Мечты

- Что читаешь?
- Грина «Алые паруса», не читала?
- Читала, конечно, скукота, да и для детей, как тебе такое может быть интересно? Ты же уже взрослый и мужик к тому же, а там одни сопли.
- Ты что, вообще? Да Грин… Да это вообще самое крутое, что может быть!
- Чего же там крутого? В чём крутость? В том, что какая-то не совсем адекватная девчонка намечтала себе принца и была готова ждать его всю жизнь, а принц в своё время тоже оказался извращенцем-педофилом и параноиком, который только и мечтал о том, чтобы трахнуть эту малолетку.
- Дура ты…
- Сам ты придурок…
Он вышел из купе и пошёл в тамбур покурить. Там, глядя в мелькающие за окном поля, деревья и дома, он курил и думал. Он не мог поверить, что такая хрупкая и  приличная на вид девушка говорила ему такие ужасные вещи. Сначала его трясло от злости, он хотел вернуться в купе и  сказать ей всё, что он думает о ней и о её цинизме. Как можно не верить в любовь, как можно не верить в мечту? Как можно так бездарно и примитивно трактовать такие серьёзные вещи? Он курил сигарету за сигаретой, смотрел в окно и думал.
- Что куришь?- Услышал он за спиной.
- Вот.- Показал он ей пачку «Парламента».
- Фу, гадость… Ну ладно, давай хоть такую.- Она закурила и посмотрела на него.- Ты вот скажи, ты же взрослый мужик, а что, до сих пор ты веришь в сказки? Ну, прости, я погорячилась, ну может «Алые паруса» и не совсем фигня, но, согласись, это же просто обычная сказка, только для взрослых. Ну чему там можно поучиться, ну скажи?
- Ты что, действительно не понимаешь?- Спросил он.- Ты не видишь и не чувствуешь того, что там написано? Да там же про самые светлые чувства, про верность, про любовь, про предательство, про дружбу. И самое главное, там про МЕЧТУ. Вот у тебя есть мечта?
- Мечта?...- Протяжно повторила она и повернулась к окну. Они проезжали мимо какой-то небольшой станции. На перроне сидели бабульки и торговали кто пирожками, кто мороженным, кто мягкими игрушками.- Не знаю, если честно. А что вообще ты вкладываешь в понятие «МЕЧТА»?
- Как это что? Ну, ты что, разве не мечтаешь ни о чём? Ты разве не мечтаешь стать кем-то, достичь чего-то, ну или побывать где-то?- Он закурил следующую сигарету. Повисла небольшая пауза.
- Ты знаешь, если ты о такой мечте, то я отвечу, я просто не хочу быть похожей на этих бабок, не хочу на вокзале торговать солёнными огурцами или семечками.
- Ты так ни фига и не поняла, а жаль.- Он бросил недокуренный бычок на пол и пошёл в вагон. Не успел он закрыть за собой дверь в купе, как вошла проводница и принесла два чая,- но я не заказывал чай,- сказал он.
- Вы не заказывали, а ваша девушка заказала.
- Она не моя девушка, Вы ошиблись, поэтому заберите этот чай.
- Не вы…ёживайся,- сказала она, войдя следом за проводницей,- не хочешь, не пей, а я буду. И как джентльмен, мог бы и сам предложить леди чай или кофе.
- Это ты-то леди? Необразованная и циничная, живущая без мечты и не смотрящая в будущее, не читающая книг, не верящая в любовь и дружбу и… вообще…
- Что вообще? Ты уж договаривай.- Вся её весёлость и беспечность мгновенно куда-то улетучилась, и она уже не была похожа на молоденькую симпатичную простушку.- Ты считаешь, что если ты прочитал одну книгу Грина, то можешь уже считать себя суперобразованным? Можешь обсуждать и осуждать других? Иногда надо просто иметь своё мнение, надо просто глубже смотреть на вещи и, конечно же, из прочитанных книг, романов, рассказов и сказок, выбирать самое главное и важное, но, тем не менее, не забывать о том, что это всё-таки просто сказки и, что их написал какой-то такой же обычный человек, как и ты сам. Надо не забывать, что ты тоже личность, а не часть серой массы и не надо бояться быть непохожим на всех, не стоит стесняться того, например, что ты не ходишь по воскресеньям в церковь или, что ты не имеешь бассейна на своей даче. Это всё фигня, поверь. Просто надо быть собой, и быть реалистом, а не жить в мире розовых соплей и несбыточных желаний. И не стоить забивать себе голову какой-то ерундой наподобие МЕЧТЫ.
