Игры сознания

ИГРЫ  СОЗНАНИЯ

Моя память сохранила, до сей поры игру со зрением: я смотрю на луну и звезды и мне трудно представить себя вблизи них; закрываю глаза и с легкостью переношусь на луну, могу собирать звезды как яблоки в бабушкином саду – за пазуху…
Опять открываю глаза и вижу паутину на потолке:
-А вон паутина.
-Где,- спрашивает, отрываясь от вышивки мать,- О, ты глазастый! Сейчас я её уберу.
Мать пошла за шваброй и тряпкой в кухню, а я снова закрываю глаза…

Прошло пятьдесят пять лет, я всё реже замечаю, что творится вокруг меня, но зато чаще закрываю глаза и молитвенно беседую с Богом; уверен – Он слышит каждое мое стенание, каждый всхлип и вздох: я каюсь в грехах своих…
Ищу внутренним зрением грехи по жизни, натыкаюсь, рассматриваю со всех сторон, делаю вывод, а он всегда однозначен – грешен. Покаянно вздыхаю; «Прости меня, Господи, какой же я…»

Вхожу во внутренние покои своего сердца, прохожу сквозь память лет, дней и мгновений и заостряю на чем-то своё сознание.
Это тоже игра, но уже не детская безделица – эти игры не забавы, они не веселят сознание, а почти всегда вызывают внутренний плач.
Какие прекрасные игры!..

 
ДВЕРИ  БЕЗМОЛВИЯ

Как похожи эти двери на теперешнюю мою сущность – в них нет замков, нет ручек, нет и петель – похоже, они вообще не открываются.
Я стою перед ними в полном молчании души – это длится недолго, всего лишь несколько мгновений, и вдруг – двери открываются! Ах, вот каков таинственный ключ – молчание! и не столько внешнее, сколько внутреннее.
Здравствуй безмолвие! Здравствуй, друг мой, таинственный и неуловимый! Я нашел дверь, ведущую в твои безсловесные палаты, нашел и ключ, отрывающий безпетельную скрытность, эта дверь и вводит в утишающее  пространство мысли, устанавливающее штиль на плещущем море разума.
Двери безмолвия…
Не надо срывать ногти, безцельно пытаясь открыть их; не надо отбивать руки и ноги, пытаясь достучаться до сонных сторожей – их здесь нет; здесь нет места сну, нет места расслабленной дремоте! Здесь мир напряженного внимания; внимания, в котором замерли все звуки, все слова и мысли, все чувства и желания и только эхо безмолвия раскатывается по залам таинственного пространства.
Безмолвие… безмолвие… безмолвие…


ДВЕРИ СЕРДЦА

У каждой души свои двери сердца: у кого-то они золотые – радостно сияющие своей распахнутостью; обе створки зазывно растворены, за ними слышно пение псалмов и славословий; смазаны петли, гостеприимно вычищен порог, горят все светильники – хозяин ждет Гостя в любой час.

А у кого-то деревянные, с покосившимися наличниками, облупленной краской; некогда резные узоры потрескались, отвалились; висят ржавые замки, которые давным-давно никто не открывал, да и ключ не вставляли в замочную скважину – никого не ждут в эти двери…

Но во всякие двери неотступно стучит Господь. Стучит не назойливо, не нахально, как подгулявшие незваные гости в поздний час; стучит терпеливо, мягко, бережно.
Сквозь любые преграды может пройти Господь, но не желает быть гостем незваным – Ему требуется добровольное согласие на вход, ведь у каждого человека своя воля и Господь не нарушает её, а без этого согласия входа нет.

 
ДВЕРИ УМА

Ныне чист ли ум мой? Не знаю, ведь он так редко свободен от каких-либо дум, всё чем-то озабочен – никогда не знает покоя! Многозаботливый мнимый хозяин тела, ты восседаешь в удобном, но безпокойном седалище; часто вскакиваешь с него и стремительно мчишься… нет, никуда ты не мчишься, только делаешь вид, что стремглав носишься по земле; по разным, как тебе кажется, таинственным уголкам её; по не имеющей конца (как это может быть?..) вселенной и всюду суешь свой любопытный нос. Хотя бы только это, а то ведь сам додумываешь чего-нибудь, что кажется тебе логично-умно-верным.
 
Ты как будто владеешь браздами правления над чувствами? Суматошно ищешь решения, какой именно выход найти тому или иному чувству, часто, безконечно часто ошибаешься, попросту – грешишь.
Нельзя доверяться тебе!
Ты как пьяный водитель вертишь мыслимую баранку и тычешься, тычешься клювом в ограниченное пространство. Тебе нужно освободиться от влияния страстей, от бесовского наваждения, от силы первородного греха и тогда можно доверяться твоему умному избранию своего служения.
Ты молитвенно испросишь себе рассудительности, и Бог не откажет тебе; Он милостив и мудр, Он прозрит пользу душе твоей и поведет тебя через те двери, которые открывают узкий и тесный путь; со всех сторон тебя будут окружать Ангелы и заботиться о теле и душе твоей.

