Мегьамед буба

 Годы перестройки. Все товары и продукты в большом дефиците. Стою в конце длиннющей очереди за мясом в спецмагазин  по улице С.Стальского, на первом этаже "лакского"  дома. Дом так назвали в народе  из-за того, что в нем проживали некоторые известные лакские деятели культуры. Стою, в надежде на то, что в конце дня, когда очередь людей с спецкнижками (пенсионными, диабетчиков, т.д.)  закончится, может и моей семье перепадет пара килограммов баранины. Иногда за небольшую "переплату",  девушка - продавщица шла навстречу таким "безкнижечным"  очередникам, как я.
 Вдруг в очереди вижу знакомое лицо. Это был Магомед буба (Дедушка Магомед) - человек преклонного возраста, с хорошо сохранившейся осанкой и ясным взглядом. Магомед буба, по мнению сельчан, один из самых уважаемых, а может, и самый уважаемый джабинец. Мне всегда интересно было знать, на чем же держится вот такое безупречно уважительное отношение сельчан к этому человеку. Поэтому, я обрадовался этой возможности пообщаться с ним поближе.
После теплых рукопожатий мы  перешли к традиционным расспросам о здоровье, о близких и о сельских новостях. Магомед буба оказался интересным рассказчиком, поэтому, благополучно пропустив тему погоды, мы перешли к историям из его, богатой на события, жизни. Одна из историй касалась послевоенного периода, когда он работал в силовых органах республики.
«В … году, -  рассказывал он, - в составе небольшого  отряда,  я участвовал в прочесывании  Дербентского  магала - сложного, похожего на лабиринт,  квартала.  Искали одного из местных воров, на которого было заведено уголовное дело. Проверяли поочередно все дома. В одном из них я заметил человека, убегавшего через черный ход. Быстро обогнув дом с другой стороны, я кинулся за ним вдогонку.  Минут через пятнадцать я его настиг и, после небольшой «разминки», связал ему руки.  Это оказался тот самый вор, которого разыскивал отряд. Сообразив, что он крепко попался,                у него «прорезался» голос, - продолжил  Магомед буба. Он говорит мне: «Слушай, начальник, у меня здесь недалеко спрятаны драгоценности, нам с тобой хватит их на всю оставшуюся жизнь. Давай я поделюсь ими с тобой, и ты меня не видел, лады?»    
Услышав это, я так «успокоил» его,  что он лишился желания не то что вести со мной переговоры,  но и вообще открывать рот…
Прошло несколько лет.  Так уж получилось, что я еще раз оказался по делам в Дербенте. У меня  была пара часов свободного времени, и я решил их провести в местной чайхане. Летняя жара и чайник выпитого ароматного чая меня немного расслабили,  и я, сидя за столом,  стал подремывать. И вдруг  чувствую на себе чей-то пристальный взгляд. Встрепенувшись, посмотрел, кто же интересуется моей  персоной. Заметив это, незнакомец  встал, подошел ко мне и нагло уселся  за мой стол.                - Начальник, Вы меня не узнали? – спросил он сквозь зубы.                – Нет – отвечаю я.                - Я – тот самый, которого Вы ловили в … году на магале.                - Ну и…?   Я еще не до конца сообразил кто это и что ему от меня нужно.                - Вот Вы тогда не захотели принять  мои драгоценности,  а те, кому  Вы меня передали, не побрезговали и, в результате, я через месяц оказался на свободе. У меня сейчас есть дом, машина, уважение…  А у Вас?
За доли секунды  мое полусонное состояние улетучилось. Припомнив того,  кто сел со мной рядом, я спокойно встал и вышел.  Единственно, уходя, бросил этому типу слова: «Ну и живи, негодяй, в своем воровском раю!»
«Видишь сынок, вот такие люди – воры и преступники и те, кто им потакали, довели страну до этого состояния!» -  заключил он в конце разговора».
Но меня в этой истории занимали не те, кто страну довели до ручки, а личность самого Магомед буба.
Не жалеет ли он, что тогда не взял драгоценности, ведь все равно его поступок не спас страну – вертелось у меня в голове.  Подумав  это, я взглянул ему в лицо. Но там я не увидел ни тени дискомфорта. Спросить же об этом прямо – у меня, почему-то, не хватило смелости. Ну не может, человек, стоящий в очереди за 2 килограммами мяса 2-3 часа подряд, не жалеть  о срыве такой «сделки» – думалось мне. Наверное, умеет прятать свои чувства. Недаром всю жизнь работал в органах!
Но очень скоро я понял,  как глубоко ошибался. И мне стало стыдно за эти мысли. К сожалению, вот только в такие моменты и начинаешь осознавать важность критического подхода к стереотипам - своим и своего окружения. Совершенно посторонний человек, не имеющий никакого отношения к джабинцам и, который также в свое время работал в органах, рассказал мне еще одну историю про Магомед буба.
«Магомед,- рассказывал он - был грамотным и энергичным   молодым человеком,   у руководства находился на хорошем счету. Часто его отправляли  на выполнение ответственных заданий по районам нашей республики. Как-то раз, на севере Дагестана, на границе с тогдашней Чечено-Ингушской республикой, он, в качестве командира небольшого отряда, участвовал в поимке опасного преступника.
      К сожалению,  в нашей  жизни иногда случаются такие вещи, которых не то что не ожидаешь,  но трудно, даже представить себе.  Вот и здесь произошло ужасное  по своим последствиям, событие. Боец из отряда Магомеда застрелил мирного местного жителя - чеченца по национальности,  приняв его, по ошибке  за бандита. Услышав про случившееся, весь сельский джамаат, вооружившись кто чем: ружьями, палками, камнями и т.д., окружили помещение, в котором расположился отряд. Ситуация накалилась до того, что любое неправильное движение, любое неправильно произнесенное или истолкованное слово могли привести к  трагедии гораздо большего масштаба. Все висело на волоске. Ведь в помещении находились бойцы, вооруженные автоматами, а с внешней стороны - население села, до предела разозленное  убийством   односельчанина и готовое отомстить им за это.   Какое же самообладание нужно было иметь, какую мудрость и мужество необходимо было проявить в такой ситуации, чтобы  не дать ей дальше разгореться? Какие, в конце  концов, слова нужно было подобрать и как их произнести, чтобы  разрядить обстановку?
      Так вот, Магомед,  собрав всю свою волю в кулак и установив жесткий контроль над своими эмоциями, один вышел  к этим людям. Затем,  глядя им в глаза, четко и ясно сказал, что произошла трагическая ошибка, что он - командир этого отряда и - единственный, кто отвечает за  ошибки бойцов  отряда.
"Я вот - перед вами. Как считаете правильным, так и поступайте!" - закончил он.
Надо  отдать  должное мудрости этих людей и этого народа. Вопреки всему, они нашли в себе силы разрешить  конфликт мирным путем. Но зная чеченский народ ближе, я уверен, что на их решение в немалой степени повлиял и  поступок человека, стоявшего перед ними - закончил он свой рассказ».    
Есть люди чести, принципа. Такие люди могут взять на себя решение задач любой степени сложности и не дрогнут. Народ уважает их, внутренне всем хочется быть похожими на них. Мир держится именно на таких людях. Магомед буба был из их числа. Вот вам и секрет того, безоговорочно уважительного отношения людей, знавших его. В том числе и моих сельчан - джабинцев.


Рецензии