Последнее письмо моего прадеда. 1919 г

НА ФОТО: Храм в селе Александрии, в котором меня крестили весной 1950 года.
Фото В. И. Пузикова - автора.

***

ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО МОЕГО ПРАДЕДА
ЯНВАРЬ 1919 г.

Мой прадед – Пузиков Петр Игнатьевич родился в 1854 году в селе Александрии Ставропольской губернии. В браке с Марией Ивановной имел шестерых детей.

До революции 1917 года Пузиков Петр Игнатьевич в селе Александрии Благодарненского уезда Ставропольской губернии избирался председателем Александрийского общества потребителей.

В январе 1918 года в Благодарненском уезде и Александрийской волости установилась советская власть, которая к существованию потребительских обществ отнеслась терпимо. Волостной Совет правление потребительского общества не распустил, лавки не закрыл, товары на складах не реквизировал.

Через год, 3 января по новому стилю 1919 года генералы Деникин, Врангель и представители союзнических миссий: английской и французской наблюдали с холма у села Шишкино, как кавалерийские части Добровольческой армии разгромили таманцев в селах Александрии, Шишкино, Гофицком, Ореховском и Высоцком. В селах Благодарненского уезда восстановились старые, дореволюционные порядки.
 
Мой прадед П. И. Пузиков по-прежнему руководил местным потребительским обществом. После рождественских праздников он решил выехать в губернский город Ставрополь за товарами. На территории губернии шла гражданская война. Поэтому мой прадед взял в волостном совете удостоверение личности.

«…Александрийский волостной совет
9 января 1919 г.
№ 64
Удостоверение
Волостное правление сим удостоверяет, что предъявитель сего есть председатель Правления Александрийского общества потребителей Петр Игнатович Пузиков, отправляющийся в губернский г. Ставрополь для закупки товаров. Подписи: Волостной старшина, Писарь (неразборчиво)». 

Совершив необходимые закупки, прежде чем отправиться в обратный путь в 120 верст, Петр Игнатьевич заручился официальным документом в правлении Губернского Союза потребителей.

«…Удостоверение
Подтверждая, что предъявитель сего председатель Александрийского общества потребителей Петр Игнатьевич Пузиков действительно закупил на складе Союза для нужд своего общества разный товар в количестве «…» мест, - Правление Союза просит оказывать ему содействие и не чинить препятствий в провозе закупленного им товара до села Александрии (по грунтовой дороге), - что подписью и приложением печати удостоверяется.
Подписи: Член правления, Делопроизводитель (неразборчиво)».

В пути от Ставрополя до Александрии Петр Игнатьевич простудился, по приезду домой тяжело заболел, поэтому должностные обязанности выполнять не мог. Надо было ему свои торговые и финансовые дела сворачивать.

В Ставрополь ушло письмо, в ноябре 2014 года разысканное в Ставропольском краевом архиве ГКАУ «ГАСК» моим товарищем – Соколовым Василием Васильевичем.

Привожу текст письма:

«…Ставропольскому Союзу Общества Потребителей.
При получении сего письма, прошу оставленные мною деньги на комиссии в сумме 32089 руб. по квитанциям № 40 и 41, и авансом на масло 15000 руб. квитанция № 42, а всего 47089 руб., если возможно, то переведите в Благодарненское казначейство для Председателя Александрийского Общества потребителей, в село Александрию для раздачи народу, которые и собраны от народа.
И еще если есть, какие счета и деньги, оставленные на сахар и другое что, прошу выяснить в письме.

А посему прошу, так как сам сильно заболел, а лавку учли без меня и сдают в частные руки 2-м компаньонам под проценты, прошу сообщить немедленно в Александрию, Петру Игнатьевичу Пузикову.
К сему и подписываю.
По болезни и по просьбе расписался сын родной – Иван Петрович Пузиков».

Видимо, мой прадед Петр Игнатьевич находился в столь тяжелом состоянии, что сам письмо не писал и не смог расписаться. За него письмо писал и расписался мой родной дед – Пузиков Иван Петрович.

Письмо под № 1045 зарегистрировано в Ставропольском Союзе обществ потребителей 26 марта 1919 года с визой "Это невозможно. В дело".

Так что, "плакали" денежки александрийских пайщиков...

***

Фотографий моего прадеда не сохранилось.

Могила Пузикова Петра Игнатьевича, его жены - Марии Ивановны, дочери Федосии находится на центральном кладбище села Александрии Благодарненского района Ставропольского края.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
3 декабря 2014 г.







 


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Уважаю людей, кто свои корни знает хотя бы до третьего колена, о ...пятом - молчу! Хотела бы попросить Вас, естественно при наличии Вашего времени и желания, заглянуть ко мне на мемуары, на очень короткие главы под названием "Корни" - http://www.proza.ru/2017/04/01/1330. Короткие, потому что обрыв полнейший на родственниках по линии моей матери, а ведь так интересно узнать и понять кто Я. Мне бы хотелось раскрыть тайну фотографий и не домысливать, например, что за знаки различия на казачьей форме у моего деда,который по словам моей матери был донским казаком, которого я никогда не видела... Материала по казачеству по интернету очень много, но так и не определилась, сложно мне всё это понять.Буду Вам признательна, если зайдёте ознакомиться с моим, пока ещё очень скудным материалом, который буду постепенно дополнять от полученной информации, может в Архив поеду, а может кто-то из исторически подкованных авторов здесь на сайте что-то подскажет. Вас и всех Ваших близких с наступающим праздником Пасхи! Мира и Добра! С уважением, Марианна

Марианна 2   15.04.2017 16:14     Заявить о нарушении
Свои корни по линии казаков Гречкиных - установил 11 поколений, если считать от основателя рода Данилы Гречкина, который умер в 1754 году и до моего внука.

Читайте мою книгу "Казаки Гречкины".

Не знаю, как дело обстоит у Донских казаков, а у Кубанских - все на высшем уровне. Достаточно зайти на сайт: Кубанская генеалогия и... много чего откроется!

Владимир Пузиков   15.04.2017 19:59   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Обязательно поинтересуюсь и прочту, с уважением, Марианна

Марианна 2   15.04.2017 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.