Ищи же эту дверь, ищи этот путь, ищи вождения своего Ангела-хранителя, ищи воли Божьей! 


ДВЕРИ ВНУТРЕННЕГО МИРА

Говорить о внутреннем мире совсем непросто – этот путь всегда первооткрывательский, неизведанный никем и никогда, ведь кто может проникнуть в мир другого человека? Никто, кроме Бога, но Бог не духовный насильник, чтобы проникать в человеческие души без позволения – Он уважает человеческую свободу более, чем сам человек свою. Он терпелив и не назойлив; мягко стучит, стучит и замолкает как бы слушая – есть кто живой в доме.
«Открой, чадо, Я помогу тебе разобраться в себе самом – внешнем и внутреннем…»
Мы ворчливо кидаем через плечо: «Сам разберусь!» и разбираемся, разбираемся пока не почувствуем себя совсем запутавшимися.
И тогда тихой безсонной ночью осторожно проскрипит дверь и плачущий голос скажет: «Господи, помоги мне».
И чем чистосердечнее прозвучит голос, тем скорее откликнется Господь. Ночь вдруг озарится Небесным светом, и ты с сияющими слезами изольешь все, что так много лет держал в себе.

Двери внутреннего мира радостно распахнутся, твоя затхлая клеть в мгновение ока наполнится сияющим простором, и ты зрением души увидишь иной мир и поймешь – вот тот неэгоистичный и раболепствующий перед кичливыми страстями мир, к которому ты так неуверенно шел!
«Почему я был так боязлив?»
«Отчего я был так медлителен?»
Враг мешал тебе видеть, он скрывал от тебя свет Истины, причем скрывал твоими же руками!
«Я всегда и во всем искал виноватых; я всегда и во всем оправдывал себя!»
Одурманенный безумец, - ты прозрел!


ДУХ  ПЕЧАЛИ

Слышу, слышу – приблизилась к двери моей печаль; её томный дух пробивается сквозь щели, приторно сочится вязкой душевной патокой…
Не приоткрою даже дверь, зная, что за нею стоит печаль, ибо она начнет протискиваться, протискиваться и вскоре распахнет обе створки двери, зазывая непрошенных гостей: недовольство, малодушие, саможаление, раздражительность, а  там и отчаяние подоспеет, уж не говорю об унынии, памятозлобии, зависти и прочему сбору ненавистников.

Не помню, когда в последний раз я не досмотрел присутствия твоего, но ты тогда лихо меня обокрала – вкрадчиво явилась ко мне, промурлыкала что-то и заполнила душу тихим безразличием. Внешне я был спокоен, а внутри злобен и враждебен: «Хоть бы кто затронул меня!» - мыслил я,- «Уж я бы на нём отыгрался…»
Слава Богу, слышал Он ненависть мою – никого не допустил в непосредственное общение со мной, пожалел меня, повлек к Себе сквозь дебри злобы.
О, бедный человек! Можно подумать, что эта немощь обладает какой-то силой!

Суета сует – и ненависть и злоба; суета сует – и добро и радость по жизни и только одно плывет поверх голов человеческих – богомыслие.
Не проникнуть тебе, печаль, в это Небо!

 
ГОЛОСА

Жизнь наполнена голосами: ранним утром в лесах и рощах слышу  голоса птиц, славящих Бога и все силы Его; в течение дня животные и звери, зверьки и насекомые перекликаются между собой; наступает вечер и ночь, голоса стихают, но не умолкают совсем – они по-прежнему напоминают о своем существовании, хотя реже и тише.
В человеке же голоса звучат, не прерываясь ни на одно мгновение: он говорит, поёт, занят какой-либо деятельностью, мыслит; даже во сне рассудок его прокручивает переживания прошедшего дня, наполняет мозг снами и в них голоса, голоса, голоса…
В своих радостях и горестях живёт человек; всякий, чьей то силой живится и подкрепляется – к кому он ближе находится, того и слышит яснее и чётче. Чаще всего человек думает, что слышит сам себя; сам с собой разговаривает, причём может это делать совершенно разными голосами, но не может сказать точно, чей это голос: совести, ума или разума, а может быть Ангела-хранителя?
Допившийся до чёртиков слышит ясно голоса бесов – они уже совсем близко, они в нём, потому он и слышит их очень внятно, но чаще всего думает, что он сам с собой ведёт речь.
Человек, ушедший от влияния страстей и укрепившийся благодатью Божьей, находится под вождением Небесных Сил; он чувствует их влияние на него, хотя и не слышит голосов, как привык слышать реалистически или умственно, но – слышит! Они услаждают его внутренний слух, вразумляют его духовное естество, наполняют его сосуд так бережно и осторожно, чтобы не расплескать, не возмутить волнением разум.
Ах, голоса, голоса… как много вас! Чей голос ближе в данную секунду? Кого слышу я в этот миг? Потому и сказал нам апостол:  «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». 1 Петра 5:8
Не желаю быть уловленным диаволом в его лукавые сети; буду навыкать постоянно молиться: на всё и вся смотреть взглядом любви – душа услышит обман, если он случится.


