Человека назначение - 12
Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 2, § 97
Без Учения не пройти, без Учения не пройти в будущее, и потому утверждение Учения является ближайшей задачей. Лучший путь утверждения Учения Жизни– личный пример.
Грани Агни Йоги, 1964 г. Из § 487. Новосибирск, «Алгим», 1994 г.
Оторванность от Высшего Мира поставила нашу планету на краю гибели. Нужны самые неотложные меры, чтобы вернуть человечество к пониманию основ Бытия и величия назначения человека. Письма Елены Рерих, 18.2.1936 г.
1. ЧЕЛОВЕК – ВЕЩЕЙ МЕРА (12) *
Что такое человек? Человек есть продукт своих накоплений, в каждом данном воплощении выраженных лишь частично вследствие невозможности в обычной физической форме вместить или выразить все. Человек много больше того, что выражено в нем внешне. Обычно каждое воплощение имеет целью обогатить и развить недостающие качества, чтобы в конце концов явить мог человек полную симфонию качеств. Нельзя растить одну только ногу, руку или палец. Не обходима симфония качеств. Часто условия жизни, и часто очень трудные, даются, чтобы развить какое-нибудь определенное качество. Такое воплощение может показаться бесцветным. Но оно нужно, ибо без синтеза качеств не может быть полнозвучности пламени духа. Потому учитесь всему и на всем, что дает жизнь, заостряйте способности духа. Жизнь ставит в условия нужные, быть может, не всегда приятные, именно для того, чтобы развить, укрепить и обострить недостающие свойства. С этим сознанием легче всего разрешать трудные жизни задачи. Не вздыхать, не сетовать, не жаловаться, не ожесточаться, но учиться надо всему и везде, чему жизнь позволяет.
Несомненно одно: проходит всё, но Смотрящий остается вовеки. Безмолвный Рекордер запечатлевает от самого Начала все вибрации, которые достигают монады и воздействуют на нее, облекая ее постепенно внешними по отношению к ней оболочка ми. Именно реакция на воздействие внешнего мира рекордируется Молчаливым Свидетелем, и в зависимости от того, какие вибрации может она воспринять. Рост оболочек монады расширяет шкалу вибраций, имея конечною целью включить в сферу своего восприятия весь мир, всю Беспредельность. Путь долог и бесконечен. На этом пути ступень человеческая дает возможность Безмолвному Рекордеру запечатлевать окружающее в размерах широких. Память есть свойство не только людей, животных и растений, но и материи неорганической. Камень придорожный тоже помнит всё то, что вокруг него происходит. Но он лишен элемента сознания человеческого. Память человеческая имеет свои границы, но на известной ступени заменяется она на возможность доступа в память природы. У Духов Высоких память заменяется способностью читать свитки Акаши. Не упомнить всего: сознание могло бы отяготиться, а мозг не вместить, ибо смертен, но в глубинах перевоплощающейся Индивидуальности зарекордировано все, что связано с бесконечным процессом ее роста и развития. Безмолвно Смотрящий на бесконечной ленте невидимого фильма записывает все, текущее мимо него во всех жизнях его и на всех планах Бытия. Физические формы прошедших явлений давно растворились и исчезли, но в плане непреходящего их отпечатки зафиксированы навсегда. Таким образом, даже преходящее имеет свой вечный аспект, но на плане духовном. Все видимое переносится в незримость. Безмолвный Свидетель рекордирует этот процесс в связи с бытием человеческой Индивидуальности.
Бессмертное в человеке шире и глубже, чем кажется даже тому, кто в бессмертие верит. Физическая нематериальность рекордов не мешает им явно воздействовать на человека своими вибрациями, ибо человек – продукт прошлого, выраженного в настоящем. Глаз или ухо, особенно музыкальное, есть результат накоплений прошлого. Помыслите о том, сколько миллионов лет потребовалось на то, чтобы в процессе эволюции сложился слуховой аппарат человека. Человек – синтез всего, через что когда-либо прошла монада, составляющая стержень зерна его духа. А Безмолвный Свидетель есть собиратель опыта жизни на протяжении вечности. Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность – продукт индивидуальных накоплений духа, связанный уже со ступенью человеческой эволюции, но покоящийся на фундаменте всего опыта и накоплений, которые предшествовали ему. Верно Владыка Будда Сказал, что человек – это процесс. Добавим: процесс бесконечный, в Беспредельности сущий. Бессмертие человека явлено даже в его физической форме, в его физическом теле, являющемся результатом, выражающим в настоящий момент плоды жизней миллионов форм, через которые прошла его монада. Если этот опыт прошедший воплощен в настоящем физическом теле, то как же можно говорить о смерти того, кто это тело построил и что составляет сущность его. Невидима сущность даже зерна. Но знаем о ней, что если зерно нагреть до известной температуры, то невидимая сущность, жизнь, покинет его, и зерно ростка уже не даст. Явно надо почуять, что смертно и что бессмертно в человеке. Это ощущение, вернее, осознание бессмертных элементов в себе будет расти и углубляться, пока истина вечной жизни не предстанет пред пониманием человека во всей своей сияющей неотрицаемой красоте и непреложности. О жизни вечной Говорит Учитель Света, которая в вас. Ее познайте.
Выбор пути зависит от человека, и даже Учитель не вправе заставить вступить на путь правый, если свободная воля склонилась на путь теневой. В этом основная трудность – вести, не нарушая карму. Кто-то ждет благодарности и признательности, а вы ничего не ждите – давайте, не ожидая взамен ничего. Дать знание, не приняв мзды, может только Владыка или тот, кто хочет Ему уподобиться духом. Трудно с людьми. Ожидание платы связывает кармически, и взимающий плату в каком бы то ни было виде уже получает награду свою. Но Учение раздается безвозмездно. Если кто принесет признательность и благодарность, благо ему, но требовать оных нельзя. Качества – продукт длительных накоплений. И если признательность отсутствует, насильно ее не явить. Она будет тогда от мозга, и грош ей цена. Вообще, эманации чувств человеческих дыму подобны и исчезают, как дым. Лучше требовать действий. В действиях выражается сущность устремлений человека. Лучше спросить, что сделали вы для утверждения Учения в себе самом.
