Образ Евгения Онегина

Сегодня мне захотелось написать несколько слов, пусть то будет как и в школе называться "сочинение" на тему абсолютно школьную, но со своей точки зрения, уже с высоты прожитых лет.

Произведение «Евгений Онегин», несомненно, является одним из знаковых трудов, если не важнейшим в творчестве А.С. Пушкина. Александр Сергеевич работал над романом в стихах восемь лет, а это означает, что и герои его все этих долгих восемь лет преображаются, меняются их ценности и условия вокруг, как и у самого автора. Целую жизнь с переломами и трагедиями проживаем мы во время прочтения. Пушкин раскрывает разности укладов и даже самого течения времени в городе и провинции. А самое главное – показывает огромную пропасть духовного самосознания персонажей. Насколько глух и слеп светский мир до любви, добра и труда, как этот «свет» в разгульных вечерах и праздности тонет, угасает, тоскует и впадает в меланхоличные страдания. Именно там, именно в таком состоянии духа представляет нам Пушкин своего Онегина.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!

 На самом деле Онегин – страшный представитель своего времени при всей своей ухоженности и логичности. Его неестественные ощущения опустошенности, тоски есть ни что иное как безверие и внутренняя пустота. Не может человек верующий не испытывать чувств радости, благоговения, любви и уважения. Нет в нем также и важной составляющей жизни человека – любви к родным и к России. Отчизна принимает, любит своего чада, а, Евгений наоборот бежит от русских традиций, стремиться показаться модным европейцем, в совершенстве зная французский. Забота же о близких ему скучна и не интересна, как и мудрость своей страны.
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
…….
Как dandy2 лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал…

Однако, нельзя в этом окончательно винить самого Евгения. Пушкин об этом также рассказывает, чтобы у нас не сложилось впечатление, что именно светская жизнь его так переменила. Родительского воспитания он не получил, его воспитывали не в традициях семьи. Образованием занимался старый француз, не угнетая моралью и вложением духовных ценностей. Откуда же ему знать чувства заботы? Кто же тогда мог научить любить отчизну?
Отсутствие воспитания, общество и время, на которое пришлось время взросления пушкинского героя и создало эгоиста, не знающего чувств. А, точнее, знающего об их существовании, но боящегося потерять свою свободу. Свободу он оценивал, как возможность жить лишь для себя и в угоду своим телесным потребностям, не утруждаясь подумать хорошо или плохо тем, кто находится рядом с ним. Действия Евгения были хитры и изощрены. В искусстве губить человеческие сердца он был мастер.
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
……
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья...
Жизненные ценности Онегина не столь индивидуальны как для того времени, так и для современного. Как часто мы можем встретить людей, следящих за своим внешним видом, но не имеющих представлений ни об истории своего края и государства, ни чтущих возраст и опыт других людей, ни стремящихся к крепкой большой семье. К сожалению, таких становится все больше и больше. Их отличает постоянная тоска на лице, пребывание в меланхолии и совершенная неприспособленность к труду и обучению. Праздность и гордость – вот их главные направления жизни. А это ведет лишь к угасанию самой личности и возможности продолжать свой род. Проживет такой человек целую жизнь – а ничего после себя не оставит. Спросит себя – зачем я жил? Сделал ли я кого-то счастливее, умнее, радостнее? И в ответ прозвучит лишь глухая тишина.
И Евгений ударился об эту тишину, как и стоило бы ожидать. Но перед этим - растоптанные судьбы тех, кому он был дорог.
Для сестер Лариных, для Ленского совершенное бездушие Онегина было дикостью. Отношение к ним приравнивалось к мешающим мухам у лица столичного франта. На что можно было надеяться чистой и открытой молодежи, живущих пусть в иллюзиях, но в добрых, светлых, при общении с таким человеком. Лишь на то, что когда-нибудь он поймет ну чудовищную боль, которую причинил по гордости, по своей безбожности и это сломает, изменит его. Конечно, они и представление не имели, что для того, чтобы открыть сердце Евгению потребуется глупая смерть друга, которую не только можно, но и нужно было избежать.
Убийство Ленского – первый этап внутренней перестройки Онегина. Только сейчас он стал задумываться не только лишь о скуке провинциальной жизни, флирте и телесных удовольствиях, а о том, как само понятие жизни очень хрупко и этот дар так легко потерять. Легче чем простить, легче, чем охладить пыл другого. Задумался о том, как он мог оказывать знаки внимания Ольге, делая больно при этом всем, как не остановил заревновавшего юношу и как под влиянием светских предрассудков допустил гибель человека с планами на жизнь, с мечтами, с любовью в душе, о которой Онегин и не имел представление.
Отношение к чувствам Татьяны, нежным, глубоким, воспринимаются им не больше, чем бесконечные записки столичных девушек, мечтающих о свидании с ним. И в итоге он отвергает возможность быть рядом с Татьяной, оставляет тлеть одну ее любовь. И она постепенно затухает, но не тухнет до конца. Конечно, предательство по отношению к Ленскому не могло не изменить образ Онегина в глазах Татьяны, но любовь не подвластна логике, и она может тихонечко гореть в сердце человека до конца его дней.
И это Евгений прочувствует на себе, когда Татьяной был отвергнут он. Как же так, ведь он только начал чувствовать, в нем раскрылось сочувствие, человечность, все те понятия, с малых лет знакомые и близкие Лариным и Ленскому, а уже оказалось поздно. Он ни кому не нужен. Жизнь, любовь, радость, от которых он так стремительно отворачивался, испытывая лишь уныние и ехидную злость, вернулись, но ответили насмешкой. Пока Онегин был игроком с судьбами других людей, он проиграл свою.
Единственным выходом из созданной им самим пустоты и одиночества может быть только искупление, жертвенность. Он должен научиться принимать других людей не как обязанных его развлекать и обеспечивать благами, не как шахматные фигуры, которые переставляются по его желанию, а согласно  внутренним потребностям человека быть услышанным, понятым и, в случае беды, спасенным. Это нормальные моральные рамки каждого человека пушкинской ли эпохи, современной ли для того, чтобы воспитать в себе хорошего семьянина, оставить о себе доброе имя и видеть в глазах близких людей благодарность.


Рецензии