ГОЛОС ТЕЛА И ГОЛОС ДУШИ

Не раз я спотыкался, рассуждая в себе: где «я» - телесный, а где «я» - душа? Споткнусь, потопчусь и иду дальше в своих рассуждениях.

С детства и юности я не отличался остротой ума и смышленостью. Да и позже, хотя меня некоторые люди называли умным, я чувствовал, что много, очень много мне непонятно в их «остроумных» беседах. Если прямо я и не говорил себе: «Туповат ты, братец!» то уж точно так думал.

Много позже, когда я встал на узкую тропу, ведущую к Богу, то благодарен был провидению, что хранило мою тупость-простоту от извращенных недомолвок или мыслей с двойным, а то и тройным дном. И потом уже просто делал замечание своим товарищам, которых становилось все меньше: «Пожалуйста, говори четко и ясно; не говори недомолвками – я не понимаю, о чем ты говоришь или могу не правильно понять тобой сказанное». И, хотя не сразу, не в одночасье, но добился своего – оставшиеся в друзьях люди строго следили за своей речью и мы понимали друг друга без обиняков.

Так постепенно я добирался до ясности речи между собой и «собой» и добрался, наконец, до того, что поставил перед собой вопрос: «Где же «я» - телесный, а где «я» - душа, но на сегодняшний день ответа нет».

Будет ли он? Возможно, ответы лежат внутри Интернета, но вокруг такая тьма недомолвок, научных методов и авторитетов, и все говорят, ссылаясь на каких то абстрактных людей, а ведь я – не абстрактный...

Если у Бога даже ни одна снежинка не повторяется, то и каждый человек имеет свои особенности, что ж буду рассматривать свои.


ОБОЖЖЁННЫЕ  КРЫЛЬЯ  СВОБОДЫ

Всю свою земную жизнь душа человека жадно ищет свободы и в слепоте своей открывает все двери, встречающиеся на пути; потому и случается человеку быть так легко обманутым бесами, которые имеют вековечный опыт и безгрешного, и грешного бытия, а каждая душа приобретает этот опыт по-новому, впервые.
В детской чистоте душа рвётся в Небо, интуитивно чувствуя, что именно там и есть истинная свобода и это ожидание томится в ней на подсознательном уровне.
 
Позже, глядя поверхностным взглядом на земную жизнь и безпрерывно встречая в ней страсти да целые букеты страстей! душа хватается за обожжённые ими крылья мнимой свободы и, в очередной раз, будучи обожжённой, разочаровывается, пока, наконец, не убедится, что только в Боге и есть истинная свобода. Тогда она вновь стремится обрести ту изначальную детскую чистоту и, сколько сможет вместить её.
Душа понимает – без этой истинной чистоты шлагбаум на дальнейшем пути к вечности будет опущен и перекроет вожделенный для неё путь.

Вот почему так важно для человека избавиться от страстей, сознательно придти в детскую чистоту и соединиться с Богом, имея плачевный опыт греховной земной жизни.


ВОТ И ВСЁ…

Наверное, я никогда не научусь с достоверностью отличать внутренний голос тела от голоса души, разве что после смерти, когда тело мое замолчит до всеобщего Воскресения.

Я всего лишь понял, что голос тела (имеется ввиду, не голосовые, языковые звуки) – это боли, рефлексы и желания, но кому принадлежит скрытый внутренний голос рассудку или разуму? Где эта граница? Где конкретность?

Перефразируя Екклесиаста произнесем с тихой радостью в душе: «Хорошо во время сказать, хорошо и промолчать во время».

Сейчас мне хочется сказать что-то из сердца, я не знаю что, но душа желает выразить, а дело ума – облечь томимое в душе во вразумительную для рассудка форму. Что же томится в тебе душа?
 
«Много томится во мне сегодня, но не поворотлив рассудок, приземлен ум телесный, чтобы услышать Небесное и облечь в изъяснимую форму то, что было бы понятно тебе, плотской человек. Всё, что зримо тебе и привычно твоей памяти никак не согласовывается с тем, что вертится на кончике языка и не слетает с него.
Итак, ты напрягаешься – я свободна…
Много человеческих выдумок, переплетенных своими же домыслами, дьявольскими внушениями, изобретениями ума и фантазиями рассудка, есть в тебе. Здесь и плачь, под видом покаяния; и радость, в объятиях бесовских; и хваления Небесные, и догадки земные о Небесном – всё здесь есть в земном хитросплетении».
 
Как же не заблудиться в этих перипетиях? Как узнать, увидеть Истину?

«Ты замахнулся с дольнего увидеть Небесное? Глазами плоти узреть духовное? Возможно, это дано было кому-то, всё возможно Создателю, как всё возможно тому, кто видит Невидимое – кто зрит Смертное, тот зрит и Живое.
Прошу тебя, разгляди своим таинственным зрением то высокое человеческое, ведь в низком видении – только обманы да фокусы!»

Вот и всё, что я, напрягаясь внутренним вниманием, услышал и облек в форму понимаемую рассудком.

Кирилловский мужской монастырь,
г. Киев,
ноябрь 2014 год.


Рецензии