Венценосный Государь Николай II. глава 11

XI

   18 июля, перед началом панихиды, митрополит Антоний произнес с амвона следующую речь:
   - Дивен Бог во святых Своих. Всем нам здесь присутствующим и молящимся Господь даровал великую милость быть участником светлого торжества прославления приснопамятного подвижника иеромонаха Серафима. Слава и благодарение Господу, тако о нас благодеющему. Красуйся и радуйся обитель Саровская, славою преподобного  своего прославляющаяся и прославленная. Сейчас мы совершим последнее моление о нем, как об усопшем рабе Божьем, а потом уже во все времена православные христиане будут обращаться к нему с молитвою, как прославленному угоднику Божию. И его пречистые останки, семьдесят лет почивавшие в недрах земли, теперь износятся к поставлению в эту раку, для благоговейного поклонения верующих, молитвенно притекающих к нему за помощью, исцелением и утешением. Воистину в этом прославлении просиявает нам образ Воскресения. Настойчиво приходят на мысль слова Апостола: «Сеется не в честь, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе». В самой видимой мертвенности останков святых благодатию Божиею сокрывается сила жизни. Через посредства их даруется людям от Господа многоразличные исцеления от недугов и болезней. В этих же чудесных исцелениях слава и преподобного отца Серафима. Его молитвенное дерзновение пред Богом и прежде всегда собирало в обитель Саровскую множество богомольцев. Теперь же Господь прославил его пред всем православным миром, собрав сюда многие десятки тысяч людей со всех концов России и даже далекой Сибири, от запада и востока, от севера и юга, возглавив это великое множество народа молитвенным участием в торжестве самого Царя православного, благочестивых Цариц и многих членов Царствующего Дома. В этом многолюдном, но единомысленном и единосердечном собрании богомольцев у святых мощей преподобного выражается исконный, основной смысл жизни русского народа. Он знает свое Отечество и свою историю не столько по политическим или военным событиям, сколько по подвижникам веры и правды, любви и добра. Он знает Киев по преподобным Антонию и Феодосию Печерским, Троицкую Лавру и Москву по преподобному Сергию и святителям Московским, свой север и Соловки по преподобном Зосиме и Савватию, Сибирь – по Симеону Верхотурскому и святителю Иннокентию Иркутскому. Из года в год, из века в век он посещает прославленные подвигами угодников Божьих святые места, научаясь в них правилам жизни святой и утверждаясь в вере и правде, добре и любви. И теперь в лице преподобного Серафима воздвигает Господь новый светильник, нового учителя, новую духовную твердыню народа русского. Буди же слава Богу нашему, дивному во Святых Своих. По молитвам преподобного совершаются здесь ежедневно многочисленные чудеса. И если бы кто вопросил нас о них, мы таковому вопрошающему  ответили бы с благоговейным дерзновением, в полном соответствии с действительностью, словами Спасителя ученикам Иоанновым: «Слепые прозревают, хромые ходят, глухие слышат, нищие благовествуют». Помолимся же усердно, благоговейно и с теплою сердечностью в последний раз об упокоении раба Божия, приснопамятного иеромонаха Серафима, и воздадим славу Богу, дивному во святых Своих. Аминь. 
   После этого состоялась сама панихида, по окончании которой был крестный ход сначала вокруг храма, а затем к церкви Зосимы и Савватия. Гроб с мощами преподобного был установлен на носилки, нести который вызвались сам Государь, великие князья и митрополит. Начался крестный ход обратно в Успенский храм, где гроб был установлен в самой его середине.
   Началась «Всенощная». Император чувствовал, что судьбы его и преподобного Серафима каким-то мистическим образом связаны между собой, но вот что это была за связь, он не догадывался. В душе он надеялся на то, что при молитвенной поддержке старца его правление будет благополучным и Россия достигнет своих высших высот. Несчастный, он не представлял, какая судьба его ожидает в самом недалеком будущем.
   Наступил торжественный момент прославления преподобного. Обстановка была величественной. Николай, и вся царская семья опустились на колени перед гробом. После прочтения Евангелия все приложились к мощам старца. Государь, при этом, горячо молился о своем отечестве, прося у Серафима заступничества и помощи.
   Увы, разрушительным и разлагающим процессам, которые происходили в стране и в обществе, уже ничто не могло противостоять.
