Откровенное и сокровенное - эссе в миниатюрях

Асия Турашкызы  Откровенное и сокровенное
(эссе)         
               
Проснешься и смотришь в окно - в невольном     раздумье - то ли цветущие вишневые ветви упираются в стекло, то ли их завалил белый хлопок снега? Весна или зима? Время летит с молниеносной быстротой. Мы юны, потом зрелы, а вот уже и “снегопад” в волосах. И невольно думаешь, что ты оставил после себя? Дом, построенный тобой, детей, в которых вло¬жил свою жизнь, людей, которым ты когда-то помог, или, может быть, книгу, плод горьких и радостных раздумий над жизнью?
* * *
Утром встаешь, начинают шуметь машины, вдали слышны гудки поездов. Над теплой, еще не остывшей за ночь землей, начинается жизнь. И земля кажется тебе такой родной. Ты ее плоть, ты ее дочь... Ты хочешь прильнуть к ней, почувствовать ее тепло. Она дает жизнь всему: деревьям, цветам, мине-ралам, крохотному мурашку, она - наш сокровенный дом. Мы должны любить и сохранять ее, мы же производим на ней ядерные взрывы, создаем химическое и биологическое оружие, пич¬каем все окружающее ядами... Как горестно, как трудно осоз¬навать, что твой любимый город, его люди и деревья страдают от взрывов теперь уже в другой стране...
* * *
Сначала социализм... затем перестройка, теперь рефор¬мация, возвращение к капитализму. Мы возвращаемся к законам        природы - законам джунглей. Выживают сильные, умные, трудолюбивые,  а  ленивые, бездеятельные, глупые, больные обречены на вымирание. Законы природы в чем-то жестоки, в чем-то справедливы, во всяком случае, логичны, они переходят в законы общества. Но мы, люди, обитатели социума, сколько же нам нужно десятилетий, может, столетий, чтобы создать общество, в котором человек, действительно получит по труду и способностям, а одинокие, больные, инвалиды (сколько их сейчас играют на баянах на улицах или просят по-даяние) почувствуют себя защищенными, согретыми теплом ис¬тинной любви?..

* * *
Постулаты йоги, религий всех народов схожи: не убей, не укради, не мсти, создавай только добро в мире. А посту¬латы социализма взяты из христианства. Почему же такой про¬вал социалистической идеи? Экономическая основа, когда все общее, никто ни за что не отвечает- привела к безликому об¬ществу - без науки, культуры, искусства.
А французская революция провозглашала равенство, братство, а пришла к якобинской диктатуре. И все же в этих мыс¬лях, которые сейчас все повторяют, нe все до конца ясно. И культура, была, и искусство развивалось (процесс самоор¬ганизации и саморазвития остановить невозможно), хотя и было сковано догматической идеологией. Вознесенский, Шостакович, Тарковский - список можно продолжить. И все меня по¬стоянно мучает мысль о Николае Островском, написавшем такую искреннюю, сердцем и болью выношенную книгу. Ведь это поколение так верило, что борется за светлые идеалы. Подоб¬ные же чувства возникают, когда смотришь старые фильмы с Любовью Орловой... “ЭТО слово гордое “товарищ”, - слова из ее песен. И народ, завороженный, боготворящий Сталина... и слезы всей страны в день его смерти - загипнотизированное общество, наивное, верящее, что строит царство справедливос¬ти, добра, разума. Как понять все это? Кто поймет старое поколение, вышедшее сегодня на базары, толкучки? Какая трагедия мировоззрения, когда-то яростной веры в коммунизм... В чем найти им сейчас опору для жизни? В чем искать опору нашему поколению?  В чем искать опору для жизни молодежи? Ясно только одно - нельзя смеяться над своей историей, насмехаться над ее героями. Нужно глубоко понять трагедию нашего государства, извлечь из нее уроки, чтобы продолжать жизнь дальше...