И опять повисла тишина. Только стук колёс и тихая музыка из хриплого динамика нарушала эту тишину.
Они оба смотрели в окно, и каждый думал о своём. Они ехали в этом купе всего несколько часов, они не были даже знакомы, молодые студенты, ехавшие каждый по своим делам, каждый из них был полон решимости, но каждый из них прятал в себе частичку своих эмоций и своих секретов. Было непонимание, но не было злобы. Они пили чай в тишине и изредка погладывали друг на друга. Она первая нарушила тишину:
- А вот скажи, ты правда о чём-то таком мечтаешь?
- Ну да, у меня есть мечта, но я тебе не скажу, я в этом плане суеверный. А у тебя, что, правда, нет никакой мечты? Я имею ввиду не просто желание, типа дачу или машину или квартиру на Манхеттене. Я говорю именно о той мечте, к которой ты готова идти всю свою жизнь, ради которой ты бы могла отказаться от чего-то ценного и важного для тебя. И всё это ради достижения одной единственной цели. Нет у тебя такой мечты?
- Я не хочу тебя расстраивать, но у меня такой мечты нет.- Спокойно ответила она и улыбнулась.
- Нет, я правда не понимаю, как можно ни о чём не мечтать?- Возмутился он.
- Не знаю, мне нормально, я живу сегодняшним днём. Нет, я, конечно, смотрю в будущее, планирую его, как могу, но живу я СЕЙЧАС, я не знаю, что будет со мной ЗАВТРА, да и ты не знаешь, тем более, мы не знаем, что будет с нами лет через десять или двадцать. Какой тогда смысл в этих мечтах, если они могут не сбыться? Или нет, не так. Какой смысл в этих мечтах, даже, если они и сбудутся, то потом будут просто не нужны, потому что поменяются приоритеты, поменяются взгляды на жизнь вообще, да и мы сами поменяемся. Вот как тогда жить? Ну ответь.
- Ты просто всё усложняешь. На самом деле человеку просто необходимо мечтать, он не может жить без мечты, без цели. Даже само словосочетание говорит само за себя. БЕЗ ЦЕЛИ… БЕСЦЕЛЬНО… Ты хочешь, чтобы твоя жизнь прошла бесцельно?
- Слушай, не говори ерунды,- она прислонилась головой к стене купе и смотрела прямо ему в глаза. В его глазах она не видела ни злости, ни отвращения. В его глазах было лишь непонимание.- Наша жизнь и так проходит бесцельно. И не пытайся найти смысл жизни, его просто нет. Великие умы не смогли за тысячелетия найти и понять смысл жизни, а ты думаешь, что ты самый умный?
- Я сейчас не о смысле жизни говорю, а о мечте. У всех великих людей были мечты, все грезили, мечтали и жили своими мечтами.
- У великих, говоришь? У Александра Македонского была мечта, у Наполеона тоже была мечта, у Гитлера тоже была мечта. И что? И где они теперь? И как они все закончили, ты не помнишь? Или вот Гоген. У него тоже внезапно появилась мечта. Он бросил всё, семью, карьеру, дом и пошёл за своей мечтой. Он стал художником. Правда умер он совсем молодым от проказы, на диком острове и в одиночестве. Зато, по всей видимости, с мечтой своей он справился. Был ещё Кук, который тоже мечтал и был сожран людоедами.
- Ты это сейчас к чему?- он подался вперёд. Руки его дрожали.- Ты хочешь сказать, что все они зря мечтали? А я им завидую. Они хоть и прожили каждый свою недолгую жизнь, зато они делали то, что хотели и шли к своей цели, а не к той, которую им кто-то указал бы.
- Ага, ты только не забывай, скольких они людей сделали несчастными, сколько погибло народу из-за их целей. Короче, бред это всё. Давай спать.