   А после прославления началась новая череда чудесных исцелений. Так, одна девушка, именем Вера Чернышева, встала на ноги, и самостоятельно пошла. Другой же случай исцеления произошел с женщиной, носящей имя Феодора Слежева. Она чудесным образом исцелилась от мучавших ее эпилепсий.
   Интересен тот факт, что прославление преподобного состоялось в ночь на 19 июля, а этот день был днем рождения старца. Случайность ли это, простое совпадение или же перст Божий? Но вся последующая история говорит о том, что судьба России напрямую связана с именем святого Серафима Саровского. Это тот факт, который советские историки, приложив все свои усилия, попытались выкинуть из истории. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным, и Божий промысел донес до нас, спустя десятилетия, всю правду о событиях тех дней. Несомненно одно, судьба преподобного Серафима неразрывно связана с судьбой последнего русского Императора Николая II.
   Но сколько же пришлось преодолеть препятствий и трудностей на пути к тому, чтобы это прославление состоялось. Государю пришлось фактически пойти против всего Святейшего Синода, который не желал этого прославления. Членов Синода удивляло то непонятное упорство, с каким Николай добивался своего. Из всего состава его поддержали только обер-прокурор Саблин и митрополит Антоний, которые были солидарны с мнением, что преподобный Серафим заслуживает того, чтобы быть причисленным к лику святых. Остальные же основывали свое мнение на том факте, что останки Серафима подверглись тлению.
   - Нет оснований для канонизации, - говорили они. – Мощей нет, остались только кости.
   Однако Император проявил, по сути, удивительную настойчивость, и лишь благодаря его твердости и упорству прославление состоялось.
   19 июля, во время утренней литургии произошло еще одно исцеление. Среди приехавших была некая госпожа Масленникова, происходившая из купеческого сословия, со своей двенадцатилетней дочерью, прибывшая на торжества аж из самой Москвы. Дочь уже два года страдала каталепсией, и не могла говорить. Проходя мимо гроба, в котором покоились мощи преподобного, Масленникова коснулась его платком, и после этого вытерла им лицо своей дочери. Едва она это сделала, как больная дочь заговорила.
   После окончания литургии, архиепископ Димитрий произнес в память преподобного следующую речь:
   - Какой великий, высокознаменательный, глубокопоучительный день переживаем мы все ныне – это величественное, благочестивое собрание сынов и дщерей нашей Святой Православной Церкви Российской. А с нами празднует и радуется вся православная Россия. Уединенная подвижническая обитель превратилась временно в многолюдный город. Всегда пустынный, молчаливый лес Саровский полон ныне волнения и говора, движения и шума. Но это – не волнение обыденных забот и мелких зачастую интересов; это не шум житейской суеты. Это – по местам шепот глубокого душевного умиления; это перебегающий из уст в уста рокот житейской радости духовной; это – громкий взрыв благоговейного изумления, восторга пред совершающимся. Это – могучий подъем и неудержимое шумное проявление сильного и здорового духа благочестия, которым дышит и живет святая Православная Русь. Хромые – ходят. Слепые – видят. Немые – заговорили. И блажен есть, иже не соблазнится о сем. Блажен, чье сердце не осталось незатронутым в самых глубоких тайниках своих всем чудным, совершающимся пред нашими глазами. Да будет благословен дивный во святых Своих Бог, промыслительно явивший нам во дни сии дивное и славное. Да будет прославляем Христос Господь, мудро даровавший святой Своей Церкви благодать сию именно теперь, - во благое время.
   Земной ангел и небесный человек, наставник монахов и собеседник ангелов, он в своей светлой душе соединил о Господе небесное и земное. И еще здесь, на земле, он наслаждался высокими радостями потусторонними, небесными.
   Да будет же он, верно прошедший правый путь, указанный человеку Божественным путеводителем, - да будет он для нас яркой путеводною звездою, освещающей путь и рассеивающий туман, который ныне начинает все гуще и гуще застилать этот путь. Своим молитвенным предстательством пред Богом да поможет он и нам без преткновений и падений совершить наш путь земной для неба, в любви, радости и мире о Господе Иисусе Христе, Спасителем нашем.
   На этом торжества, однако, не закончились. Отслужили молебен, и снова начался крестных ход, на этот раз вокруг монастырских храмов. Как и ранее, гроб с мощами преподобного Серафима несли на себе Государь и архимандриты.
