Немой Аватар. Часть 3

В современном кинематографе неисчислимое количество жанров: от пресловутой комедии до новомодного мокьюментари, от многобюджетных боевиков до краундфандинговых арт—фильмов. Ты думаешь, что знаешь все о кино? Что ж, эта статья для тебя, киноман…

КОМЕДИЯ

Давай вернемся к самым истокам этой трилогии, в тот самый небольшой зал, где братья Люмьеры устроили свой первый киносеанс. Помимо супер-экшеновского «Прибытия поезда» и захватывающего «Выезда пожарных» зрителям показали небольшую миниатюру, которой суждено было стать прародительницей всех комедий мира. Знакомься, первый кино-скетч всея Америки – «Политый садовник». Наверняка, ты уже видел подобную сценку на курсах повышения квалификации имени Петросяна или хотя бы в самом захудалом цирке. Я даже не стану объяснять что там было… Ну ладно, уговорил: садовник поливает цветы из шланга, мальчик наступает на шланг, садовник смотрит в шланг, шланг внезапно обливает садовника. Получай, алчный зритель!

Вообще, все уже давно считают отцом и по совместительству детищем Комедии усатенького черно-белого (я думаю, ты уже понял о ком идет речь) Чарли Чаплина. Но что, если я скажу, что на самом деле это был Андре Дид? Что, твоя вселенная не перевернулась и не ускакала в горизонт, с диким хохотом? Силен… Так или иначе, Андре запомнился зрителям, как некий месье Буаро, которому категорически не везло – его постоянно били, окатывали водой. Весь мир следил за его «неудачами» (и в России тоже – у нас его назвали мистером Глупышкиным).

Но эра глупых кривляний, так и не успев перерасти себя, закончилась с приходом Его. В 1907 году жанр Комедии обуздал новый всадник, имя которому было – Макс Линдер. Если проводить аналогию с современными актерами, то его прототипом можно было бы назвать Стива Карелла. Линдер стал первым комиком, который придумал героя, внешность которого абсолютно не соответствовала устоявшемуся жанру Комедии. В отличие от Дида, Макс не кривлялся в своих фильмах, мимика его была тоньше и сдержаннее. Все курьезы, в которые он попадал, встречались абсолютно каменным лицом. Обладая хорошим ритмом, Линдер так компоновал гэги, что они как бы нарастали к финалу фильма. Его герой — это и врач, и повар, и учитель танцев, но всегда элегантный, импозантный, с французскими усиками, и интеллигентный, не приученный к простой работе. Так, в одной из лент, герою Линдера поручают ощипать курицу. Тот, не зная, как это делается, начинает её… брить. С появлением звука, в кино наконец появилась возможность создавать принципиально новые стили и использовать вербальный юмор. И почти одновременно с этим событием (конец 1920-х) появились комедийные телесериалы.

УЖАСЫ

Помимо уже упомянутой мной «Фантасмагории», Жорж Мельес имел успех и в кино. Так, его первой работой на поприще режиссера стал леденящий душу «Замок дьявола» (первый фильм, где использовались спецэффекты). Спустя два десятка лет компания Эдисона выпустила первую в истории экранизацию книги. Роман Мери Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» получил 12-минутное видео-воплощение, которое, к сожалению, было утеряно в архивах.

Следует сказать, что в жанре Ужасов было довольно много эпох, каждая из которых отличалась своими «монстрами». Так, до 1920-х годов кинотеатры просто разрывались от гипертрофированных чудовищ: Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери», «Дракула» Брэма Стокера, «Призрак Оперы» и, конечно же «Носферату» (самый запоминающийся образ вампира в кино). Россия также отличилась на этом поприще: режиссер Василий Гончаров донес до нас лучший рассказ легендарного мистика Николая Гоголя «Вий». Также, как и «Франкенштейн», фильм не дожил до наших дней.

В 1930-40-е годы Америку охватила комикс-мания. На этой волне свет увидели действительно страшные проекты: «Человек-волк», «Люди-кошки», «Я гуляла с зомби». Наконец от жанра Ужасов с криками и стонами отпочковывается Триллер: в 1931 Фриц Ланг выпускает фильм «М», рассказывающий историю серийного убийцы детей, которого играет Петер Лорре. В 50-60-х годах рождаются те самые фильмы, римейки которых так любят сейчас снимать режиссеры без мозгов. Зрителей пугают психологическими и фантастическими существами: Альфред Хичкок – король жанра – дарит нам «Психо», Америка содрогается от пришельцев из «Нечто» и «Вторжения похитителей тел»…

Честно говоря, если бы я не упомянул японцев, жить бы мне в кошмарных сновидениях. Именно в это время, узкоглазые начали радовать нас всякого рода мутациями и ненормальностями, постепенно перейдя к маленьким девочкам и таинственным звонкам (от слэшера к мистике).

