Вот так встреча

                Вот так встреча!

                На мою кормушку, устроенную на ирге  перед окном, прилетали различные  гости. Чаще всего это были воробьи, большие синицы и снегири, реже залетали синички-гаички, поползни, щеглы и свиристели, совсем редко навещали малый пёстрый дятел и сороки. ( Об этом есть рассказ «Кормушка и оборотень»). В позапрошлую зиму я первые увидел на кормушке ещё одну синичку – белую лазоревку. Второе название этой птицы – князёк. Несколько удивился по двум причинам. Первая – это та, что белая лазоревка у нас распространена повсеместно, но повсюду немногочисленна. Вторая – она придерживается мест, удалённых от жилья и неохотно посещает населённые пункты. Но вот, вопреки известным истинам, я вижу эту птицу на кормушке сначала одну, затем две и даже три. В прошедшую зиму несколько белых лазоревок опять появлялись на кормушке. Прилетели они и в конце ноября текущего года.
                Думаю, что не многие видели этих птиц в природе, тем более наблюдали за ними с нескольких метров, поэтому постараюсь описать их внешность. Все видели бойких больших синиц, постоянных спутников человека в зимний период. Так вот, белая лазоревка – точная уменьшенная копия большой синицы по форме тела. Но расцветка оперения совсем другая. У князька голова белая, с чёрной полоской от клюва через глаз на затылок. Спина серо-голубая. Кр поперечными полосками. Низ тела  белый с тёмным пятном на груди. От затылка к шее широкая чёрная полоска. Голос у князька негромкий и однотонный: «цррр» или «цррр-црр-цирррр». Мне приходилось находить гнёзда белых лазоревок и наблюдать за ними, когда-нибудь я об этом напишу.
                Сегодня утром, я как всегда, выглянул в окно на кормушку и слегка оторопел. В первое мгновение показалось, что меня посетили глюки. На поддоне молча и неподвижно, как бы разглядывая друг друга, сидели четыре очень похожих  по форме тела синицы. Две большие синицы, белая лазоревка, она же князёк  и … обыкновенная лазоревка, или просто лазоревка! Вот так встреча! Я не верил своим глазам! Лазоревка, считающаяся обычной и многочисленной птицей  Европе, по определению учёных-орнитологов, лишь слегка заходя ареалом за Уральский хребет, спокойно сидела на моей кормушке. И это под Тюменью!  Гнездо лазоревки находил лишь однажды, в Молдавии. Это было тридцать лет назад. Я опишу лазоревку для азиатов, европейцы могут не читать. Представьте того же князька, только в голубой шапочке, с синей полосой, идущей от клюва с затылку и синим ошейником. Затылок, шея, крылья, хвост глубокого синего цвета. Спина – тускло-зелёная. Низ тела желтовато-зелёный с темной полосой. Размеры у этих птиц совершенно одинаковые.
                Первым смотрины надоели более непоседливым большим синицам, они принялись клевать остатки пшена, оттесняя более мелких разноцветных сородичей к бортикам. Я схватил пригоршню семечек, кусок хлеба и, не одеваясь, бросился к кормушке, боясь, что из-за отсутствия корма синички покинут кормушку. Большие синицы, наверное уже привыкшие ко мне, не испугались, лишь взлетели на ветки повыше. Лазоревка тоже особого испуга не выказала, перелетев на соседнее дерево. А князёк, увидев человека, мгновенно улетел. Едва я отошёл, большая синица (кстати её на Урале называют Кузькой)  мгновенно спустилась на кормушку вместе со своей подругой и, захватив по семечку,  уселись по веткам ближайших деревьев. Я ушёл домой и потратил около дух часов, в немом ожидании встречи с неизвестным, но мои мечты отстали от действительности… Как я жалел о  том , что выскочил из дома не подумав, и ругал себя «старого и умного» в душе. Я уже с начала этого века варюсь  собственном соку, редко выезжая за пределы района , общаясь с местным реалом, что не ждал милостей от природы, и друг такая встреча!
                Появилось такое, ни с чем не сравнимое желание, для уже пожилого человека, найти и описать гнездо лазоревки в наших условиях. Пока  это мечта. Но мечта продлевает жизнь. Спасибо тем, кто дочитал, здесь слишком много было мечты….
_

                В.Светашов.


Рецензии
Спасибо, Вадим, за интересное знакомство с этой симпатюлькой. Хорошо, когда бывают в жизни орнитолога такие удивительные встречи.
Всего доброго!

Людмила Каштанова   29.07.2022 02:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Люда!

Вадим Светашов   29.07.2022 04:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.