«Воля Космическая направляет сознания к пониманию необходимости равновесия, именно, равновесия на духовном и земном плане, без которого различные сферы не могут соединиться. Духовный план является таким чуждым большинству человечества! За пределы самых низших сфер человечество не проникает, и низший психизм есть результат этого явления. То, к чему человек стремится, становится его явным бичом и властелином. Зависимость человечества утверждается, именно, этими вожделениями. Воля Космическая зовет к перерождению сознания. На пути к Миру Огненному устремимся к осознанию Равновесия» Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, § 342.
Находясь на Земле в теле плотном, человек привыкает пользоваться мускульной силой и всеми доступными ему физическими энергиями. И трудно ему, сбросивши тело, перейти к применению, вместо них, исключительно только энергий мысли. В Мире Тонком все движется мыслью. Это довольно легко принять теоретически, но когда дело доходит до практики, земные привычки дают себя знать, мешая и вклиниваясь в каждое движение. Развоплощенец, даже знающий законы Незримого Мира, продолжает действовать и поступать по-земному. Термин «Незримый Мир» не совсем правилен, ибо Мир Тонкий зрим яро, со всей красочностью реально существующего мира и четкостью находящихся в нем форм. Только зрим он не физическим, а тонким зрением и тонкими чувствами ощущаем. Чувства все те же: обоняние, осязание, слух, зрение, вкус. Прибавляется к этому еще и шестое чувство – чувствознание, или прямое, непосредственное познавание явлений Тонкого Мира, проявляющееся у развоплощенцев в разной степени обостренности, зависящей от прежних накоплений. Действует у людей чувствознание и на земле, только на него обычно не обращается внимания и наличие его не осознается даже тогда, когда оно проявляется явно. Но там часто человек просто знает, не отдавая себе отчета, как и почему.
Осознание усиливает каждое проявление чувствознания, а также усиливает оно и значение мысли в новых условиях и умение пользоваться ею. Мысль дает все там, где все движется ею. Чтобы передвинуть физическое тело пешком на несколько километров, надо приложить много мускульной энергии. Таким же образом, по-земному, можно передвигаться и там, но достаточно мысленно перенестись к желаемому объекту или месту, как мысль тотчас же перенесет туда и тонкое тело. Надо практически, в применении к новым условиям, понять, что тонкое тело движется мыслью, и не нужно шагать. Под действием мысли оно летает, но это надо знать. Те, кто не знает, продолжают действовать так, как поступали они на земле, мысленно создавая себе соответствующее земное окружение. То же самое происходит и во всех прочих отношениях и функциях тела. Продолжают пить, есть и делать все то, что привыкли делать на земле. Освобождение сознания от земных пережитков – наиважнейшее условие для развоплощенца. Без этого освобождения он долго еще будет пребывать в призрачных условиях земли, притягивая себя к более низким и плотным слоям астрального мира, наиболее близким к земле.
«"Оттуда, где сны создаются" истекает тайна умения нашего и знания. Как можно что-то создавать, если нет навыков творения? Но если есть пример, то можно подсмотреть и применить лучшее качество труда.
Память сохранена в самом облике человека. Помнят глаза и руки. Помнят ноги и уши. Но сердце вмещает все формы познания. Память лишь раствор, сохраняющий все наши навыки и премудрости в надлежащем виде, храня их под прессом забвения. Иногда малая искра всплывет в сознании — и все переживания встанут ярко, образно и со всеми подробностями, заново волнуя нас. Память сторожит наши души, угадывая, когда ей лучше явиться и потревожить гладь устоявшегося озера пережитого.
Вхождение в последнюю предсмертную мысль делает решающим выбор воплощений. Если человек боится смерти, он парализован и долго еще будет находиться во тьме каталепсии страха. Мысль есть последняя оболочка духовного атома, выделенного из сознания умирающего. И насколько прекрасным и чистым будет это переживание, настолько высока будет сфера подъема духа. И лишь потом, при следующем воплощении, карма заставит платить по долгам.
При оставлении тела, за доли секунды, когда физический мозг умирает, высвобождая факты нашей жизни, освобождая извилину за извилиной, видения прошлого приводят нас не просто к механическому созерцанию картин прожитой жизни, но и к накоплению мудрости. Бесконечная лекция читается нашим внутренним голосом, опуская подробности познавания и выдавая лишь тезисы великого пути больших и малых озарений. Быстрота цепной реакции знания так стремительна, что сознание не успевает уловить, как накопления Чаши, с самого начала времен, с самых ранних воплощений, перетекают в духовный атом. Здесь глубинная Память Рода разрушает генетические цепочки, давая осознать и вспомнить весь путь души.
Рождение нового сознания всегда связано с разрушением старого. И сон в одной плоскости мироздания есть пробуждение в другой. Цепочка снов во сне может иллюстрировать прохождение тока Родовой Памяти по принципу касания аналогичности ситуаций, когда они повторяются из жизни в жизнь с одуряющей назойливостью.
В Мире Тонком нас часто настигают одни и те же сны, что связано с неподвижностью центров. Но иногда нам показывают места будущего обитания, на выбор, еще при этой жизни.
Деятельность Родовой Памяти так обширна, что ее можно назвать влиянием духа в человеческой жизни» Константин Устинов. Родовая Память. § 123, 124. 20 августа 2011 - 29 сентября 2011 www.znakisveta.ru/gorst.html
«Оттуда, где сны создаются» –
идёт в повседневность привет,
и импульс живительный духу,
и в время грядущее Свет.
И Свет – уже рядом, Он близок.
Настрой лишь сознанье к Нему,
и всё что грядёт – уже в Небе,
и с Света здесь – в дни полотно…
И ткётся лучистое в сердце,
и души стучатся, – открой!
