас. А мы как буратины кем-то выстроганные. Плывём исключительно по течению, довольны и счастливы. И всем того желаем. Кто не с нами - тот увы...

Андрей Браев-Разневский Абр   06.02.2016 12:02   Заявить о нарушении
Рыбе в косяке выжить легче. И иметь общие интересы со всеми выгоднее, вот и мучаюсь не смотрю телевизор так как у нас детективами все увлекаются, а канал культура не в почете, приходится любимые фильмы из имела качать и на компе смотреть, такчто тоже из-за своих не совсем стандартных вкусов страдаю:-)

Михаил Оживитель   12.02.2016 13:44   Заявить о нарушении