ФАНТАСТИКА

Что, ты не слышал о Джордже Лукасе? Не смотрел сериал Дэниелса и Освальда? И даже продинамил Джеймса Кэмерона? Знаешь, Оби Ван на моем месте отчаянно прокричал бы: «Ты был мне братом!» Ладно, надеюсь, что такие словосочетания, как «Звездные войны», «Стар Трек» и «Терминатор» освежат твои запылившиеся воспоминания. Как ты сам понимаешь, жанр Фантастики имеет куда более молодой возраст. А все благодаря спецэффектам, продвинутым технологиям и креативным режиссерам, чьими стараниями Фантастика стала весьма богатой на всякого рода поджанры.

Первым таким поджанром стала космическая опера, чьи деяния навеки останутся в истории кинематографа. Я думаю, нет смысла снова повторять названия тех самых шедевров, просмотр которых обязан для каждого прыщавого подростка. Посему продолжу: в эпоху развития компьютерных технологий людей очень стала заботить проблема восставших машин и повсеместной компьютеризации. Кино, всегда идя по стопам истории, традиционно одарило нас своими взглядами на существующую проблему. Так, появились «Терминатор» Кэмерона, «Матрица» Вачовски и «Трон» Лисбергера.

Но все же тему космоса еще долго мусолили: «Люди в черном», «Пятый элемент» и «Звездный десант» встретили бурными аплодисментами. На этой волне даже появился новый поджанр Космический Вестерн, представителем которого я заслуженно считаю теле-сериал «Светлячок». Ну и говоря о совсем современной Фантастике, не стоит забывать об огромном вкладе в жанр комиксов. Студия «Marvel» постаралась на славу, создав огромнейшую вселенную разнообразных сверхлюдей в трико и без.

МОКЬЮМЕНТАРИ

Два слова – «Ведьма из Блэр». Именно с этого фильма и началось победное шествие молодого жанра, чье название на русском звучало бы наверно так – Псевдодокументальный Фильм. Этот жанр единственный в своем роде, ибо объединяет собой и Комедии, и Ужасы, и Боевики, и прочие разновидности кино-пленки. Суть его проста: сюжет описывает какое-то событие (современное или историческое), позиционируя его, как реальное и имевшее место в нашем мире. При этом все происходящее снимается на «любительскую» камеру, подчеркивая псевдореальность и заставляя зрителя окунуться в происходящее на экране. Яркими примерами жанра смело можно назвать американский «Монстро», испанский «Репортаж» (не путать с отвратительным римейком «Карантином») и норвежский «Охотники на троллей». Определенные элементы Мокьюентари можно увидеть и в номинированном на множество наград «Районе №9». От себя также посоветую вполне себе удобоваримую «Хронику».

НОВАЦИИ

Кино развивается семимильными шагами и эволюцию мы видим не только в стилях и жанрах, но и в способах самой съемки кино. Так, Германия порадовала зрителей замечательным проектом «Железное небо», чей бюджет был собран с помощью краудфандинга – народного финансирования. На сайте фильма выложили сюжет, планируемый бюджет, а также список актеров и сказали, мол – нравится, значит не поскупитесь и пожертвуйте парочку марок. Результат оказался не то, чтобы фееричным, но немного-немало  стал следующим шагом в кино. Кстати, наши соотечественники «Интерны» Иван Охлобыстин и Вадим Демчог после этого объявили о создании похожего проекта, но уже будучи силами не денег зрителей, а их умов. Поясню – краудсорсинг подразумевает собой создание фильма на основе множества идей всех желающих поучаствовать в этом безумии. Так что будем ждать, что же из этого выйдет. Забыл упомянуть название – «Оператор реальности», вот.

И еще одно нововведение – пару лет назад мы узрели первый фильм, снятый не в 24 кадра (поднадоело уже, действительно), а в 48 кадров. И я говорю, не о каком-нибудь «Бла-бла-бла», а о «Хоббите», приквеле «Властелина колец». Однако, выяснилось, что 48 кадров делают фильм настолько реалистичным, что исчезает некая художественность пленки. Время покажет – поддадимся ли мы новаторским технологиям или останемся приверженцами кино в его классическом варианте.

Вот и все. Мое повествование подошло к концу. Многое еще хотелось бы рассказать, описать другие жанры, поведать об иных методах съемки, но, увы – я ограничен рамками стандартной трилогии. Надеюсь, тебе было не скучно в этой экскурсии.


Рецензии