И тёмное, тяжкое – сгинет,
и в время – со светлой Зарёй.
Владислав Стадольник2002
Освобождение сознания должно совершиться еще на земле, и тогда входит умерший в Мир Тонкий свободным от условий плотного мира. Незнающие же едят там, и пьют, и курят – словом, делают все то, что делали на земле, в то время как могли бы сбросить с себя все тягости плоти. Ведь надо только понять, сколь тяжек для духа мир плотный: надо одеваться и обуваться, надо жилище иметь, надо зарабатывать или иметь деньги на пропитание, надо очень, очень многое делать, чтобы заботиться о теле и создавать для его жизни приемлемые условия существования. Ничего этого не надо в Мире Надземном. Сразу сбрасывается там все земное, связанное с нуждами и потребностями тела, не нужно ничего из того, что делает человек на земле в течение каждого дня, будучи в теле. Но мир мыслей его, чувств и желаний с ним остается, и в нем он живет жизнью еще более яркой и сильной, чем он жил на земле, ибо там обостряется все и центр тяжести или активности сознания переносится извне вовнутрь. И если человек жил только внешним и физическими функциями тела, то положение создается не из приятных, ибо жить без тела становится нечем. Потому и делается упор на мысль ныне, когда еще на земле. Тот, кто жил мыслью и мысли уделял достаточно времени и заботы, тот так же жить мыслью будет и там.
«Невод тайны приносит с собой столько неведомого, которое объяснить и понять невозможно, не имея хотя бы малых намеков на размышление.
Тонкий Мир представляет собой полную загадку для современного человечества в силу его неверия и утвердившейся материальной природы. Сны считаются следствием увиденного на земле, а предчувствия — случайным совпадением обстоятельств. Не хотят люди признавать то, что во все наши действия вмешивается Высшая Воля или Рука Судьбы. И еще яростнее они протестуют, если сказать, что первое, как и последнее, являет собой их собственные порождения и что они сами ответственны за свои действия и свои жизни.
Привыкший жить без мысленных задач и планов на завтрашний день, род человеческий будет искренне возмущен, что кто-то посягает на его свободу, даже если высшая воля — его собственная. Зачем мешать наслаждаться — одним жить животным умом, а другим забавляться интеллектуальными играми?
За грань ума никто не желает заглянуть. А именно там — мастерская нашей кармы. Именно там наш собственный Гефест кует доспех будущего. И искры от его удара превращаются в мысли вдохновенные, которые, как детонатор, заставляют энергию осуществления взрываться и действовать подобно паровой машине.
Тайна по капле отдает свое сокровище, понимая, что открытие врат лишь ослепит путника вечности» Константин Устинов. Палория, или слияние сознаний. § 128. 29 сентября 2011 - 24 ноября 2011 www.znakisveta.ru/gorst.html
Подготовку сознания к переходу через Великие границы следует начинать с самого раннего возраста, внедряя в него идею двух миров и участия его в них и при жизни земной. Истинно, живем в двух мирах, которые неотделимы друг от друга. Ведь без участия мысли невозможно двинуть ни рукой, ни ногой. А мысль есть явление Тонкого Мира. Следовательно, соприкасаемся мы с ним ежесекундно. Но это требует четкого осознания. Также и чувства и эмоции астрала – явления тонкого плана. И они тоже связаны с мыслью. Ведь жизнь человека сосредоточена в его сознании, но психические продукты деятельности сознания невидимы также. Следовательно, и они относятся к области Тонкого Мира. Надо отделить в сознании сферу Тонкого Мира от плотного, чтобы уловить их границы, столь крепко и сложно переплетенные между собой. Пишет рука, совершая чисто физические движения, но если отнять стоящую за ней мысль, приводящую в движение пальцы, процесс станет невозможным. Обезьяна тоже может пальцами двигать, но не может писать, ибо отсутствует мысль, ибо мыслитель – только один человек. Но невидимое, или астральное, тело есть и у животных, невидимые двойники есть и у растений, но несколько иного порядка. У животных астральный проводник еще находится в процессе оформления. У растений оно еще только в зародыше. Явление цветов много сложнее. Можно сказать лишь одно: подобно айсбергу, большая часть которого погружена в океан и лишь незначительная верхушка поднимается над поверхностью воды, – невидимая, скрытая сторона каждой проявленной вещи и каждой живой формы существует в Мире Незримом, в Мире Тонком в большой части своей, в мире же плотном видима лишь их плотная, внешняя оболочка. Это нетрудно понять, если представить себе, что в желуде малом заключается жизнь и огромнейший дуб и что родословная желудя уводит сознание в бесконечное прошлое эволюционного развития растительной жизни. Глазу же видим лишь желудь, лишь плотная форма его. И так же точно во всем – великое невидимое соприкасается и сочетается с малым видимым, с внешнею формой явлений.
Борьбою за утверждение вечного можно назвать жизнь человека. Знает об этом он или не знает, это обстоятельство ничего не меняет. Цель жизни остается неизменной, и она заключается в том, чтобы наслаивать на зерне духа элементы бессмертия до тех пор, пока ими не овладеет сознание и эволюция духа не станет сознательной. Бессмертная Триада есть у всех, только жить ею и в ней возможно тогда лишь, когда от временных воплощений собрана жатва вневременности. Среди жизни земной и всего, что происходит и оставляется человеком на Земле после каждого расставания с телом и тем, что его окружает и в чем оно живет, сознание откладывает в Чаше плоды жизненного опыта. Вначале процесс этот идет бессознательно, но когда утверждена формула, что дух нерушим и бессмертен, и цель жизни стала понятной, начинается сознательная эволюция человека. Качество духа, способности и таланты его являются уже не уничтожаемыми накоплениями. Они собираются и растут из жизни в жизнь. Гений, рождающийся в семье самых заурядных людей и не оставляющий после себя гениальных потомков, служит свидетельством того, что гениальность есть продукт накоплений Бессмертной, перевоплощающейся Триады, но не смертного тела, ибо обычно потомству не передается. Чем же тогда объяснить, что в одной и той же семье, где рождается гений, остальные дети обычные?
