ЗОЯ. Глава 12

Повесть опубликована в журнале "Траектория Творчества" № 32 (4) 2016г.


Повесть опубликована в журнале "Relga" № 1 2018г.


Зоя вернулась из Москвы почти через полгода, закончив с отличием курсы кройки и шитья мужской и женской верхней и нижней одежды.  И первыми, кому Зоя сшила платья и костюмы, когда приехала, были, конечно же, родители, Коленька и дети.
В январе она открыла свою школу–мастерскую кройки и шитья. И, несмотря на то, что она располагалась не в центре, а недалеко от пристани, очень скоро «Школа Соколовой» на Большой Усольской улице стала самой популярной  школой в городе. Харизматичная, увлеченная своим делом, Зоя привлекала все больше и больше учениц.
Жизнь у нее теперь шла четко по часам. Днем она занималась семьей, вечером преподавала в своей школе, а ночью шила на заказ. Отбоя от клиентов не было: мало того, что Зоя умела расположить к себе любого человека, она, с радостью специалиста, талантливо и с большим вкусом, облекала любые фантазии своих клиентов  в реальные,  оригинальные, элегантные и модные модели.
А маленькую Люсю теперь усыплял и будил «Зингер».

                ***  ***  ***
За окном быстро темнело. Пошел снег. И, вспомнив о времени, Зоя  - теперь ее все называли Зоя Павловна - объявила, что занятие закончено. Но ученицы не спешили расходиться. Кто-то терпеливо переделывал неудачные стежки, кто-то, не отвлекаясь, заканчивал строчить на швейной машинке, а кто-то нетерпеливо разбирался с чертежом выкройки. Несколько учениц подошли к Зое с вопросами: у них никак не получалось работать с оверлогом.
Зоя с удовольствием оглядела класс. Вот уже пять лет она преподает здесь, и чувствует себя совершенно счастливой и нужной.
- Может быть, вас проводить до дома, Зоя Павловна?! Поздно уже, и хулиганов много. Время-то какое! – Задержались у дверей две ученицы постарше.
 Да, время действительно было неспокойное, но Зоя не боялась. Когда она жила в Москве, какой-то беспризорник – средь бела дня -  хотел вырвать у нее из рук сумочку. Но не тут-то было! Зоя схватила мальчишку за руку и не выпускала, пока на ее крик не прибежал милиционер. Потом они втроем отправились в Приют для Беспризорных. Для Зои это стало откровением. Она лицом к лицу столкнулась с несчастными, больными, обделенными, обездоленными, озлобленными … детьми. Это были дети! Сложно описать всю гамму чувств, которую испытала в приюте Зоя: ужас, ошеломление, отвращение, жалость. Она замерла, пытаясь справиться с нахлынувшими эмоциями. Потом топнула ногой, удивилась, как давно она этого не делала, и… осталась работать в приюте. Бесплатно.
Дома, в Уфе, хулиганы и беспризорники никогда не обижали Зою. Наверное, было в ней что-то такое… бесстрашное сопереживание, что ли. И они это чувствовали.
- Спасибо, но провожать меня не надо! До завтра!
- До завтра, Зоя Павловна! Мы побежали! -  И за девушками закрылась дверь.
Зоя застегнула полушубок, взяла муфту и вышла. Под фонарем, весь в снегу, неподвижно стоял Коленька.
- Что?! Что случилось?! – Зоя испуганно трясла за рукав Колю. – Отцу стало хуже?!
Коленька покачал головой и неожиданно, в голос,  заплакал.
- Ольга…. Моя Ольга…. Ее больше нет…..

Той же ночью скончался Павел Дмитриевич. И для всей семьи наступило тяжелое время. Время потерь, болезней и разлук. Время многих перемен.
 