   20 июля Император, вместе со своей семьей, решил посетить Дивеев. Ему необходимо было повидать блаженную Пашу Саровскую, о которой он так много слышал. Тем более что князья доложили ему о странном пророчестве, судя по которому, у царской четы должен будет родиться наследник. Николай почувствовал прилив душевных сил, и был уверен, что блаженная хочет сообщить им что-то радостное и обнадеживающее. Несомненно, ведь и архимандрит Серафим Чичагов утверждал, будто Пелагея Ивановна должна передать ему какое-то пророчество Серафима Саровского, адресованное лично ему. Это должно быть что-то важное, и грандиозное.
   В напутствие Государю епископ Иннокентий произнес такую речь:
   - Благочестивый Государь! Русский народ, собравшийся на великое торжество милости Божией, явленное в Саровской обители, пережил знаменательные дни тесного общения с Тобою: православный Царь был на богомолье вместе со своим народом в святой обители. И народ видел, как пешим его Царь-батюшка посещал святые места Сарова, как нес он на своих плечах святые мощи новоявленного Саровского чудотворца; народ видел, как с ним вместе на коленях и со слезами молились угоднику Божию Царь и Царица. Он пойдет теперь в разные концы Святой Руси и будет с восторгом рассказывать в селах и деревнях виденное, а слушающие будут умиляться душой и благословлять в сердцах своих имена своих Государя и Государыни, бывших на народном богомолье в Сарове. Сама же обитель Саровская переживает ныне две радости; небесную – в ниспосланном ей заступнике и молитвеннике всей Русской Земли преподобном Серафиме, - и земную, видя Тебя, Государь, благочестивых Цариц и членов Царствующего Дома, в стенах своих. За небесную радость, ей посланную, она усердною молитвой благодарит Господа и Его угодника, а за радость земную, за счастье видеть Тебя, Государь, своим дорогим гостем, она приносит Тебе свой земной поклон.
   Спаси, Господи, и сохрани Тебя, Государь, благочестивых Цариц и членов Царствующего Дома, на всех путях жизни Вашей, молитвами преподобного Серафима, чудотворца Саровского. Да будет благословенно исхождение твое, как было радостно твое вхождение в святую обитель сию. Благословен грядый во имя Господне.
   Ну, как после этого не поверить в то, что Николая ждет великое и славное будущее. Как не поверить в то, что его правление будет счастливым для народа и отечества. Просто не может быть иначе.
   Царские экипажи покинули Саров, и направились в Дивеево. Их ждали. Великое множество народа собралось в Дивеево, а весь путь был увешан фонарями, и различными украшениями. Дорога же была устлана зелеными ветками.
   И сбылось одно из пророчеств Серафима Саровского:
   «Вот матушка, когда у нас будет собор, тогда московский колокол Иван Великий сам к нам придет! Когда его повесят, да в первый-то раз ударят в него, и он загудит, - и батюшка изобразил голосом, - тогда мы с вами проснемся. О, во какая будет радость. Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то, со всех сторон, со всех сторон! Но эта радость будет на самое короткое время, что далее, матушка, будет… такая скорбь, чего от начала мира не было! – и светлое лицо батюшки вдруг изменилось, померкло и приняло скорбное выражение. Опустив голову, он поник долу, и слезы струями полились по его щекам».
   А торжество прославления Серафима Саровского действительно походило на Пасху. Подобного величия не видели не только в Сарове, но, наверное, и во всем мире. Столько радости было на лицах людей, что и не передать словами. Пасха, настоящая Пасха. С той только разницей, что воскрес в этот день не Иисус Христос, а Серафим Саровский, мирно почивший семьдесят лет назад.
    А вторая часть пророчеств относилась к совсем недалекому будущему, когда совершилась ужасная революция, и Государь, вместе со всей своей семьей, был принесен в жертву темным силам кровавыми безбожниками-сатанистами.
   Но об этой своей судьбе ни Император, ни Императрица еще ничего не знали. Они ехали в Дивеево с надеждой, с чувством праздника и умиротворения в своем сердце,  и даже не подозревали, что там перед ними раскроется страшная правда об их участи, и о судьбе всей России. И откроется Николаю пророчество, которое изменит всю его дальнейшую жизнь и его взгляд на свое правление, на свой долг, и свое предназначение. Его ждал путь на русскую голгофу, путь, которым его прославят Господь и Серафим Саровский, которого, в свою очередь, прославил он сам.


Рецензии