Истину о своем бессмертии дух просто знает, если он достиг этой ступени, и ничто земное уже не может лишить его этого знания. Полеты в тонком теле и фактическое знакомство с Миром Надземным делает это знание практическим и несомненным. Не всегда дает оно счастье в жизни земной, но променять его на потемки слепого существования достигший его уже никогда не согласится. Плата за это знание велика, ибо вся очевидность восстает против него, лишая обычно счастья земного, но зато, когда достигается ступень непрерываемого сознания, начинается Жизнь Индивидуальности, сознательно перешагнувшей через границы смерти.
Являю видимость Тонкого Мира, именно видимость, ибо она по сознанию. Действительность же его состоит в том, что обитатели этого мира живут, окруженные продуктами своего психического творчества и творчества других им созвучных сознаний. Деление по слоям очень характерно для этих сфер. Причем каждая сфера пространства состоит из частиц определенной плотности и психической насыщенности. И в высших и низших слоях творит и двигает мысль. Неподвижность и неповоротливость мысли отражается и на творимом ею окружении. Бедность воображения ограничивает возможность творить. Желания двигают мыслью. Устремления питаются желаниями различного свойства – от высших до низших.
Творец своего окружения видит то, что создал сам и что создали другие близкие и родственные ему по своим устремлениям духи. Адепт увидит и высокие и низкие формы этого творчества различных сознаний и увидит различие слоев. Обычный же развоплощенец – только то, что звучит для его сознания и к чему влечется оно по соответствию с заложенными им в самом себе элементами. Освобождение от сора и очищение от подлежащих изжитию накоплений определяют магнетическое притяжение к более высоким слоям. Элементы Света и тьмы, имеющиеся в каждом обычном человеке, вызывают состояние напряженной борьбы между притяжениями кверху или книзу. Тот полюс притяжения, который пересилил, определяет и сферу пребывания духа. Чистилище так и называется потому, что там сбрасывает с себя дух негодную ветошь. Много ненужного приносит с собой человек в мир астральный, загромождая его порождениями. Покидая физическое тело, хорошо вместе с ним оставлять на Земле все земное. Не от мудрости прежде при похоронах умершему клали в могилу любимые вещи и разные предметы обихода для пользования ими в том мире, отягощая этим еще более сознание отошедшего и мешая ему оторваться от Земли. Именно в духе заранее надо освободиться от всех земных пережитков, чтобы ничем не отяготить духа. Смерть от несчастных случаев, смерть, вызванная без подготовки, нехороша тем, что человек уходит в тот мир, яро погруженный в земное, и много усилий и помощи требуется, чтобы содействовать освобождению его от очевидности плотной. Даже малое знакомство с Учением необычайно нужно и полезно при переходе в тот мир, ибо многое помогает понять и отбросить. А так как смерти тела не минует никто, то не мешает поразмыслить над тем, что ожидает переходящего в Тонкий Мир человека.
Если оглянуться на свое прошлое, то можно заметить, как сознание всецело погружалось в окружающую его обстановку и жило этим окружением. По аналогии нетрудно представить себе, что при переходе в Тонкий Мир сознание всецело погрузится в него и земное окружение перестанет существовать для человека. То, что вокруг, то становится реальностью для сознания. Сознание меняется в зависимости от внешних воздействий. Вибрации земные уйдут, их заменят вибрации Незримого Мира. Изменятся и органы восприятия. Мыслеобразы и прочие тонкие образования, не видимые ныне глазу, сделаются видимыми, вместо земных. Транспорт земной там не нужен, ибо двигает мысль. Мысленная энергия заменяет собою механическую силу. Все окружение человека в значительной степени создается его мыслью или мыслью же привлекается. Способность мысленного творчества обретают все, но по сознанию и степени его развития и особенностям. Все, нужное для извлечения пространственных энергий, то есть для жизни, человек несет там с собою и в себе. Внешнее созвучно реагирует на импульсы и устремления духа. Человек как бы создает мир в результате творческих импульсов, рождающихся в его микрокосме, и пожинает плоды своих устремлений. Имеет то, к чему стремится его сущность, реализуя в формах устремленную в творчестве мысль. Волшебный жезл – в руках каждого, и все разнообразие человеческих характеров и накоплений создает разновидность индивидуального окружения и сфер, соответствующих каждому и являющихся уже продуктами коллективного творчества созвучных сознаний.
«Присутствую при опыте перенесения силы человеческой на расстояние. Можно позвать любой предмет, можно передвинуть засов двери, прилагая энергию мысли к соответственной энергии предмета. Сам по себе опыт давно известен, но устанавливая общую кооперацию, следует помнить, что мыслящая энергия соединит все слои сущего. Не молотом соединим, но пронзаем мыслью даже составные предметы.
«Мудрость во всем», – помнит индус. «Сотрудничество во всем», – прибавит век Майтрейи. Не по приказу, не по гармонии, но молнией мысли соединяются сотрудники.
Явление кооперации различных слоев материи характерно для Нового Мира. Каждая эпоха имеет свой призыв. Сила мысли будет зовущим началом Нового Мира.
Пробуйте наблюдать жизнь так называемых неодушевленных предметов. Замечайте ваше воздействие на них. Не всегда смешон человек, говорящий с вещами. Окутывание мыслью служит созданием как бы целой атмосферы. Также роящийся столб мыслей проникает пространства дальних миров. Думайте о мысли, как о реальном факторе жизни. Отсюда проистекает суровый контроль над потоком мысли» Учение Живой Этики: Агни Йога, § 101.