                ***  ***  ***
Особенно изменилась Вера. Некоторое время они с Иваном и дочкой Надюшкой  жили по соседству, на Стерлитамакской, и были частыми гостями в Зоином доме. Но когда их дочке исполнилось пять лет, они уехали на Алтай, к родственникам Ивана. И там Верушка исполнила свою мечту: стала актрисой   Рубцовского  Драм театра. Не Комиссаржевская, конечно, но ведущая актриса: главные роли, красивые модные наряды, поклонники, гости до утра. Богема. Сигареты в янтарных мундштуках, белое вино в высоких бокалах, яркие губы и не менее яркие бусы и шали – такой стала Верушка.
Олюшка и Борюсик выросли. Они и их младший брат Анатолий жили в Уфе, у «тети Зоечки». Оля работала секретарем-машинисткой в Чижевском квартале, на Казанской. Борис устроился разнорабочим в судоремонтные мастерские на пристани, около  Усольской горы. А Анатолий учился в одном классе с Люсенькой.
После рождения  младшего сына Анатолия, Василий и Саняша как-то резко и, казалось бы, беспричинно,  погрустнели, погрузнели и постарели. Они теперь редко выезжали из Курачева.
Сергею  неожиданно предложили место врача-терапевта в санатории в одном южном городе,  и он с радостью согласился. Юг, солнце, предстоящая поездка через всю страну. Он воспринял это как увлекательное заманчивое приключение. Уволился из Миньярской больницы и увез Варюшку и  двух дочерей, Ию и Олю. Далеко. На Северный Кавказ. Название городка, куда они уехали, всегда вызывало у Зои улыбку – Кисловодск! Додумаются же люди назвать место, где они живут, Кислой Водой! И тут же одергивала себя: чем это «темная вода» (Уфа) лучше «кислой воды»?!
Варя часто писала сестрам. Город, климат и люди на Кавказе ей нравились, и она звала родных  приехать, навсегда или в гости. Особенно Зою.
Жить без сестер Зое было непривычно и грустно. Не признаваясь себе в своих истинных чувствах, она ощущала себя покинутой и очень одинокой.
Николай появлялся дома все реже и реже, а вскоре и вовсе исчез. Спасскую церковь, по распоряжению правительства, закрыли. И никто не знал, где он и что с ним. Зоя искала его по трактирам, друзьям, родственникам. Даже в милицию обращалась. Безрезультатно. Будто его никогда и не было.
Володюшка тоже жил отдельно: окончив Ленинградский Архитектурный, работал в Грозном.
Мама, после смерти отца, сильно «сдала»: дни напролет сидела она в своем любимом кресле, вся в своих мыслях. С трудом, без всякого интереса, поддерживала разговор за столом. Часто плакала. О чем она думала?! Кого вспоминала?! Кого оплакивала?!
Только Люсенька и радовала Зою в те дни. Она старалась, как могла, помочь Зое по дому. Встречала ее вечерами у школы. Дочка напоминала ей себя в детстве. Ласковая, веселая, заботливая. Но у нее, в отличие от Зои, всегда было много подруг-одноклассниц. Веселой стайкой залетали они к ним домой, и у Зои теплело на душе от их счастливого беззаботного гомона.
 Вот кто не бросил Зою, так это Коленька. Без его, иногда просто молчаливого, присутствия, без его поддержки она бы не справилась.
Так и жила Зоя в то время: с неизбывной грустью при взгляде на маму, с тревогой и беспокойством за Люсю и Володю. Дом – школа – заказы.
- Все сделать, все успеть, ничего не забыть! – Твердила про себя Зоя. День – ночь, день – ночь, день - ночь…


Рецензии
Молодец Зоя! Закончила курсы кройки и шитья , открыла свою мастерскую, преподаёт. Работа приносит ей удовольствие, а в личной жизни ей не везёт, муж вообще исчез куда-то. Вот кто её не бросил, так это Коленька. Всего Вам доброго! С уважением, Вера.

Вера Мартиросян   13.03.2017 22:42     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вера!

Огромное Вам спасибо! Спасибо, что Вы - рядом с героями повести, понимаете и поддерживаете их!

С наилучшими пожеланиями,
Елена

Елена Петелина   14.03.2017 00:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.