Рецензия на спектакль Однорукий из Спокэна

"И вот куда мы с тобой доехали. На станцию «Разбросанные руки»"

Как говорится, если очень сильно чего-то хотеть - мечта обязательно сбудется. И вот, снова я был осчастливлен возможностью посетить на московской сцене постановку Пермского театра "У моста". Причём в этот раз - такую желанную постановку пьесы великого, не побоюсь этого слова, ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Которого, собственно, именно этот театр для России и открыл. И не просто открыл, а произвёл эффект разорвавшейся бомбы, взрыв которой прогремел сначала на всю Пермь, а затем - и на всю Россию. Драматург, о существовании которого каких-то десять лет назад не подозревал практически ни один наш соотечественник, абсолютно неожиданно не просто начал ставиться на всевозможных театральных подмостках, а попросту заполонил их. Теперь Макдонах - это имя, способное принести успех даже самой малой и неизвестной сцене. Но именно в трактовке Сергея Павловича Федотова пьесы одного из самых известных ирландцев современности сохраняют и передают ту оригинальную, родную и незабываемую атмосферу далёкого изумрудного острова, в которой они писались.
Автор всего семи пьес и четырёх фильмов, один из которых - оскороносная короткометражка "Шестизарядник", Мартин МакДонах сегодня уже провозглашён прессой "великим драматургом современности" и является обладателем многочисленных кино- и театральных премий. Его пьесы идут в лучших театрах мира. Только в России число постановок этих пьес уже давно перевалило за полторы сотни. МакДонаховская же уникальность театра "У моста" в том, что это не только единственный в мире (!!) театр, на сцене которого поставлены все пьесы МакДонаха, но и в том, что именно "У моста" стал организатором первого в мире Международного Фестиваля Мартина МакДонаха, собравшего лучшие европейские спектакли, поставленные труппами театров из 8 стран.
И наконец-то я смог застать тот чудесный день, когда Пермский театр привёз в Москву последнюю пьесу прославленного ирландца, написанную им после практически семилетнего театрального молчания - чёрную психологическую комедию "Однорукий из Спокэна", очень точно названную Сергеем Федотовым психологическим КоМиксом. Пьесу, которую с трепетом и нетерпением ожидали все - пресса, режиссёры, критики и, конечно же мы - зрители. И что же? Мартин МакДонах снова удивил мир - в этот раз он не стал в очередной раз раскрывать тонкие и многочисленные грани ирландского характера, исследуя природу внутрисемейных и общественных отношений земляков. Нет! Он решил залезть в голову к американцам, обнажив их души зрителю и также профессионально и легко погрузив нас с вами в атмосферу западной жизни. И мало того, здесь МакДонах решил в отойти от столь привычных ему земных, жизненных тем, а разыграть что-то совершенно абсурдное и, на первый взгляд, нереальное, но такое же шокирующее и неожиданное, как и всегда.
Действие пьесы разворачивается в задрипанном номере богом забытого отеля где-то в современной Америке. Именно здесь развивается абсолютно невероятная, беспощадная и жёсткая история, полная сарказма, дерзости, очень чёрного, но уморительно смешного юмора. Изрядно приправленная иронией, неожиданными поворотами сюжета и тарантиновским драйвом. Где ещё, как не в свободной и вольной Америке можно стрелять, взрывать отели, поджигать людей и бросаться в них отрезанными руками?
Главный герой пьесы - Кармайкл из городка Спокэн - при совершенно чудовищных обстоятельствах потерял в юности руку. И вот, уже 27 лет, как он бороздит просторы родной страны в поисках своей утраченной конечности. И надо же так случиться, что именно сегодня его помощниками в этом деле станут придурковатый и явно психически неуравновешенный портье и жадный до наживы, но немного недалёкий негр-наркоторговец со своей "горячей" подружкой. Автор забрасывает зрителя прямо в пекло разворачивающихся событий и пускает их на самотёк - без купюр и каких либо морально-этических рамок.