Ручательством продвижения духа будет полное, не разделенное в себе устремление. Половинчатость осуждена. С другой стороны, всякое страстное, нетерпеливое и личное ожидание результатов также не даст, ибо разрушительно и бесплодно. Золотой путь равновесия неизбежен и здесь. С одной стороны, в устремление и действие вкладывается все сердце, с другой – не допускается страстное и беспокойное неуравновесие. Напряжение не должно переходить в беспокойство и суетливость. Оба полюса противоположностей сдерживаются, или уравновешиваются, в должном положении. Астрал страстно стремится выйти за эти пределы, очерченные волей, и нарушить правильный, ритмический ход корабля духа.
Равновесие надо удержать. Чем выше и сильнее становится дух, тем это нужнее и неизбежнее. Неполадки в машине на малой скорости могут как-то остаться незамеченными и не принести большого вреда, но на скорости большой машина может разлететься вдребезги. Потому малые обстоятельства при быстром продвижении и росте огней могут оказаться пагубными. Если бы Наша Община утеряла равновесие, это означало бы гибель планеты. Но и ваши неуравновесия не проходят для нее бесследно. Вихри порожденные несут свои разрушения, и где-то стихии ответствуют на них, кому-то принося несчастия и горе. Собою учитесь владеть не для себя, но для пространства и для планеты. Потеря равновесия одним обычным человеком, быть может, и не опасна сама по себе, но, приложенная к чудовищному неуравновесию толп, может явиться каплей последней, переполнившей чашу. Но если неуравновесие уявляет ученик, силы духа которого потенциально растут и увеличиваются, его губительный вклад в общее нагнетение планеты может оказаться фатальным. При набухании тьмы немного требуется силы черных огней, чтобы вызвать взрыв той или иной силы. Всякое неуравновесие дымные темные огни порождает, и всегда кто-то и где-то страдает от них. Так каждый приносит пространству дар свой. И пространство, этот великий собиратель излучений, идущих от человечества, реагирует на них ответно силою стихий, выведенных из равновесия и приведенных в движение энергиями человеческого духа. Потому Говорю о равновесии как о непреложном, неизбежном и необходимом условии восхождения. На какой-то ступени еще были возможны срывы, еще можно было оправдать неумение владеть собою, но за пределом известной черты равновесие уже не может быть нарушаемо ни при каких условиях, ни под каким предлогом, и оправдания не имеет.
Другими словами, пагубных и трагических результатов нарушения равновесия при мощи возросших огней уже нельзя избежать. Потому Говорю об острой сознательной ответственности за свои мысли, чувства и действия и за состояние своего духа. Quod licet Jovis, non licet bovis, но и наоборот: что возможно и допустимо для обывателя, недопустимо для ученика, могущего стать Архатом. Итак, дисциплина духа утверждается на знании, что дальше так продолжаться не может и что пути обычные, столь свойственные всем, заменяются путем необычности, путем равновесия, единственным путем, возможным для Архата.
Утверждаю явление многих воплощений как необходимость для развития в человеке всесторонних качеств и способностей духа. Воплощения обычно очень разнообразны. Сочетание сканд каждый раз разное. Это и дает возможность усиливать разнообразные стороны Индивидуальности. Полный цикл воплощений на Земле, завершающий путь на планете, означает полное развитие в завершающем духе всего, что может дать человеку Земля. Собирателями Называем знающих путь, и куда идут, и для чего, и во имя чего совершается все, что приходится им делать под Солнцем. Ярое стремление накопить опыт и тем выполнить свое земное назначение указывает на знание духом цели своей. Не так просто живет человек на Земле, но послан собрать жатву. Знающий живет, упорно и настойчиво собирая нектар опыта со всех встречных явлений. Горечь и боль остаются позади, а ценность накоплений растет. Человек – собиратель опыта жизни – так запомним навсегда.
Личное заслоняет Космическое. При построении общем надо иметь в виду всех. При построении Именем Учителя нельзя ставить между никого и ничего, а также и при Общении. Всем сердцем, всем разумением, всей душой, всем существом своим объединившись с Владыкою, действуйте. Найди в сознании твоем должное место и личному и общему, земному и Космическому. И пусть личное не заслоняет Космическое, а земное – Меня. Помни, что все личное обречено и ограничено малым кругом своего проявления, но Космическое – ничем. Между личностью и Космосом стоит Индивидуальность как связующее звено с Вечностью и как собиратель жатвы того, что остается от каждой отдельной личности в длинном ряду отдельных воплощений. От личности не остается ничего, кроме опыта, извлеченного из каждой отдельной жизни. Жить только личным и ради него, сосредоточивая в нем все, значит предавать сознание свое смерти и уничтожению, ибо личность и оболочки, связанные с нею, сменяются при каждом воплощении, будучи последовательно сбрасываемы после смерти физического тела. Надо протянуть сознание за пределы одного воплощения, и чем дальше, тем лучше. Мудрость проведения более длинной линии сказывается и в этом. Не имеет значения сущность действий коротких.
Учитель живет далеко и широко за пределами одной жизни. Вдумайтесь в сущность Учения Христа. Насколько же оно выводит сознание за пределы одного существования, выводит далеко в будущее, в сферу Вечной Космической жизни. Оно указует, что душу свою, то есть личность свою, надо потерять, надо отвергнуться от себя, прежде чем обрести понимание Индивидуальности в человеке, то есть себя обрести не в личном, но в сверхличном аспекте. Но даже и личному можно найти место, даже и личное может быть оправдано как средство, как орудие для достижения сверхличного, Космического сознания. Путем достижения и будет Владыка как символ сияющей связи с величием космических судеб человека. Ибо в Образе Владыки нам видеть Дано то, чем может стать человек, душу потерявший, чтобы вновь приобрести ее расширенной и преображенной в аспекте уявления Бессмертной Индивидуальности – Носительницы Космического Сознания. Входя в Общение с Владыкою Света, личное отметает от себя человек и заменяет его сознанием более глубоким и разрушающим стены личной тюрьмы, тюрьмы духа, ибо оковы личности на сознании есть указатель того, что дух пребывает в темнице. Потому, предаваясь ярости личных переживаний, знайте им цену и помните, что оправданы могут быть лишь при условии понимания, что сами по себе они лишены смысла и не нужны, но ценны как средство приобретения опыта.