- Спать… Хочешь, спи, а я не хочу, я пойду покурю.
- Смотри, много не кури, а то можешь не дотянуть до своей мечты.
- Язва ты и дура.
Когда он вернулся в купе, то увидел, что она отвернулась к стене и накрылась одеялом с головой. «Ну и ладно, так даже лучше»,- подумал он, лёг и выключил свет…
- Нет, ты всё-таки ответь,- услышал он сквозь сон,- скажи, ты действительно готов отказаться от многого только ради одной мечты?
- Блин… Ну чего тебе не спится?- Пробубнил он в ответ. Сон как рукой сняло, он сел и посмотрел на неё. Сквозь неплотно задёрнутые шторы вагонного окна ритмично врывались в купе лучи пробегающих мимо фонарных столбов. В эти секунды, когда свет освещал купе он чётко видел её профиль. Он видел, что она тоже сидит, закутанная в простыню, обняв колени руками.- Ну чего ты ещё от меня хочешь услышать? Мы же на разных полюсах понимания, на разных полюсах восприятия сути МЕЧТЫ. Ты меня не поймёшь никогда, пока сама не определишься со своей мечтой.
Он смотрел на неё, глаза привыкали к темноте и он всё чётче видел её силуэт. И в этот момент он почувствовал странную дрожь, никогда ранее не посещавшее его ощущение открывало какие-то новые и неизведанные каналы его сознания. Но он не мог дать объяснения этому явлению.
- Нет, ты просто ответь. Ты готов отказаться или нет?
- Я же тебе уже ответил, что готов. Я давно определился в жизни с тем, что для меня важно и что мне нужно. И я буду идти к своей цели любыми путями и достигать её любыми способами. И вообще, может быть, я романтик.
- Романтик? Романтизм – это, конечно хорошо, но цинизм всё-таки практичней.
- Ненавижу циников. Именно они отравляют всю нашу жизнь.
- Вашу? В смысле жизнь романтиков?
- А хоть бы и романтиков…
- Ладно, проехали. Ну а если твоя мечта всё-таки не сбудется, что ты будешь делать тогда?
- Пока я буду жить и буду способен что-то делать, творить и мыслить, я буду стремиться к этой мечте, а когда меня не станет, то мне уже будет всё равно, достиг я этого или нет.
- Странное у тебя понимание достижения цели,- она тихонько хихикнула, а внезапно полоснувший по её силуэту луч света вырвал из темноты её прищуренные весёлые глаза. И он опять почувствовал комок, который перекрыл ему дыхание, ему казалось, что он начал задыхаться, но спустя несколько секунд дрожь прошла, и он смог глубоко вздохнуть.
- Может и странное, но это моя жизнь и я хочу, чтобы было именно так.
- Ну ладно, а тогда другой вариант. Я не знаю, сколько ты времени отвёл на достижение этой цели, но что будет, когда твоя мечта всё-таки сбудется? Вот представь, сбылась твоя мечта… И что потом?
- Как это что? Потом я буду счастлив, буду жить с чувством выполненного долга, с чувством человека, достигшего своей главной поставленной цели, и не важно, сколько уйдёт на это времени, и не важно, как это быстро произойдёт. Вот так вот.
- Интересно,- не унималась она,- значит, когда ты достигнешь своей мечты, когда она сбудется, и ты станешь счастливым, то потом ты будешь жить уже без мечты? Тогда чем мы с тобой отличаемся? У меня нет мечты сейчас, у тебя не будет её потом. В любом случае, в какой-то момент времени мы с тобой вместе будем жить без мечты, так?
- Нет, не так…
- А как?
-… Я не знаю, я не думал об этом. Сейчас для меня важно достичь того, о чём я мечтаю, а потом… Это будет потом. Возможно, у меня появится новая мечта, а возможно, что я к этой буду идти долго и у меня не останется сил и времени на новую.
- Хорошенькое счастье у тебя получается. Быть счастливым без мечты или остаться совершенно обессиленным. Никому бы такого не пожелала. Ладно, я всё поняла, спокойной ночи.- И не дождавшись от него ответа, она опять легла и отвернулась от него.