Что из этого вышло? А вышла по-настоящему жёсткая, чернушная и дерзкая комедия, до абсурда полная неожиданных поворотов сюжета, искромётных шуток, нелепых ситуаций, напряжённых моментов и настоящего американского драйва! Причём - это юмор именно в стиле МакДонаха, когда актёры говорят со сцены уморительные, оставаясь при этом абсолютно серьёзными и от того - особенно уморительными. Ведь для них это не шутка, для них это - жизнь. Здесь неполиткорректные сцены с лёгкостью уступают место трогательным и душещипательным монологам героев, а взрывоопасные ситуации неожиданно превращаются в чуть ли не семейные посиделки. Детективный накал вдруг сменяется самым настоящим триллером, который тут же, через абсурд, трансформируется в совершенно нелепый (в хорошем смысле этого слова) фарс. И так - все два с половиной часа. Словом, расслабиться зрителю спектакль не даёт ни на секунду. Настоящий накал страстей. Настоящий искромётный юмор. Настоящий и беспощадный МакДонах.
Режиссура и подход Сергея Павловича поражают с самых первых минут. Всё - максимально натурально, аутентично и естественно. Всё насквозь пропитано атмосферой того места и времени, в которые разворачивается действие пьесы. Всё - по-настоящему. Всё реально. И это временами шокирует. Но - шокирует по-хорошему. Если пистолет стреляет, то он стреляет с огнём и гильзами, стреляет так, что закладывает уши. Если герой курит - то он действительно курит. Если появляется канистра с бензином, то зрители тут же понимают, что эта канистра именно с бензином. Хотя - тут, как мне показалось, немного всё же переборщили - сцена и зрительный зал в Детском музыкальном театре юного актёра, куда с гастролями приехал театр "У моста", значительно уступают по размерам помещению Пермского театра, так что многие зрители испытали явный дискомфорт от повышенной концентрации паров бензина в зале. Хотя, не думаю, что за это стоит ругать артистов - на не родной сцене всегда трудно выступать.
Кстати, несмотря на непривычные труппе размеры сцены, актёры ничем не показали, что они испытывают какие-либо неудобства, отыграв спектакль чётко и слажено.
Вообще, лично по мне, пьесы МакДонаха смотрятся лучше всего именно на таких - небольших, камерных площадках, в непосредственной близости от зрителя, когда он оказывается сам, лично погружён во всё существо происходящих с героями спектакля событий. Когда до актёров - вот оно - рукой подать. И именно такая малая сцена способна как никакая другая передать самую настоящую МакДонаховскую атмосферу!
Единственное, наверное, что в спектакле я не совсем понял, так это довольно выборочную цензуру и непонятно зачем вставленную сцену с раздеванием, отсутствующую в оригинальном тексте. Хотя, получилось достаточно забавно, но, скорее в духе голливудских комедий, чем МакДонаха. Что же касается цензуры - при удивительном сохранении  и декламировании всех неполиткорректных шуточек, весьма резких выражений и прочих вольностей острого на словцо автора (кто читал оригиналы - поймёт, о чём идёт речь), убирание некоторых сюжетно-важных элементов (да, согласен, достаточно жестоких) выглядело уже совершенно бессмысленным. В целом же спектакль получился куда более забавным и весёлым, чем пьеса. При этом - совершенно в духе МакДонаха и максимально, насколько Сергей Федотов посчитал нужным, близким к оригиналу. Словом - режиссура на высоте!
Очень порадовала в спектакле работа с оформлением сцены, костюмами, светом и звуком - благодаря очень качественной проработке внешней составляющей постановки были создан невероятно натуральные антураж и атмосфера самого настоящего простенького номера захудалого американского придорожного отеля.
Ну и конечно же, совершенно особой похвалы заслуживают отыгравшие спектакль актёры! Великолепный, очень сильный состав!
Роль главного героя досталась Владимиру Ильину. Просто удивительное попадание в образ, абсолютно соответствующий моему восприятию Кармайкла при прочтении пьесы. Очень проникновенная игра, шикарное перевоплощение и незабываемый герой - самый настоящий американец! Он поражает своим талантом с самых первых секунд постановки. Потрясающая мимика, игра с интонацией, вживание в своего персонажа. Браво, Владимир! Очень уж мне понравился такой Кармайкл.
