Заповедное село и усадьба Архангельское

СЕЛО И УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ
(Из книги "О людях и для людей")

«...К тебе явлюсь я: увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Учёной прихоти твоей повиновались.
И вдохновленные в волшебстве состязались…».               
                А. С. Пушкин.

…  Заповедное  село Архангельское  и музей-усадьбу того же названия  нужно видеть только своими глазами, иначе нельзя ощутить в полной мере этого чуда. Ведь ни один учебник истории, ни одно самое совершенное пособие по искусствоведению, истории культуры  или архитектуры, ни один самый яркий и красочный рассказ, даже цветная современнейшая  цифровая фотография  или  видеофильм, не способны передать живительную силу чистоты и прелести, атмосферу царящего здесь  волшебства.  Как можно, скажите мне,   передать словами запах цветов или прохладу тенистых аллей,  чудо всего этого зелёного великолепия, открывшегося вашим глазам, и прелести  неповторимого  садово-паркового ансамбля?  Или  как передать, например, чувство восхищения, охватившее  вас, лишь  ступивших  под тенистую сень усадьбы, или  то очарование,  заворожившее  вас с первой  же минуты пребывания здесь?  Как помочь, например,  услышать  божественную  музыку  изысканных архитектурных  построений и  мелодию совершеннейшей красоты,  звучащую средь здешних аллей удивительно  сильно и возвышенно?  Разве можно передать ту атмосферу  блаженства,  испытываемого вами здесь ежеминутно и беспрестанно?  Скажите мне, пожалуйста, как можно  на обыкновенном  листке  бумаги передать всю прелесть  сказочной красоты,  всё изящество и совершенство неповторимых и великолепных  дворцов и  скульптурных творений?  Конечно, скажите вы, это просто невозможно! И будете правы.
  Естественно,  об Архангельском  сказать лучше, чем сказал  в своё время  сам непревзойдённый Александр Сергеевич, просто невозможно. Вот  потому я вынес его стихотворные строчки в  эпиграф . Увидел я их  лишь только наша экскурсия  двинулась по территории  музея, они были начертаны  на дощечке специально для таких туристов, как мы, в одной из аллей парка. Прочёл я их и  восхитился, но всё- таки подумал, что даже гений Пушкина не в состоянии  в полной мере выразить всё  великолепие  усадьбы.
 Был жаркий день и  наступил полдень.  Наш экскурсионный автобус, наполненный до отказа ветеранами войны и труда, то есть, бывшими работниками  Косогорского металлургического завода, проплутав по столице некоторое время,  прибыл сюда в самый солнцепёк. Ещё до рассвета покинули мы Косую Гору, и потому  несколько подустали в дороге, разомлев  от  ярого июльского зноя, как  здесь, словно в воду с головой, окунулись  в  прохладу чудеснейшего парка. И эта перемена была для нас столь разительным контрастом, что  после  всех наших дорожных мытарств, здесь мы почувствовали   настоящее блаженство.
 … Ах, лето красное, любил бы я тебя, как бы ни зной,  да пыль, да комары, да  мухи,—   вспомнились  пушкинские строки. Как хорошо-то здесь! Все наши неприятности – жара, зной, пыль, комары да мухи и всё остальное  остались где-то там далеко, словно в прошлой жизни,  за пределами вот этого чудеснейшего парка. И потому, лишь выйдя из автобуса,  мои попутчики-экскурсанты  стали глубоко дышать полной грудью, упиваясь свежестью  леса и  зелёной благодатью  Подмосковья.
Усадьба Архангельское –  это,  как известно,  жемчужина русской архитектуры, что было нам ведомо ещё до рассказа экскурсовода. Но благодаря его обширным познаниям  и эрудиции в этой области, мы  много нового и подробно узнали уже не только о самой усадьбе, но  и обо  всём  селе того же названия, находящемся рядом.  Ведь своё имя  усадьба получила именно от этого села. Название интересное, можно сказать даже необычное, хотя ничего необычного в нём и не оказалось, как и самом селе,  возникшем в стародавние времена. На Руси таких сёл и деревень, наверное, было немало. Первое упоминание об Архангельском исходит ещё к 1537 году. Но только лишь во второй половине ХУ11 века здесь, рядом с этим селом на крутом берегу Москва - реки князем Я. Н. Одоевским  были поставлены рубленные боярские палаты и каменный храм Михаила Архангела. Вот от этого храма и пошло название села и усадьбы. Как видите, всё просто. Это был 1667 год. С удивлением и непередаваемым восхищением  смотрели мы сегодня на этот храм, шедевр русской архитектуры, обойдя его со всех сторон, любуясь этой миниатюрной церквушкой, словно сказочной игрушкой.  Она напоминала нам скорее не храм, а искуснейшее ювелирное  изделие, украшенное, как драгоценными камнями, пирамидой кокошников. Эта церковь  в селе Архангельском является самой древней из всех сохранившихся  здесь усадебных построек.
