Улицы городов моих
««Литературные» названия получили несколько безымянных улиц и скверов северной столицы. Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга, сегодня утвердил новые топонимы, в частности, присвоение имен Чуковского, Маршака и Хармса улицам в Красногвардейском районе города. Кроме того, зеленой зоне на пересечении Измайловского проспекта и 7-й Красноармейской улицы в центре Санкт-Петербурга будет присвоено имя «Сад Валентина Пикуля», а скверу на пересечении 2-го Муринского проспекта и Болотной улицы — имя выдающегося русского ученого, академика Дмитрия Лихачева.
Корней Чуковский, Даниил Хармс и Валентин Пикуль — уроженцы Санкт-Петербурга; в городе на Неве началась их литературная деятельность. Самуил Маршак родился в Воронеже, однако в юности переехал в Петербург, и именно здесь родились на свет его первые произведения. Кроме того, в Петербурге Маршак познакомился с Максимом Горьким; в одном из здешних издательств были опубликованы первые художественные переводы автора».
Позавидовала и задумалась, а много ли в моем городе писательских улиц, или хотя бы улиц с романтическими названиями, которые не несут никакого политической или идеологической нагрузки, а только культурную память. Вспомнился Хармс, который обыгрывал пионерскую тему так, что в ней ни разу не встречалось слово «пионер». И превращалась она в детскую литературу на все времена, за что и был арестован. За вневременность и несвоевременность.
Я решила провести маленькое исследование - изучить, как выглядит карта названий улиц городов республики, в которой ныне проживаю. Взяла справочник республики Татарстан и посчитала, сколько в городах улиц с именами писателей и сколько улиц с идеологическо-нагруженными именами. И вот что у меня получилось.
В моем городе (Набережные Челны) около девяноста улиц. Из них двадцать названы именами писателей, из которых только пять - Грин, Есенин, Маяковский, Лермонтов и Пушкин – писатели на все времена, безотносительно к политическому моменту и национальной принадлежности.
Остальные писательские улицы города несут на себе «родимые пятна» политики, особенно последних двадцати лет. Челны отличаются от всех других малых городов Татарии сильным национальным акцентом. Читаем: улицы Гали, Тукая, Джалиля, Такташа, Камала, Алиша, Бердаха, Тинчурина, Гайдара, Горького, Добролюбова, Некрасова, Чернышевского. Но эти улицы не на слуху, многие даже не знают, что они есть. Я живу здесь больше сорока лет и никогда не слышала о таких и не знаю, кто такие Гали, Алиш, Тинчурин и Бердах.
Теперь посмотрим, сколько бульваров и улиц с романтически-поэтическими названиями. Только пять: Полевая, Солнечная, Садовая, Набережная и Цветочная. Зато революционно-политических и строительно-промышленных – на все вкусы и цвета.
Сорок лет Победы, Бумажников, Автозаводский проспект, Гвардейская, Гидростроителей, Главмосстроевцев, Железнодорожников, Домостроителей, Энгельса, Маркса, Мира, Чулман, Усманова, Монтажников, Пролетарская, Строителей, Советская, Тольятти, Тракторная, Энергетиков, Юных ленинцев. И так - три четверти названий. И кто скажет, что мы живем не в Советском Союзе?! Я уж не говорю о засилье мужских имен.
Потом подумала: «Ну, ладно, мой город относительно молодой, если считать, что его стали узнавать только после строительства КамАЗа. Он изначально задуман как витрина могущества советского строя и высокого подвига советского народа. А что же в старых городах республики?»
Взяла тот же справочник и стала изучать улицы городов Альметьевска, Бугульмы, Менделеевска, Нижнекамска, Заинска, Лениногорска и знаменитой Елабуги. Давайте смотреть. В Альметьевске – столице нефтяников - 160 улиц. Разнообразие писательских имен гораздо больше и значительно меньше политизированных.
Герцен, Гончаров, Грибоедов, Жуковский, Лермонтов, Макаренко, Маяковский, Некрасов, Пушкин, Радищев, Толстой, Тургенева, Успенский, Чехов, Шевченко, Джалиль, Такташ, Тукай. И много радующих ухо и глаз романтических названий улиц: Горная, Восточная, Заречная, Заря, Зеленая, Лесная, Малые пруды, Набережная, Овражная, Окольная, Поселковая, Садовая, Свободы, Солнечная. Вспомнилось «Пройдусь по абрикосовой…»
Но зато и революционно-патриотических названий улиц города гораздо больше: Володарского, Воровского, Валеева, Вахитова, Гвардейская, Заводская, Индустриальная, Интернациональная, Строителей, Советская, Советов, Крупской, Красноармейская, Механизаторов, Нефтяников Цеховая, Чапаева, Чкалова, Энгельса, Энтузиастов…
Альметьевск тоже относительно молодой город, начал отстраиваться с середины XX века, когда пошло активное освоение добычи нефти. Ему простительно. А вот Бугульма. Один из самых старинных городов России, основанный в середине XVIIIвека. И улиц здесь, конечно, больше, чем в Альметьевске и Набережных Челнах - 185.