Немного удивил Сергей Мельников в роли "не портье" Марвина. С одной стороны, я представлял его совершенно другим. С другой же - прекрасная и очень яркая игра, незабываемый образ, невероятная пластика и эмоциональная насыщенность героя! Изумительные сцены безумия, восхитительная артикуляция и достаточно сильные сольные выступления. Хотя, в паре моментов мне и показалось, что Сергей немного переигрывает.
Ещё одно точное попадание в образ - это Мэрилин Анастасии Муратовой. Ей даже не нужно быть блондинкой, чтобы сыграть настоящую блондинку на сцене. Анастасии действительно веришь, с ней переживаешь, с ней смеёшься. Уж не знаю, можно ли исполнить эту роль лучше, но то, что я видел - было восхитительно! Многие актрисы часто переигрывают в сценах истерик и криков, но Анастасия не играла - она жила на сцене, тем самым ни на секунду на заставив зрителя засомневаться в происходящем.
А вот Семён Минералов в роли Тоби вызвал достаточно противоречивые чувства. С одной стороны - шикарная, очень естественная и чудесная игра, натуральные эмоции, сильные сцены и ни грамма переигровки. С другой - как бы не забавно смотрелся его грим, но какой же из Семёна "грязный чёртов нигер"? К сожалению, этот факт не оставлял в покое весь спектакль и очень сложно было свыкнуться, что этот "чувачок" в спортивном костюме - чёрный брат. Так что образ Тоби, по-хорошему, был вытянут именно талантливой и блестящей игрой Семёна.
Особую честь театру "У моста" делает то, что свои прекрасные спектакли они привезли в Москву абсолютно бесплатно, и на их постановки мог попасть любой желающий - очень широкий и добрый жест со стороны Сергея Павловича! за что и хочется выразить ему лично и всему коллективу театра огромнейшую благодарность!
Напоследок, не могу не обратить внимание (да-да, снова) на организацию спектакля. Я - вот хоть убей - не понимаю, почему нельзя организовать всё чётко и чинно. Дата - известна, количество мест в зале - тоже. Но нет же - всё равно толкучка и неизвестность - попадёшь ли ты на спектакль. Ну не умещается в моей голове понимание, зачем приглашать зрителей на спектакль, уверяя, что места будут, не зная реально, смогут ли все влезть в зал.
И пусть в плохой (ах, нет - кошмарнейшей) организации спектакля "На дне" виноват оргкомитет фестиваля "Золотой Витязь", то за столь странную организацию своих гастролей, как мне кажется, всё же отвечает именно театр "У моста". Было бы, например, крайне неприятно, отпросившись с работы и приехав на спектакль, оказаться, в итоге, за дверью театра. Сколько раз принимал участие в организации различных событий, сколько спектаклей и мероприятий посещал - очень редко попадалась организация "на удачу".
Хотя - не могу не согласиться - на спектакль я попал, да и место досталось чуть ли не лучшее - практически в центре третьего ряда! Зал был очень уютный, атмосфера - максимально позитивная и дружелюбная, администратор - весьма харизматичная девушка, улыбчивая и милая с гостями, да и в итоге места достались всем желающим попасть на спектакль. Спектакль с самым настоящим аншлагом! Правда, кажется мне, что даже если бы постановка шла не на маленькой уютной сцене ДМТЮА, а где-то в большом зале какого-нибудь известного театра - наличие свободных мест было бы ещё под большим таким вопросом.
Так что однозначно рекомендую "Однорукого из Спокэна" Сергея Федотова к обязательному посещению при первой же выпавшей возможности и буду с нетерпением ждать нового визита Пермского театра "У моста" в Москву с гастролями!! Это совершенно роскошный, волшебный театр со своей необыкновенной, чудесной атмосферой, замечательной труппой и блестящим режиссёром и человеком во главе!! Огромное спасибо театру за эти прекрасные вечера и - до обязательных скорых встреч!!

"Интересно, а что такое там в доме его мамаши, если она боится, что это копы унюхают. Там, должно быть, что-то еще более заманчивое, если сынок её с чемоданом, полным отрезанных рук, по улицам Америки вот так запросто разгуливает."


Рецензии