* * *
Мы задумываемся о религии, о том, есть ли какая-то жизнь после физической смерти, только тогда, когда лицом к лицу сталкиваемся с ней. До этого момента заботы, тяготы жизни отнимают у нас все свободное время. Религии    народов - кодекс законов поведения, выработанных человечеством для удержания человека в нравственном состоянии. Вольтер писал, что, если религии не было бы, ее стоило бы придумать. В раз¬ных концах земного шара, в разные эпохи люди приходят к од¬ному и тому же нравственному идеалу - чистоты, доброты, цар¬ству разумного. Одни люди свято поклоняются заповедям рели¬гии, для ученых       же - это объект изучения. У нашего поколе-ния, среди которых основная масса - материалисты - интеллигентская вера в бога, как во “Всевышний разум”. Нас воспи¬тала художественная литература. Толстой, Тургенев, Абай да¬ли нам высшие принципы отношения к человеку. Мы и оторваны от жизни, и, как никогда, близки к ней. Нравственный чело¬век ближе к богу, чем тот, кто служит вере, но совершает дур¬ные поступки. Что будет дальше с нашим поколением? Наверное, каждый из нас примет религию своего народа... Если истина кристалл – то религии мира - грани этого кристалла.

* * *
Сегодня, накануне XХI века, приходится констатиро¬вать факт, что небольшая часть интеллигенции, в основном ученые - неверующие, а остальной мир как был религиозным, так и остался таким же. Вера в бога за последние 300 лет претерпела изменения. Это уже не вера в личность, а вера во Всемирный разум, и Бог - не над человечеством, а внутри не¬го, как деятельная, саморазвивающаяся, постоянно движущая¬ся субстанция. Религия рождается из страха перед силами природы, судьбы. Она играет противоречивую роль в обществе, оправдывает насилие власти над народом (протестантизм в США освящал рабство) и в то же время устанавливает нрав¬ственные нормы поведения, соединяет общечеловеческой моралью бедных и богатых, в критические моменты, как напри¬мер, в войну, объединяет людей.
Всесильная наука, увы, все объяснить не может, она заканчивается разумом человека. А религия - это попытка объяснить бесконечность мироздания, все, что выходит за рамки разума человека.
* * *
Йога, Гегель, современная физика. Что их объединяет? Может это и есть приближение к истине, к загадке мирозда¬ния? В йоге человек может слить свое сознание с космосом. Это ли не тезис Гегеля, что субъект заменяется объектом? По Гегелю мир противоречив, рядом с добром, существует зло, противоречия, их единство и борьба - основа движения. В физике, например, броуновское движение - изменение какого-то параметра и пред нами предстает другой мир. Флуктуации - изменения в физических параметрах - и материя через некото¬рое время самоорганизуется, создавая новое качество. Все законы, действующие на Земле, относительны. За ее предела¬ми действуют уже другие. То есть мир, как огромный вращающийся шар, где все подвержено изменению, движению. Бедный человеческий разум нe может выпрыгнуть из себя. И ведь нет, до сих пор нет доказательств внеземной цивилизации. Поэто-му и привлекает человека религия своим космопланетарным ох¬ватом сущего. В ней он находит выход в космос...