- Спокойной ночи…- пробормотал он. Он знал, что уже не заснёт до утра. Он встал, оделся и вышел в вагон-ресторан, где и провёл остаток ночи. А когда вернулся в купе, то увидел пустую полку, аккуратно сложенную постель. На столе он нашёл записку: «Удачи тебе в достижении цели и найди свою мечту. Но постарайся не упустить чего-то более важного, о чём ты ещё даже и не догадываешься»…


***


Он захлопнул крышку своего ноут-бука и вышел из купе. За окнами мелькала настоящая весна, Люди копошились на огородах, на станциях, как и двадцать лет назад, бабульки торговали семечками, варениками и пивом. Те же пейзажи и те же перроны, станции, вокзалы. Ничего не изменилось за те двадцать лет, когда он ехал в этом поезде на свадьбу к другу. Прошло двадцать лет, он, профессор Бостонского университета, автор множества научных книг и статей, достигший в жизни практически всего, о чём только можно было мечтать, могущий позволить себе практически всё, опять ехал к своему другу на свадьбу. На свадьбу его дочери. Он закрыл двери своего купе и пошёл в вагон-ресторан. Есть не хотелось. Почти все столики были заняты. Заказав виски, он нашёл единственный свободный столик и сел у окна. Какая-то грусть вдруг нахлынула на него, то ли воспоминания, то ли тоска по родине. Он не мог найти ответа о причине внезапно нахлынувшей грусти.
- Простите, возле Вас не занято?- На него смотрели огромные голубые глаза. Где-то он уже видел эти глаза, но где, он вспомнить не мог.
- Садитесь, конечно, я всё равно собирался уходить.- Он поднялся, но тут принесли ему его виски со льдом.
Она улыбнулась:
- Нет, не уходите, Вы же не собирались уходить, я поищу другой столик.
- Нет, ну что Вы, вы тогда просто присаживайтесь рядом, Вы  мне совершенно не помешаете.- И он улыбнулся ей.- Вы не скажете, где мы могли с Вами встречаться? Вы не бывали в Бостоне?
- В Бостоне? Нет, что Вы, Я вообще не бывала за океаном. Мы живём с родителями и младшей сестрой здесь, а за границей я бывала лишь на курортах в Европе. Так что Вы просто обознались.- И она опять улыбнулась, слегка прищурившись. И опять его словно ударило током.- Я не буду Вас отвлекать, простите.
Она достала книгу. И опять удар током. Он прочитал: Александр Грин, «Дорога в никуда».
- Простите, а Вы любите Грина?
- А Вы не любите?
- В молодости это была моя настольная книга, но я любил больше «Алые паруса», а «Дорогу» не очень. Она слишком грустная.
- Да у него всё грустное. Но в отличие от всего остального, «Дорога в никуда» самая правдивая и реалистичная история. Это история о жизни, о том, что мы можем утратить то, что имеем, утратить можем в один момент, из всего можем превратиться в ничто. Но, зато, настоящий человек всегда останется личностью, независимо от обстоятельств.- Она налила сливки в только что принесённый ей кофе и посмотрела в его глаза.
- А вот скажите,- он сделал глоток из своего стакана. Виски приятно обжёг желудок, вызывая общее успокоение,- скажите, Вы мечтаете о чём-то? У Вас есть какая-нибудь заветная мечта?
- Заветная? Не знаю, я пока не думала об этом. Я просто живу сегодняшним днём, мне хочется многое в жизни попробовать, многое узнать, хочется учиться, развиваться, путешествовать, ходить на концерты и на премьеры в театры, хочется ездить в горы и на острова. Ну, я не знаю, если это не считается мечтой, то, наверное, её у меня нет.
- Ну а Вы как считаете, Вы счастливы, живя без мечты? И как долго Вы будете счастливы?
- Счастлива ли я?- Она задумалась на секунду, перевела взгляд на мелькающие за окном деревья.- А можно я сделаю глоточек из Вашего стакана. Просто я никогда не пробовала виски. Это же виски, да?
- Да, виски, нате, попробуйте.- Он смотрел, как она едва коснулась губами тёмной жидкости, смотрел, как появились морщинки на её лбу. Она сделала глоток и скривилась.
