Настенные росписи алтаря

    Богато украшенный иконостас и совершенно белые без росписи стены создают особый резонанс восприятия интерьера собора у посетителя. Росписи стен имеются только в алтарной части и на хорах. Алтарь это святое горнее место. В Воскресенском соборе горнее место было расписано монахом Симоновичем, послушником Киево-Печёрской лавры в 1784 году. В 1863 году Харьковским живописцем Стефаном Ивановым Ильченковым алтарная живопись была возобновлена по тем же древним рисункам и теми же колерами красок.

   В центре за алтарём изображён сюжет «Спас на престоле» справа и слева от центрального сюжета изображены 12 апостолов по 6 с каждой стороны.  Правую стену алтаря украшает известный сюжет  «Жертвоприношение Исаака», где праотец Авраам приносит своего сына в жертву, а ангел останавливает его руку. (Быт. 22:1-19),  а на левой стене алтаря сюжет «Жертвоприношение Ноя». Этот сюжет ещё называют «Завет с Богом»

  Выйдя из ковчега у гор Араратских (Быт. 8:4), Ной взял «из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике»  (Быт. 8:20) в благодарность за своё избавление. Здесь впервые в Библии появляется жертвоприношение животных всесожжением. Бог пообещал вернуть миру прежний порядок вещей и более никогда не опустошать землю за вину людей. После этого Бог благословил Ноя, его потомков  и всё творение, что на земле (Быт. 9:1–17) и дал человечеству ряд моральных законов. В заключение, Господь пообещал  Ною более не уничтожать людской род водами потопа и, как знак божественного Завета с людьми в небесах, воссияла радуга.

  Здесь же в горнем месте имеется заалтарное полотно, размерами 6х18 метров, которое полностью закрывает оборотную сторону икон.  На полотне  представлен сюжет «Коронование девы Марии». Коронование Девы Марии Царицей Небесной от  самого Бога согласно доктрине римско-католической церкви является одним из эпизодов, входящих в цикл Вознесения Богоматери, и последним эпизодом её жития.

Само Вознесение Девы Марии, как правило, подразделяется на четыре стадии:

1. Успение — Богоматерь на смертном одре, в окружении апостолов-свидетелей
2. погребение (изображается редко)
3. собственно Вознесение
4. Коронация вознесенной Девы, которая произошла сразу после Вознесения
Коронование Девы Марии отмечается 22 августа по католическому канону. В православии есть только праздник Успения Богородицы.

   При изображении коронования Девы Марии может быть несколько вариантов расположения фигур:

1. Иисус и Мария сидят на тронах друг напротив друга, Мария увенчивается Иисусом.
2. Мария склоняет колена у ног Бога-Отца, часто сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы. Мария увенчивается Богом-Отцом. (Распр. в Италии XV в.).
3. Над головой Марии корону держат ангелы (подтип, часто у картины другое название)
4. Мария находится между Отцом и Сыном, которые совместно увенчивают её короной. Вверху — голубь. Мария увенчивается Святой Троицей.(наш вариант в соборе)

    В русской иконописи композиция появилась в конце XVII в., под влиянием, как считается, привозных гравюр. Ареал наибольшего распространения —это  Украина в XVIII-нач. XIX вв. Как отмечают исследователи, в Российской империи широкое распространение мотива  коронования Царицей Небесной получил в годы «бабьего царства» XVIII в., в особенности, в эпоху правления Екатерины II — причем подчас даже вытесняя изображение Вседержителя с главного купола.

   В нижней части заалтарного полотна изображено трое архангелов: Гавриил, Михаил и предположительно Уриил . Подписи под архангелами Гавриила и Михаила, хоть и не чётко, но читаемы. Под третьим архангелом подпись невозможно разобрать, но судя по изображению предположительно это Уриил, поскольку только он из архангелов изображается со свитком в руках.

Дальнейшее изучение горнего места не представляется возможным, так как храм сейчас действующий.


Продолжение: http://www.proza.ru/2014/12/07/603 


Рецензии
Удивительная роспись. Повествование искреннее,в душу проникающее . Спасибо за такое познавательное и незабываемое произведение. С уважением , Ярина Яснопольская.

Ярина Яснопольская   18.10.2016 16:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.