Цените все, что опыт приносит, ибо опыт есть пища для духа. Накапливая опыт, сумейте отделить прохожих от истинно близких и время найдите этим последним силы и знания свои уделить. Их называйте друзьями и помните, что друг верный и преданный друг не есть явление и результат одной жизни, но многих. Учитесь вплетать длинные нити в сущность ваших действий, нити, идущие из жизни в жизнь и связующие вас на далекое будущее с близкими духами неразрывными узами любви, преданности, верности и постоянства. Много ли верных друзей в жизни своей вы имели? Много ли верных друзей вообще? Тем более учитесь ценить эти нити чудесных взаимоотношений, связующие души людей навсегда. Отделите действительность от очевидности, ложь и обман чувств и увлечений момента от чувств настоящих, и взвесьте и те, и другие на весах Беспредельности, и поймите, что имеете около себя преданные души, связанные с вами. Поверх жизни и смерти есть нечто, не имеющее эквивалента в области обычных человеческих взаимоотношений. Истинных друзей, могущих уявить любовь, верность и преданность, встречайте не как прохожих, но как приходящих навсегда. Не прохожие вы для Владыки. Учителю стремитесь уподобиться с теми, кто к вам подходит во Имя Его. А прохожие пусть идут своею дорогой. Вам с ними не по пути. К сердцу прохожих не допускайте.
Весь проявленный мир и все, что в нем, существует в Беспредельности. Беспредельные мы, и все, что в нас, обладает свойствами беспредельного роста и развития, все наши духовные свойства, качества и способности. Ограничена лишь сфера физическая циклами своего выявления, но и то лишь постольку, поскольку это касается жизни формы. Смерть данной формы означает переход оживотворяющей ее жизни в новую форму. Даже угасание и смерть планеты не есть уничтожение жизни, бывшей на ней, но переход ее в новые формы на новой планете, как это было в случае нашей Луны. Луна умерла, но вся жизнь на ней перешла на нашу Землю и облеклась в новые формы. Жизнь есть и на Луне, но не в том виде, как это понимается обычно. Материя и энергия никогда не умирают. Также и астральная жизнь Луны имеет свои особые формы. Также и мысли могут расти беспредельно – зависит от мысли. Мысли тьмы ограничены тьмою и временем ее существования. Свет вечен, но временна тьма, и конечна, и обречена на уничтожение силою Космических Законов. Итак, мысли Света могут расти беспредельно в рамках Космических Законов. Каждая мысль, которая от Света, имеет эту возможность. Допущение в сознание этих мыслей подобно посеву невидимых зерен. Мысли уходят, но зерна растут, возвращая во времени возросшую мысль. Можно порадоваться каждой мысли от Света, ибо свой плод она принесет. И не нужно печалиться, если мысли эти уходят, ибо вернутся они, обогащенные новыми элементами в нарастании. Сеятель мыслей есть человек – добрых и злых, и он же их жнец и собиратель плодов их от каждой.
Матерь Агни Йоги: «Жить надо в осознании близости грядущего. Ведь когда-то должно же наступить заповеданное время. Вот оно наступает. Где же корзины ваши, чтобы хлеба принять для духом голодных? Тягость знания велика. Можете ли захотеть желать поднять непомерную ношу знания для раздачи его людям? Многие стремятся к знанию и желают его, но все ли понимают тяготу и ответственность Высшего Знания? Перегруженными знанием пойдете в жизнь. И нелегка будет ноша. Но потребность еще более велика. А потому доступ к Пространственной Сокровищнице Знания будет постоянно открыт для вас, идущих во Имя Владыки и сознательно сослужащих Ему. Потому спокойно идите в житейское море, зная, какие бы требования к вашим знаниям не предъявили люди и жизнь, они будут удовлетворены с избытком. Предел нашему Знанию – Беспредельность. Потому пойдете в жизнь вооруженными Знаниями мощно. Все с вами, все в вас, и все от Владыки. Яро близость нашу усилю и новые возможности дам. Подходы к ним приоткрою, чтобы можно было ближе еще подойти. В напряжении высшей готовности ждите грядущего дня» Грани Агни Йоги, 1956 г. § 231. Новосибирск, «Алгим», 2004 г.
Друг Мой, личность дана человеку для выполнения определенной задачи. Эта задача заключается в том, чтобы собрать на Земле материал, необходимый для сознательного выявления его Бессмертной Индивидуальности на всех планах бытия. Личность живет самой напряженной жизнью на плане земном. С одной стороны, она есть следствие всех прошлых личностей, подобно бусам, нанизанным на стержень духа, с другой – она собиратель опыта для личности будущей. Основное свойство ее – это временность. Она существует, как таковая, в пространстве лишь определенный отрезок времени. Личность не есть конечная цель Природы, но лишь форма, которая, подобно всякой другой форме жизни, является лишь временным выражением вечного принципа жизни. Жизнь вечна, формы ее выражения временны. Девачан и Авитчи представляют собой сферы ярого выражения самых сильных и активных устремлений личности, плоды и следствия которых она логически завершает в Мире Незримом, чтобы снова вернуться на Землю, но уже в личности новой. Эта новая личность, будучи плодом и порождением старых, ставится в такие условия, чтобы платить старые долги и в то же время в новых условиях учиться новому и развивать новые свойства и способности. Именно потому так и разнятся воплощения по своим особенностям одно от другого, чтобы всесторонне развивать и накапливать все качества Индивидуальности для возможно полного ее выражения. Когда жизнь личности сознательно подчиняется этой задаче, получает она новый смысл и значение. Она несет тогда в себе Поручение, выполнителем которого является очередная личность.
