В ответе за всё

Время выбора профессии –  всегда напряжённое и хлопотливое, беспокойное и очень даже ответственное. А для Александра Васильевича Андрианова,  жителя нашего посёлка,  оно  было ещё и непростым, хотя ещё в школьные годы он решил, что станет обязательно металлургом. Время его детства и юношества было трудным для всех, послевоенным, голодным.  Ко дню его окончания  средней школы № 47, тогда единственной в посёлке, особого выбора,  куда пойти  работать, кроме как в доменный цех и в обслуживающие его работу цеха и службы, было особенно и некуда. На заводе ещё не был построен цех фитингов, а цементный цех, в котором его отец, Василий Дмитриевич,  прошёл путь от слесаря до мастера, его особенно не привлекал. Так что именно доменный цех оставался для него единственной возможностью найти работу на Косой Горе и , как ему тогда казалось, достойно реализовать себя. К тому же в то время для юношей огненная профессия  в посёлке была привлекательна ещё и тем, что была окутана каким-то особым ореолом романтики, наполненной традициями и рассказами местных металлургов, которые  чтились и уважались среди его жителей. Этому способствовала и  районная газета «Голос стахановца» публиковавшая на своих страницах интересные заметки и большие статьи- очерки  о прославленных доменщиках, их жизни и  трудовых буднях, посвящения в стихах и в прозе к большим праздникам.
   Семью Александра Васильевича  можно считать одной из самых старых - старожилами на Косой Горе. Основателем её  был отец Александра Васильевича –  Василий Дмитриевич, в семье которого он и  родился  в 1931 году. И первым  местом жительства его семьи стала небольшая коммунальная комната на улице Октябрьская в доме № 1, где ныне располагается музыкальная школа. Здесь же располагалась, в бытность молодости и зрелости Александра Васильевича,  на втором этаже известные всем в посёлке столовая и ресторан, в одном из крыльев этого здания – поселковый Совет, а ныне здесь находятся суд, адвокатура, различные магазины, зубопротезный кабинет, общество  инвалидов и так далее, и так прочее.  Семья была большая. Вместе с  семьёй Василия Дмитриевича  жили две его сестры, мать и тёща, то есть, две тёти и бабушки Александра Васильевича. Жили они  тесно, но дружно. Здесь с детства приучали к труду. А то обстоятельство, что на детство Александра Васильевича  выпали  тяжёлые военные годы, то ему с ранних лет приходилось трудиться и на полях окрестных колхозов, то есть подрабатывать летом для семьи, и в заводском подсобном хозяйстве. Так что труда он не боялся, а доменные печи манили его ещё не только романтикой, но и неплохим заработком - профессия металлурга казалась ему перспективной.
  И вот потому в сорок девятом году, после окончания средней школы,  он без всяких колебаний и размышлений поступает учиться в Московский институт стали и сплавов. Быстро пролетели студенческие годы,  наполненные напряжённой учёбой. И вот он уже после окончания института приходит работать в доменный цех, где его встречают как грамотного дипломированного специалиста. Но сколь бы ты не был грамотен теоретически, а вот практический трудовой путь всегда начинается именно с азов, так и  он начинает осваивать свою профессию с должности помощника мастера. Затем, спустя какое-то время,  его назначают работать в должности мастера, потом начальника смены, и вот он уже трудится в должности помощника начальника доменного цеха по шихте.
 Это было, наверное, самое интересное время его жизни. Общительный и весёлый по характеру, он постоянно находится в центре жизни коллектива, а простой и добродушный его нрав не мог не снискать ему всеобщего уважения, и  не только как хорошему специалисту, грамотному инженеру, но и как хорошему товарищу. В бригадах и сменах он стал вскоре своим человеком.
 Сегодня как-то и почему-то не очень принято стало говорить о партийной работе? Как бы стесняться этого стали, а зря. Должность секретаря партийной организации доменного цеха, в которой Александр Васильевич проработал шесть лет, особых наград и привилегий тогда не давала, а вот спрос парторга был с особой строгостью. Не надо забывать, что в то время партийная структура правящей Коммунистической партии  была одновременно и системой государственного управления и потому на парторга нагрузка ложилась такая же, если не большая, чем на начальника цеха за все дела коллектива. Он отвечал в цехе за всё: и за производство, и за выполнение плана, и за дисциплину, и за прогулы, и за борьбу с пьянством, и за многое другое.  С него был спрос и за воспитание молодёжи, и за техническую, общеобразовательную, партийно-экономическую  учёбу. Отвечал он и за соревнование, и за изобретательство и рационализацию производства, и за экономию средств, сырья и топлива, и  за бережное отношение к технике. Он был в ответе за развитие спорта, за здоровье трудящихся, за социально бытовые условия их жизни и работы, за их морально-культурный уровень, за поиск талантов и развитие художественной самодеятельности, и многое, многое  другое. Даже он отвечал  за оказание шефской помощи селу, то есть, непосредственно дела доменного производства не касающиеся, и ещё за многое чего он отвечал. Да такой был спрос с Александра Васильевича, что у него, у парторга ни днём, ни ночью свободного времени никогда не было.
 Одно только преимущество было у него,  как у партийного организатора коллектива, – Александр Васильевич стал досконально знать  всю жизнь цеха, каждого человека в нём, он во всё вникал, разбирался, понимал, во всём участвовал. И «абы кого» на эту должность так  просто не ставили, не избирали. Выдвигались самые лучшие, люди умные с головой, образованные и общительные,  талантливые. И если посмотреть биографии многих начальников цехов, то большинство из них прошли эту трудную жизненную школу партийного руководителя, нелёгкую стезю партийной работы.
 И сегодня все, кто когда-то и где-то соприкасался в работе с Александром Васильевичем, кто знал его и не раз обращался к нему за помощью по каким- либо вопросам, с уважением к нему относятся. И в день его 80-летия они желают ему здоровья, счастья, благополучия, успешной работы в Совете ветеранов ОАО «КМЗ», где он является заместителем председателя Совета.
2011.

«Косогорец». 2011.   


Рецензии