 Сегодня  село Архангельское входит  в составе усадьбы и находится в черте историко-архитектурного комплекса. В стародавние времена село было населено  дворовыми людьми, обеспечивающими всю жизнедеятельность усадьбы. Оно для этого и было предназначено. Однако, кроме обслуги господской,  здесь, оказывается, жили  и замечательные русские  умельцы-ремесленники, искусно  расписывающие  бельё фарфора. Это были совершеннейшие  мастера своего дела, художники, уникальное мастерство которых в те времена  ценилось очень высоко и дорого. Сегодня таких ремесленников здесь нет, ныне здесь живёт в основном лишь обслуживающий музейный персонал. Чем же ещё примечательно ныне это село? Прежде всего, как историко-архитектурный памятник.  Вот мы видим, к примеру, перед собой старое каменное здание управляющего (ещё тех давних лет!) усадьбой и различные  старинные деревянные постройки, как  жилого, так и хозяйственного назначения. Особенно запомнилось нам здание кладовой, что стоит прямо над крутым оврагом. Сквозь всё здание походят, как тоннель,  арочные ворота, через которые мы по  ровной и  хорошо замощённой тропинке  прошли ко дну глубокого  оврага, полого спускающегося вниз и изгибающегося змейкой то влево, то вправо,  к самым водам  Москвы-реки.                Вот здесь-то мы впервые не выдержали соблазна, устав от летнего дня,  и  с большим удовольствием окунули свои жаркие ладони и ступни  ног  в прохладные  речные воды. И только после этого, насладившись прохладой Москвы-реки, по крутым ступеням вверх ,  начали своё восхождение  от реки к дворцу. И это тоже была территория парка.
 Подъём оказался очень тяжёлым и крутым. Медленно поднимаемся с одной  террасы на  другую, а этих террас здесь оказалось предостаточно.  И вот, наконец-то, мы добрались до самого верха, к подножию Дворца. Всего нам, от одной террасы до другой,  пришлось преодолеть  170 крутых ступенек!  Но поднявшись к самому дворцу,  забыв об усталости, мы ахнули в восхищении: перед нами открылась прекраснейшая панорама!  Пред нами расстилались настолько изумительные дали, что мы некоторое время стояли молча, поля и леса, а в самом низу этого восхитительного пейзажа, вдалеке, серебрилась Москва-река. Из рассказа экскурсовода  мы  узнаём, что вся эта красота и есть тоже бывшая  вотчина  князей Одоевских, которая  в 1703 году переходит во владение одного из знатнейших и богатейших родов России – князей Голициных.  Именно тогда, во время их владения усадьбой, и было положено началу строительства здесь всего сегодняшнего великолепия дворца  и  создания  этого  неповторимого сада – волнующего наш взгляд и сегодня, то есть,  всего дворцово-паркового ансамбля.  Создания  двух, совершенно отличных друг от друга  парков, –  регулярного, так называемого французского и пейзажного, то есть, английского.  Но ещё более  понравилось нам  не только умелое сочетание этих  двух, совершенно различных между собой, парков, но и совершенно незаметный  переход  одного в другой.  Они составляли одно целое.  А более того, нам понравилось  очень  заметное звучание итальянских мотивов  в  архитектуре  садово-паркового ансамбля. Мотивы были настолько ощутимы: что порой думалось, а не в Италии ли мы находимся? Римский вкус, прежде всего,  чудился  в террасном, ступенчатом  расположении парка,  когда он  живописно сбегает в сторону Москвы-реки. Именно от самого дворца, с высоты  многих  красивых  террас и открывается прекраснейший вид  на всё великолепие  Москвы-реки. Как же было тогда не застыть, не любоваться нашему жадному и восхищённому  взору всеми  этими  рукотворными  зелёными прямоугольниками, окаймлёнными тенистыми тоннелями из густых липовых посадок-аллей?!  И можно представить себе, как прогуливались здесь когда-то не мы, а вот такими же жаркими днями или прохладными вечерами поэты Пушкин и  Вяземский, мужчины в цилиндрах и фраках,  красавицы-дамы в  длинных платьях с зонтиками, с пажами и служанками.  Как же  хорошо здесь, как хороши эти террасы с беломраморными скульптурами по краям. Так и хочется бесконечно смотреть на них, а с высоты террас на открывающуюся нашим глазам всю рукотворную красоту парка, на синеющие вдали леса и луга.