Личность – это только орудие Индивидуальности, существующая для совершенно определенной цели. Все те цели, которые ставит перед собой обычный человек, совершенно не соответствуют действительности, ибо являются не целью сами по себе, но лишь средствами к достижению цели реальной. Если все, к чему устремляется человек, осмыслено знанием Поручения, жизнь приобретает аспект Космического понимания назначения. Если же нет, человек прозябает на Земле, как слепец. И никакие условия не смогут ему заменить непонятого смысла жизни его личности, хотя бы он приобрел весь мир и провел данное воплощение во всей славе земной. В этом отличие слепых от зрячих. Великие Духи сознательно живут в своей Бессмертной Индивидуальности, в теле Они физическом или в других оболочках, и личность для Них – и посмертное орудие и исполнитель требований Их высшего «Я» – Индивидуальности. Учение Жизни приводит к осознанию назначения своего на Земле, и отрыву от личности, и пониманию смысла земного существования человека.
Н.К.Рерих: «Радость в том, что собиратель истинных ценностей жизни может делать это каждодневно и в любых условиях. Важно лишь знать, что собирать и как. Думают, что для подвига нужны какие-то особые обстоятельства. Но это не так. Отшельники-йоги свой путь земной совершают в великом уединении. Но его столь же успешно можно совершать и в самой гуще жизни обычной. Не внешнее окружение, но состояние сознания определяет его, ибо путь духа пролегает внутри. И, когда он найден, накопление духовных сокровищ совершается свободно и без задержек, и независимо уже от того, что внешне окружает человека» Грани Агни Йоги, 1969 г. § 621. Новосибирск, Алгим», 1996 г.
Мы можем ручаться, когда мысль летит к Нам. Все живут своим, но избранники Наши – Нашим. Жить Нашим можно при условии, если отказаться от своего, то есть личного, когда своего нет ничего. Все заняты своим, личным, но Наши – Нашим и делом Моим. Хорошо жить своим, пока в теле. Но когда оно умирает и не остается ничего от того, чем оно жило, как же тогда? Притяжение к мысленным нагромождениям, своим и чужим, – по сродству, равно как и к местам. Но все это личная Майя, и все это свое. Личному нет места в Космосе, и все личное обречено смерти и забвению. Личность – это только временный собиратель опыта и знания для пославшего ее в мир плотный, для Триады, для Индивидуальности, которая не умирает. В этом смысл и назначение личности. Сколько их было... и умерли все. Умрут те, кто есть и которые будут. Решение в том, чтобы, мудро сочетав в своем сознании временное и вечное, преходящее и непреходящее, личность и Индивидуальность, предать личность на служение Индивидуальности, Бессмертной Триады в себе. Даже подводя итоги прошедшему дню, можно заботливо отобрать крупицы ценных нахождений и без сожаления отбросить всю временную шелуху, столь ненужную и отягощающую на пути в Беспредельность.
Не так уж трудно увидеть эти ценности духа среди миража очевидности, если упорно желать их найти. Великие Духи, проходя путь земной, все Оставили после себя жемчужины истинного Знания и того опыта, который необходим для нахождения узкой тропы жизни. Мы Говорим о Жизни, не прерывающейся никогда, но не об обрывках разорванных существований, наглядным выражением которых является временная, земная, преходящая личность человека. Если то, что происходило в личной жизни человека десятки лет тому назад, тускнеет, забывается и перестает для него существовать, если все это не существует для окружающих, то что же сказать о миллиардах личностей, живших когда-то и ушедших с Земли. Напрасно искать смысла жизни в орбите личного «я» человека. Многие ищут, и не находят, и, не найдя, начинают отрицать всякий смысл. Ищут не там. Искать надо в зерне духа, собирателе всех накоплений, всего, что собирается в нем каждой отдельной личностью на протяжении многих существований.
Итак, Тонкий Мир реализуется по сознанию и по созвучию элементов, накопленных внутри, с родственными элементами этого мира. В нем есть все, что творится волею, мыслями и чувствами человека, и, кроме того, есть то, что является его естественным состоянием, то есть что создано природой. Сочетание творений природы и рук человеческих мы всюду можем наблюдать на Земле. То же происходит и в Тонком Мире, только там возможности человека творить много шире, ибо творит мысль. Велика радость и свобода человека, не связанного земными вожделениями и чувством собственности, в этом чудесном мире. Ведь там в той или иной мере осуществляется всякое стремление, и когда оно лишено перегара земного, то устремление лишается ощущения неудовлетворенности, которая порождается кажущимся и призрачным осуществлением устремлений земных. Последние до известной степени удовлетворяются тоже, но голода не насыщают – отсюда символ о муках Тантала. Кроме того, не побежденные волею на Земле, чувства земные поднимают свою голову там, требуя удовлетворения. А так как воображение легко создает желаемые формы, то сознание вступает с ними в сочетания, порождая призрачные, острые, но не удовлетворимые, благодаря отсутствию тела, ощущения. Ненасытные страсти порождают и ненасытные устремления и призрачные, но не приносящие удовлетворения переживания.
Много людей на Земле, которые находятся во власти своих вожделений и живут под их гнетом. Гнет остается и там, и обостряется и утяжеляется в своей силе, в то время как возможностей удовлетворить эти устремления уже не существует. Не трудно представить себе этих мучающихся духов, палимых огнями своих не могущих быть удовлетворенными страстей. Мудрый стремится освободить свой дух от всех земных желаний. Они могут и оставаться, но власти над ним уже никакой не имея. Поэтому тот, кто победил чувство голода на Земле, от приступов вожделений к земной пище страдать уже больше не будет. Этим очень важны победы духа над телесными состояниями во всех формах и видах. Земная жизнь дает бесконечные возможности себя упражнять и утверждаться во власти воли над всеми телесными ощущениями. В распоряжении человека чудесная сила психической энергии, которой он и может действовать при всех своих опытах над собою. Ею побеждаются все ощущения, и она же есть та сила, которая действует, делая из человеческого организма лабораторию для всех ощущений. Если от представления воображаемого лимона, сок которого капает в рот, во рту делается кисло и начинает выделяться слюна, то точно так же вызывают соответствующие реакции в организме человека и многие другие представления или образы.