- Фу, гадость какая… Но всё таки вкусно,- улыбнулась она.- Просто я вообще практически не пью, пробовала как-то водку, но мне не понравилось, у меня сразу выступают слёзы и перехватывает дыхание. А это совсем не так. Так что вы там спрашивали?
- Я спрашивал о счастье.
- А, счастье. Ну… я не знаю. Просто счастье это, как мне кажется явление хоть и перманентное, но совсем не постоянное.
- Как это?
- Ну, вот сдала я удачно сессию – я счастлива, мой парень подарил мне букет ромашек на Новый год – и я опять счастлива. А вообще-то… Вы знаете, скорее всего, да, я счастлива. У меня замечательная семья, мама, папа, сестра, мы очень дружные все и мы всегда вместе. До последнего времени, пока не родилась младшая сестра и, пока у меня не появился парень, мы всегда и везде путешествовали вместе. Мои родители, наверное – самая идеальная пара, они любят друг друга, они доверяют друг другу и они уже двадцать лет вместе. Разве это не счастье? А у Вас  есть дети? Где они, тоже в Бостоне?
- Нет, они не в Бостоне…- он поставил стакан на стол и повернулся к окну. За окном стемнело и лишь изредка в полумрак вагона ресторана врывались огни прожекторов проплывающих мимо станций. И как-то опять у него перехватило дыхание, опять сдавило грудь, как тогда, двадцать лет назад.- Нет, у меня вообще нет детей, выдавил он, не отрывая взгляда от окна.
Он не знал, сколько прошло времени, не знал, сколько они сидели в тишине. Из этой тишины его вырвал голос, до боли знакомый, практически не изменившийся за эти годы, голос, который не давал ему уснуть по ночам, голос, который снился ему, когда уснуть всё-таки удавалось.
- Так вот ты где, а я тебя везде ищу. Что ты тут делаешь так долго?
- Ну, мам, я просто кофе пью.
Он медленно повернул голову и поднял свой взгляд. На него смотрели две пары абсолютно одинаковых глаз. Он переводил свой взгляд с матери на дочь и опять на мать.
- Это моя мама, знакомьтесь, а это…
- Ну, привет, это же ты?- сказала она.
- Я… Привет.- Он не мог отвести взгляд от неё. В голове промелькнули все двадцать лет в обратном порядке и она на мгновение очутился в том купе двадцатилетней давности.
- Вы что, знакомы?- Удивилась дочь.
- Да, милая, знакомы…- И уже обращаясь к нему, она произнесла,- Ну и как поживает твоя мечта? Всё получилось?
- А я храню её, пришлось заламинировать, чтобы не она не рассыпалась,- как будто не слыша её, ответил он.
- Кого ты хранишь, я не понимаю?
- Вот, смотри,- и он достал из портмоне пожелтевший обрывок газеты, заламинированный, но сохранивший в себе душу того времени.
- А я и забыла об этом. Ну как твоя мечта?
- Мечта? Да всё в порядке с мечтой, мечта сбылась и цели достигнуты…
- Что-то не слышу я особой радости в твоём голосе,- сказала она.
Он опустил глаза.  Хотелось плакать, хотелось выть, хотелось разбить вдребезги стакан с виски, хотелось растрощить весь вагон-ресторан. Он допил залпом остатки виски, встал и, не поднимая взгляда, вышел из вагона.
- Мам, чего это было?
- Да так, дочь, ничего. Просто старый знакомый. И у него, по видимости, уже есть сбывшаяся мечта. Пойдём, родная, папа уже ждёт. И не пей эту гадость, тебе ещё рано.
- Ну, мам, ну я просто попробовала.
- Пошли уже… Попробовала она…
Она глянула в окно. По перрону медленно шёл ОН. Воротник поднят, голова опущена и было видно, что ему всё равно куда идти.
На столе остался лежать заламинированный жёлтый обрывок газеты… «Удачи тебе в достижении цели и найди свою мечту. Но постарайся не упустить чего-то более важного, о чём ты ещё даже и не догадываешься»…
Она улыбнулась и обняла за плечи свою дочь…


Рецензии