 И вот в 1810 году село Архангельское приобретает известный меценат и достойный ценитель искусств, а также очень увлечённый и богатый собиратель уникальных  художественных ценностей  князь Н. Б. Юсупов. Княжеская фамилия  Юсуповых довольно известна  в России. Именно новый владелец Архангельского превращает  усадьбу в  уникальнейший музей. К работам в усадьбе наряду с крепостными мастерами привлекаются известные московские зодчие: О. И. Бове, С. П. Мельников, Е. Д. Тюрин и другие. В усадьбе был построен необыкновенный и по сегодняшний день театр декораций. Это есть ещё одно великое  творение архитектора О. И. Бове с участием известного  венецианского художника Пьетро Гонзаго. А декорации,  выполненные Гонзаго, сохранились ныне лишь только здесь, подобного нет  даже в Италии! Именно потому  итальянцы приезжают сюда любоваться  этим уникальным, сохранившимся только здесь, его творениями.
  Сегодня Архангельское в наши непростые времена, как и вся страна, переживает  тяжёлые дни. Прежде всего, в финансовом плане. Музей-усадьба тоже вынуждена, как и все мы в России «выживать», то есть,  бороться за своё самосохранение. И потому здесь сегодня совсем не дёшево для посетителей обходится даже простая  прогулка по дорожкам паркам. Особенно дорого  посещение  дворца. Здесь, в кольце двора его,  проводятся престижные концерты для элиты, различные выставки. А на берегу Москвы-реки мы наблюдали даже свадебные гуляния. Использование для этих целей музеев становится модным сегодня для богатых людей. Проведение свадеб, видимо, разрешено и тоже, видимо,  за неплохую плату. Но, тем не менее, несмотря на все эти вынужденные нововведения, работники музея полны решимости, по их словам всё сохранить, и оставить   в первозданном виде,  не допустить гибели парка-музея и всех дворцовых построек.  А сейчас они, к примеру,  готовятся к открытию музейных залов дворца и других помещения после заканчивающейся здесь  реставрации. И потому так случилось, что нам не повезло посетить дворец, именно  из-за этой самой реставрации.  Мы смогли осмотреть                только сам парки и расположенные здесь скульптуры, а все дворцовые строения только снаружи. Правда, и не все скульптуры  мы смогли увидеть. Некоторые из них сегодня не доступны к обзору, так как они укрыты деревянными ящиками, тщательно спрятаны в них, чтобы быть защищёнными  от наиболее агрессивных посетителей. Но вскоре, по словам экскурсовода,  они могут быть представлены взорам посетителей, так как будут защищены  небьющимся органическим стеклом. Именно таким образом они будут спасены от современных варваров и сохранены для потомков.
 Однако должен сказать, ради объективности и справедливости,  большинство скульптур  нам удалось увидеть, те,  что установлены на территории  самого парка.  И сегодня они открыты для всеобщего обзора. Это,  прежде всего, уникальная и  длинная галерея мраморных бюстов царей и императоров, а также  героев древней Греции и Рима, что проходит у стен самого дворца.  Здесь же древние скульптуры фараонов Египта, скульптурные группы из греческой мифологии. Запомнились, к примеру,  скульптура борющегося  Ахиллеса и скульптура скорбящего над телом погибшего друга – царя Менелая. Но особенно врезался в память печальный образ, созданный  в камне, одного из сыновей последних Юсуповых – Николая, погибшего в двадцать шесть лет на дуэли.  Он изображён гасящим факел о землю, с лавровым венком в другой руке. Величественна и установленная здесь скульптура императрицы Екатерины  Второй.  Она изображена в образе богини правосудия, но, почему-то, с не завязанными глазами?! Великолепен бюст великого  русского поэта А. С. Пушкина.