Из личного опыта

У каждого человека в жизни бывают тяжелые моменты, когда oн близок к отчаянию. И в эти минуты он отчетливо понимает, что должен быть к чему-то привязан. У него должен быть идеал, нечто светлое, к чему он постоянно стремится. Для нас раньше это был коммунизм - светлое будущее (равенство, справедливость, братство). Идеалы коммунизма, вера в них шли рядом с верой в гуманистические идеалы, которые созда¬вали искусство и литература. 70 лет атеизма, безверия. Но ведь за эти годы упрочилась вера человека в собственные  силы. Думалось, что сильные, трудолюбивые люди добьются многого, что наука неузнаваемо преобразит жизнь. Так ли это было плохо (как сейчас утверждается)? Если глубоко вду¬маться, буддизм, одна из трех мировых религий, в глубине своей атеистичен, он возникает позже, чем йога, максимально использующая психические и физические свойства человека. И все-таки последнее время, когда религии мира оживают, рас¬цветают, пронизывают нашу жизнь глубоким осмыслением жизни и проникновенной человечностью, у нас появился страх за свое безбожие. Как-то надежнее и спокойнее жить, когда ты веришь в высшее существо - Бога. Он всегда справедлив, ми¬лостив. Это так облегчает жизнь, успокаивает вас, дает надежду, что справедливость восторжествует, что ты избежишь неприятностей, тяжелых моментов в жизни. Ведь вера в ком¬мунизм, вера в собственные силы (не все может в этой жиз¬ни человек) не давали этого. Есть, существует то, что силь¬нее человека. Это его судьба, понимаемая как стечение об¬стоятельств, благоприятное и неблагоприятное. Если признать¬ся честно, все мы боимся судьбы. Она определяет нашу жизнь на две трети и только одна треть принадлежит воле человека. И поэтому человек, бессильная слабая точка многомирного про¬странства, вынужден искать успокоения, утешения в религии. (Наверное это в природе человека - служить какому-нибудь Абсолюту). Чаще обращаются к ней слабые, больные, неудачли¬вые. Те же, кто преуспевает в этой жизни, здоровы, счастливы, забывают об этом святом прибежище.
Наверное, нужно иметь в душе веру в Бога, но стре¬миться при этом к хорошим друзьям, хорошей крепкой семье, к любимому человеку. Ведь любящий нас человек в этой нелегкой земной жизни является для нас спасителем. И человек для че¬ловека может стать полубогом, может преобразить нашу жизнь до неузнаваемости. Нужно стремиться разумно, используя опыт известных нам людей, жить, осмысляя свои поступки, применяя знания человечества, добытые с таким трудом, жить, неустан¬но работая над собой, а в остальном уже все будет решать судьба, стечение внешних обстоятельств, увы, не зависящее от нас. И человек не должен клясть себя за неблагоприятное их стечение, за то, что над чем он не властен. Но ему следует помнить, что и ему немало дано в этой жизни и надо жить, максимально используя свои силы и в то же время радостно, полнокровно, радуясь каждой весне и каждому утру.

О стереотипах

Я пригласила своего друга, молодого человека погос¬тить у меня, так как ему негде было остановиться. И сразу внутренний страх, а что подумают соседи? Кто он мне? Просто друг, человек, оказавший мне помощь в трудную минуту. А в голове уже стучит страх, оглядываешься на толпу. Но она ведь тебя не поит и не кормит, ты сам борешься за свое су¬ществование, а друг согревает тебя своим теплом, делает твою жизнь осмысленной.. В обыденной жизни мы так зависим от  мнений сослуживцев, соседей, просто прохожих. А ведь в нас сверху закладывается энергия, как пишет Карла Парола. Если мы следуем себе, своей интуи¬ции, мы входим в противоречие с обществом, если, наоборот, то с собой. В обоих случаях мы несчастны. Ведь общественное мнение тоже формирует наш душевный покой. Нужно найти ту тонкую грань, то тонкое пограничное существование, чтобы не изранить свою душу в этой жизни. Иногда человек совершает религиозные ритуалы, а в него Высшим божественным существом вложено другое. Чтобы жить гармонично, человек должен по¬стоянно прислушиваться к собственному “я”. Вообще последнее время я обнаруживаю себя, как скопище стереотипов, разных комплексов. Мишель Монтень пишет, что, прежде всего человек должен быть в ладу с собой, потом с обществом. Он ставит на первое место себя, свою неповторимую личность. А ведь он жил в ХVI веке, а мы, дети XX века, только и думаем, как оценят люди наши поступки. Да, тоталитарное общество заби¬ло наш мозг стереотипами: мы постоянно боимся сделать такое, что выбросит нас из определенного ритма жизни, боимся быть выгнанными с работы, с учебы, в нас намертво заколочен страх. Разве мы чувствуем себя свободными?..



О смысле жизни

К зиме мы прочистили дымоход, поняли, наконец, как устроены эти колодцы. И вот это простое дело принесло нам удовлетворение. Что-то суметь хорошо сделать, написать хо¬роший рассказ, связать красивый джемпер, просто удачно схо¬дить в гости, посмеяться неожиданно чему-то с друзьями... В этом и может быть смысл жизни. Мы  ведь ищем его всегда где-то в будущем, словно запрограммированы жить вечно, и живем так, будто перед нами целая вечность, все что-то со¬бираем, копим, рассчитываем на будущие времена... А смысл жизни таится в каждом нашем дне, прожитом радостно, а иног¬да и грустно...

