А мы с тобой, брат, из пехоты!

 А МЫ С ТОБОЙ БРАТ ИЗ ПЕХОТЫ!
(Из книги "О людях и для людей")

– …Пехоте досталось больше.Но это я не потому только говорю,что в пехоте сам воевал,а потому,что так оно и было на самом деле.Конечно,война – для всех есть война,не мать родная!И танкистам было тяжело,и лётчикам,и артиллеристам,а вот пехоте-то со всех сторон доставалось – и от пушек,и от танков,и от самолётов.И танки её утюжили,и самолёты бомбили.А в рукопашной – так это просто жутко было! Да и от снайпера в открытом поле солдату уберечься надо…
Так рассуждал в беседе со мной о войне Виктор Николаевич Греков,ветеран Великой Отечественной:
– …Помню небольшой бой за одну деревеньку,– говорит он,–немцы в ней укрепились хорошо,используя церковь и колокольню.И вот в один из наших танков перед самым началом атаки сел наш пехотный офицер-разведчик,чтобы показать дорогу к деревеньке.А одного из танкистов по этому случаю высадили из танка на броню. Так  он,потом,лёжа со мной рядом в окопе,под огнём всё твердил:«…как ни горячо бывает в танке,а в пехоте воевать не хотел бы!». Без танковой брони он чувствовал себя,  как без защиты!
Греков помолчал,посмотрел куда-то вдаль,словно в то время и в ту деревеньку,где  он лежал под огнём рядом с тем танкистом, и продолжил дальше рассуждать о пехоте;
…Пехота,всем известно,– «царица полей»!Каждая кочка,воронка,ямка и есть для неё настоящее укрытие.Но и для нашего бойца каждая из них тоже становится препятствие и грозит смертью,если умело их использует,как укрытие,враг.В горячке,в бою думать о том:правильно или неправильно ты действуешь,просто некогда.Здесь всё решает одно мгновение!Правильно поступил,значит,живым остался, нет – погиб!Были случаи,когда солдаты из окопов обратно к немцам их же гранаты бросали.А они ведь в любой момент в руках взорваться могли…».
С Грековым,электрослесарем санитарно-технической лаборатории Косогорского металлургического завода,я встретился в конце рабочего дня на его рабочем месте. Многое пришлось пережить бывшему солдату.В свои неполные восемнадцать лет,в начале января 1943 года,он был призван на службу из родной деревни,что находится в бывшем Лазаревском,ныне,в Щекинском районе. 
Отец его уже тогда воевал на фронте.А Виктора Грекова не сразу отправили на фронт,а направили вначале на Восток,на границу с Японией.И лишь в январе 1944 года он впервые принял боевое крещение под Гомелем.Потом воевал на первом и втором Белорусских фронтах,в Польше,в Восточной Пруссии,участвовал в боях под Кенинсбергом.
Почти полтора года пришлось воевать на фронтах Великой Отечественной войны молодому солдату Грекову.И своей храбростью он и за этот срок заслужил две высокие награды Родины:орден Солдатской Славы третьей степени и орден Отечественной войны первой степени.И на моё искреннее удивление,и откровенно  наивный вопрос:за какие солдатские подвиги,он ответил не сразу.А задумавшись, тихо произнес:«Быть может… каждый орден и не за один,и не за два подвига дают…».
Помнит до сих пор Виктор Николаевич,бывший рядовой минометной роты,что была при стрелковом батальоне, тот страшный бой за реку Березину.
Это была зима 1944 года.Всего только месяц  как восемнадцатилетний боец Греков на фронте.После боёв за Гомель здесь шли почти ежедневные упорные бои.И вот перед Грековым – Березина!Приказано было занять плацдарм на другом берегу реки. И тихо,без шума,без артподготовки.По льду,насколько можно было подойти ближе, подобрались они к противнику той ночью.И – в атаку!
Двое суток потом(до тридцати атак в день!)отбивались они на занятом плацдарме. Защищая тот занятый ими плацдарм для своего батальона бойцы не жалели себя. Фашисты упорно хотели вернуть утерянную позицию.Но наши солдаты тоже не желали уступать,держались крепко и стойко.
–…Самое удивительное,-говорит,затем,Виктор Николаевич,–что я в тех боях даже не  заболел.Ведь переправляясь через Березину,я провалился по пояс в ледяную воду, под лёд!Потерял я тогда в воде мину,ну и нырял за ней,пытаясь нащупать её рукой, промок весь,по самую голову.А на плацдарме- то потом,где было мне согреться? Окоп – на штык лопаты выкопаешь,а там – вода.И всё это ведь было зимой,мороз, холодно! Но почему-то мы тогда не болели?!Может быть,потому,что организм был у нас молодой,а может быть потому,что во время войны организму-то и не до болезней было?
Дважды пришлось Грекову переправляться через Березину.И второй раз уже в июне, летом,совершенно в другом месте,и уже вплавь.Тогда его подразделению пришлось не обороняться на плацдарме,а прорывать глубоко эшелонированную оборону противника.
– …Вот так,получается,– вздыхает мой собеседник,–что,порой,и не знаешь сам, что подвиг совершил – просто выполнял приказ.Да,и вообще,о войне разве расскажешь? Её пережить надо.Горе людское,как словами передашь,нет таких слов? Пусть её, проклятой,никогда бы не было!
На этом и закончилась наша беседа.И в том,что лучше бы никогда не было бы войны бывший воин-фронтовик,безусловно,прав.
А.Бочаров.
1985


Рецензии
Впечатляет.... Очень впечатляет Ваше произведение....

Артур Грей Эсквайр   09.08.2016 17:33     Заявить о нарушении