 Усадьба в Архангельском уже в то время (во времена  ещё  Юсуповых!) была жемчужиной не только русской архитектуры, но и  совершеннейшим образцом садово-паркового искусства  и самым значительным в России культурным центром. Здесь собралась  в течение многих лет ценнейшая библиотека с редкими книгами. В том числе и с автографами самого А. С. Пушкина! Здесь также собраны уникальные скульптурные произведения, в том числе и из фарфора. А стоимость отдельных живописных картин превышает стоимость всей усадьбы в целом во время её покупки князем Юсуповым! В своё время любили здесь бывать, отдыхать и наслаждаться красотой природы и созданной великими мастерами мирового искусства российские императоры. Особенно в дни коронаций и различных торжеств. Это было самое ритуальное место, особенно торжественное. Здесь бывали представители высшего света и культурной элиты. Это было место только для избранных. Здесь бывали Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. И. Герцен и другие известные люди России.
 Что же собой представляет усадьба ныне?! Если посмотреть на неё сверху, как говорят, с высоты птичьего полёта, то можно увидеть, что  основная  ось её проходит через въездную аллею, ведущую к великолепным воротам дворца. Ворота представляют собой высокую арку между двумя соединенными между собой зданиями. В одном из них ранее располагалась библиотека, в другом – кухня и столовая. Сами ворота  красивой узорчатой ковки, очень высоки, торжественны и помпезны. Сразу за воротами расположен  внутренний двор дворца, ограниченный с боков колоннадной галереей и соединяющей эти два здания с самим дворцом. Внутри двора разбита большая красивая цветочная клумба, в центре которой установлена великолепно исполненная скульптурная группа. Именно здесь во дворе дворца, вокруг этой цветущей клумбы и сегодня проводятся выступления знаменитых в стране певцов и музыкантов. Сам дворец двухэтажный. Первый этаж  с огромными окнами просматривается насквозь. Он предназначен для гостей и балов. Второй этаж жилой, где в летние дни жили княжеская семья и их гости.
 Со всех четырёх сторон дворец имеет входные двери. А прямо за дворцом начинаются парки. Как я уже сказал: итальянский, французский и английский. Ступенями, террасами ведёт итальянский парк  прямо к Москве-реке. Здесь изобилие скульптур, фонтаны, мраморные скамейки, каменные львы. По краям террас зелёные туннели из сплетённых сплошным шатром лип. Великолепное зрелище! К самому дворцу примыкают каменные гроты-ворота, ведущие в тенистые липовые аллеи. Французский парк нарочито  геометрически точно размечен и очерчен, состоит также из аккуратно и шарообразно постриженных лип. Здесь же, в честь различных российских императоров, мы видим
обелиски, с надписями по-французски под ними и орлами над ними. Английский парк напоминает лес, с оврагами и буграми, приближен к естественной природе и состоит из различных пород лиственных деревьев.
  В 1916 году по проекту  Р. И. Клейна, после гибели на дуэли молодого князя Николая Юсупова, в усадьбе было возведено монументальное здание, получившее название – усыпальница «Колоннада». Но эта усыпальница князей Юсуповых своего прямого назначения не удостоилась, как усыпальница не состоялась. В последующие годы в стране произошли бурные события. И в 1919 году, уже в советское время, в усадьбе открылся государственный музей. И ныне в «Колоннаде» проводятся выставки. Она стала выставочным залом. И потому в ней, как в усыпальнице,  никто и никогда не был захоронен. Усадьба осталась в том же виде, в котором она и была создана при Юсуповых. За исключением, конечно, территории у Москвы- реки, где при них, Юсуповых, находились оранжереи экзотических растений. Здесь после революции талантливо, в соответствии с  архитектурным  стилем самого дворца и садово-паркового ансамбля, было возведено очень красивое и очень примечательное здание санатория для высшего командного состава Красной Армии. Санаторий действует и сейчас. Но уже не только для высшего офицерского состава, но и для всех имеющих достаточные средства для отдыха здесь.
 Нельзя не отметить и ещё одно замечательное строение дворцово-паркового ансамбля. Это небольшой дворец «Каприз». Это «дамский» дворец. Он был построен для капризной жены одного из князей Юсуповых. Здание небольшое, но выполнено с изысканным вкусом. Оно тоже сегодня находится на реставрации. Мы все, побывавшие здесь ветераны войны и труда  Косогорского металлургического завода,  насладились в этой поездке не только великолепием природы,  но и прекрасным и удивительным искусством архитекторов, скульпторов, зодчих. Приобрели здесь также бодрость духа и хорошее настроение.             
А Бочаров.
2007.


Рецензии