Но и здесь улиц с писательскими названиями немного, но, к их чести, здесь встречаются такие имена, которых ни в Челнах, ни в Альметьевске: Гоголь, Гашек, Гончаров, Горький, Гайдар, Грибоедов, Достоевский, Есенин, Камал, Кольцов, Крылов, Лермонтов, Маяковский, Некрасов, Пушкин, Радищев, Толстой, Тургенев, Успенский, Чехов, Шевченко, Чернышевский. Чувствуется, что национальная политика города совсем другая, более интернациональная, что ли.
Поэтическо-романтических названий улиц города в Бугульме тоже больше: Сосновая, Солнечная, Сокольская, Свободы, Подлесная, Новоовражская, Набережная, Луговая, Ключевая, Зеленая, Заречная, Дачная. Но в городе сохраняется много революционно-военных названий: Нахимов, Фрунзе, Тухачевский, Разин, Чапаев, Ушаков, Суворов, Нахимов, Матросов, Пархоменко, Щорс, Кошевой, Парижской Коммуны, Павлика Морозова, Кутузов.
Чувствуется, что Бугульма сильно отличается от остальных городов республики своей культурной памятью и историческим прошлым. Бугульма – один из центров революционной борьбы в двадцатые годы, поэтому город гораздо более насыщен историческими именами предыдущих эпох.
По сравнению с Бугульмой города-новоделы кажутся недорослями с большими амбициями и отсутствием настоящей городской среды, фактически отрезанными от истории России. Их топонимика улиц вместила только события нескольких последних десятилетий.
Елабуга. Один из самых старинных городов республики. Его история уходит в X век и глубже. Город связан с царскими именами и народными вождями. Купеческий город, со старинными храмами, монастырями, ярмарками, привлекающий именами Цветаевой и Шишкина. Но улицы Цветаевой в городе нет, да и вообще в нем всего семь писательских улиц из 90 существующих с традиционными именами Тукая, Джалиля, Камала, Чехова, Маяковского, Горького, Гончарова. Не литературный город, сразу чувствуется.
Немного и улочек с поэтическими названиями: Цветочная, Спасская, Сосновая, Снежная, Луговая, Полевая, Городищенская, Весенний переулок. Пожалуй, и все. И опять много революционно-патриотического. Улицы Свердлова, Чапаева, Советская, Совхозная, Строителей, Мира, Октябрьская, Пролетарская, Красногвардейская, Ленина…
Почему-то мне казалось, да и многим кажется, что Елабуга более насыщена историей и культурой, чем, например, Челны. Но если судить по названиям улиц, то в городе явный крен в промышленно-рыночно-купеческую сторону.
Заинск. Еще один небольшой городок. Был когда-то укрепленной русской крепостью, где жили казаки. Развиваться начал сравнительно недавно – во второй половине XX века. Относится скорее к группе городов-новоделов. Соответственно и улицы имеют очень специфические и характерные для него названия.
Из 108 улиц только девять писательских с традиционными для Татарии именами: Тукая, Джалиля, Гайдара, Горького, Лермонтова, Маяковского, Некрасова, Пушкина, Толстого и Чехова.
Лениногорск – тоже город-новодел, возникший в середине XX века в связи с открытием здесь запасов нефти. Ничем он не отличается от других городов этого типа. Те же индустриально-революционно-патриотические названия с небольшими вкраплениями писательских и поэтическо- романтических улиц.
Менделеевск и Нижнекамск – тоже города-недоросли, связанные с химической промышленностью и мало озабоченные сохранением и продолжением культурной памяти городов и страны. Наверное, нужны финансы, энтузиасты-подвижники и многое другое, чтобы появились кроме памятников Ленину и другие.
Грустная история. Татарстан – маленькая копия большой России, где все финансы и культурная жизнь сосредоточены в столице, по краям – что остается. Так выстроилась модель современной России, так она копируется в том числе и в Татарии.
Даже такой большой город как Челны, выглядит в культурном отношении много хуже старинных небольших российских городов. Когда-то бывший мэр города, а ныне премьер-министр Республики, грозился превратить Челны в город европейского типа, но воз и ныне там.
Названия улиц городов говорят только об одном – страна по-прежнему живет в советском культурном пространстве с теми же героями и именами, чуть разбавленными Лермонтовым, Пушкиным и Маяковским.
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/ulicy-gorodov/
Свидетельство о публикации №214120301858