О детях

Мое поколение, мои сокурсница, одноклассницы... почти все без мужей воспитывают детей. Образованные, умные женщины, журналистки, учителя, врачи, ученые. Эмансипированным женщинам трудно найти себе спутника жизни, да и спутников этих мало. В силу своей трудной, опасной жизни, неукротимости характеров они рано уходят из жизни, оставляя женщин продолжать жизнь на этой земле. Счастливых браков интеллигенции очень мало. В чем же спасение одиноких женщин? В де¬тях, как ни трудно их воспитывать в наше время. Ни карьера, ни друзья не способны заменись радости общения с ребенком. Достоевский признавал, что в этом состоит половина челове¬ческого счастья. Мне встретилась одинокая женщина, защитив¬шая докторскую диссертацию. Ей не с кем было поделиться своей радостью. Конечно, счастье человека может заключаться и в творчестве, и в какой-то значимой общественной работе. Порою человек и не виноват в том, что он одинок. И все-та¬ки, все таки, думается, что главное счастье человека в семье, детях . Это точка опоры - точка отсчета жизни. Ради чего ты живешь человек? Ради того, чтобы вырастить, воспитать человека же...


Два мира
Существуют два типа мужчин. Одни познают мир умом - рацио. Их увлечения - история, политика, детективы, фантас¬тика, спорт. Как правило, они всегда спешат, не любят много говорить, всегда заняты какой-нибудь деятельностью. Добро для них категория, понятая только теоретически, не прошедшая через чувство. Им непонятен мир эмоционального по¬знания, который близок эстетическому. Ведь еще древние гре¬ки не разделяли добро и красоту. Мимо этих мужчин прошли непонятыми и поэзия, и живопись, и самое чувственное из искусств - музыка. Хотя некоторые из них, действительно, добры от природы.
Другой тип. Очень начитанные, в чем-то женственные мужчины. Они любят литературу, изучают историю искусств. У них чувственное, эстетическое превалирует над paциональным. Женщинам они нравятся больше, чем первые. В свою очередь, эти мужчины предпочитают общаться с противоположной половиной человечества. К практической жизни они плохо приспособлены. И все же их преимущество в том, что они видят мир более многогранно, глубже понимают человека, способны проникнуть¬ся его чувствами, выслушать до конца.

О прессе, телевидении

Просматриваешь прессу и видишь “жареные факты”, криминальную хронику, политику, экономику, детективы, кулинар¬ные советы, рекламу и программу телевидения, будто нет на свете поэзии, искусства, литературы, философии, будто не вы¬ходят книги П. Сорокина, Д. Андреева, Г. Ясперса. Мне возра¬зят, что это область науки. Но позвольте заметить, ведь газету человек читает ежедневно - и почему она не должна быть просветительской, доносить до людей философские идеи в дос¬тупной форме, не пробуждать интереса к культуре? Средства массовой информации (исключая газету “Новое поколение”, журнал “Ай”, радиопередачу “Каламгер”) нe используют до конца свои возможности в пропаганде истинной культуры. Ведь традиции русской журналистики были прежде всего просвети¬тельскими, воспитательными. (Они были использованы и в казахской прессе начала века - в журнале “Айкап”, газете “Ка¬зах”). Мы берем пример с Запада - информация, прежде всего информация... Как же будет развиваться культура народа? Неужели только эти мексиканские сериалы, да боевики будут ее уделом? Неужели нельзя снять многосерийный фильм “ Очаро¬ванная душа” или “Путь Абая”, или “Кочевники”? Сняли же в России прекрасный фильм о Ломоносове, где есть и история, и показано развитие науки, и процесс научного творчества. В Национальной библиотеке проходила читательская конферен¬ция о происхождении всего сущего на земле, о смысле челове¬ческого бытия. И что же? Пришли ученые, студенты - опять интеллигенция. А ведь как эти книги, эти слова и мысли нужны и простым людям, и инвалидам, и тем, кто оступился в этой жизни. Но у нас нет возможности доносить до них эти знания. Телевизионные каналы отказали в помощи, пресса тоже. До каких пор истинная культура будет достоянием только интеллигенции?..


Рецензии