В этом власть мысли над сознанием и телом, но мысль управляется волей, и при контроле над мыслью, установленном на Земле, в Мире Тонком человек делается владыкою своей мощи, ибо там мыслью движется все и все мыслью творится. Люди стремятся к власти, конечно, – к власти земной, и часто, достигая ее, власти над мыслью своей не имеют, и часто из властителей земных, при переходе в Мир Тонкий, превращаются в безвольных жертв своих собственных мыслей и мыслей чужих, но им сродственных тоже. Власть земная непрочная, временная и не дающая никаких достижений в Мире Надземном, если не была на Земле утверждена власть над собою. Собиратель истинных ценностей жизни знает, что настоящее достояние человека заключается в накоплениях Чаши, в отложениях в ней кристаллических образований огненной энергии, которые будут служить ему жизнью и пищей в Незримых Мирах. Себя преодолевший, победителем светлым входит в тот мир, где царствует мощь светоносной мысли.
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Цель всех трудов – приобрести нужные качества духа. Цель не в самих трудах, но в том опыте, знании и развитии способностей духа, которые приносят человеку его земные труды. Но происходит подмена понятий. Труд становится самоцелью, но не средством к достижению незримых накоплений. Цель – накопить кристаллы огней, а средство – труд и земные заботы, дела и все сложности и трудности жизни. При этой замене основной цели целью другой происходит сдвиг основных понятий – и целью становятся средства, которые сами по себе лишены конечного смысла. Лишенная реальной цели жизнь становится бессмысленной, и дух задыхается в темнице, созданной собственными руками. Решение – в ясном сознании истинной цели бытия человека на Земле и в мирах. А краткое земное существование – только лишь подготовка к сознательному пребыванию в Мире Надземном. Вот почему и уделяется должное время собиранию необходимых для этого элементов в течение жизни земной. Человек на Земле – лишь собиратель того, чем будет он жить в Мире Незримом, где царствует мысль и где все движется мыслью и где накопления мысли являются тем единственным неотъемлемым богатством, которые человек уносит с собою с Земли.
Личность человека должна быть безропотным и послушным слугою его высшего «Я». И всякий раз, когда личность страдает, интересы ее ущемляются и отодвигаются на задний план, – это уже хорошо, ибо разбухание личности затмевает то, ради чего она существует как собиратель нужного материала и опыта для Индивидуальности человека. Трагедия воплощенных в том, что, всецело погружаясь в интересы личности и живя только ими, человек со смертью своей личности не оставляет себе ничего, чем бы мог жить он в Надземном, где исчезает и прекращается все, чем обычно живет на Земле человек. Глубочайшее значение искусства в том, что чувства, эмоции и переживания, связанные с ним, будучи явлениями чисто духовного порядка, переносятся в Мир Тонкий и служат для человека материалом, которым он как бы живет и который он углубляет, варьирует по заложенному в нем направлению. В высшем понимании даже переживания в Девачане – иллюзии Майи, сны, хотя и яркие, и напряженные, и еще более красочные и полные, нежели земные сны, то есть земная жизнь воплощенного. Освобождение от всех видов Майи – задача Архата. Задача трудна. Достижение ступени непрерываемого сознания связано с решением этой задачи. Столько препятствий и иллюзий надо преодолеть, прежде чем сознание освободится от всех ненужных наслоений и приобретет знание. Конечно, только под руководством Учителя возможно это освобождение. Полагая на Нас все сознание, можно достичь.
Поясню: Нас интересует внешнее «я» Нам близких людей постольку, поскольку этот внешний человек является верным слугою своей Индивидуальности. Наша Забота – о внутреннем человеке, об Ego, ибо внешний умирает, а Ego продолжает пребывать в орбите Нашего внимания и Наших Лучей. И нередко случается, что интересы внешнего и внутреннего расходятся. И тогда во имя Эволюции Ego приходится жертвовать интересами личности. Они временны и преходящи, как и сама личность, и потому от их ущемления Ego не терпит ущерба, а наоборот. Потому и Помощь Наша Проливается порою совсем не в том направлении, в котором ожидает личное «я» ученика или того, кому она оказывается. Двоих в себе надо понять – один на время, слуга и собиратель материала для высшего «Я», другой – Ego, бессмертное и перевоплощающееся, – в каждом воплощении, через личность, накапливает опыт и знания своей Высшей Триады, которая одна только и остается после рушения личности и ее внутреннего мира, касающегося плотных условий и связанного с ними. Можно еще при жизни в физическом теле сосредоточивать свои устремления в своем высшем «Я», не считаясь с удобствами и желаниями своей личности малой. Это и будет истинным самоотвержением и выполнением древнего Завета: «Отвергнись от себя и следуй за Мною».
Где бы и как бы ни текла жизнь человека и что бы ни происходило с ним, наиглавнейшим фактом жизни является его связь с Иерархией Света, ибо сама жизнь как таковая без Учителя Света будет подобна бегу на месте, бегу белки в колесе подобна. Из колеса надо выйти, из колеса рождений и смерти. Воплощения останутся, но круг разомкнется и станет спиралью подъема, каждый раз завершаясь при смерти на точке более высокой, чем та, которая предшествовала ей. Рост и расширение сознания сопутствуют спиральному восхождению, а ведущим магнитом становится Учителя Лик. Путь этот пролегает в Беспредельность, и из обывателя превращается человек в путника Великого Пути. Не кончается ничто, все служит лишь точкой начала, следствия приносящего по созвучию, или продолжением начатого. Умалишенно снуют люди по планете, чтобы закончить ничем и уйти, ничего из окружения своего не взяв дальше с собою. Но собиратель Сокровища может каждое действие свое, мысль или чувство использовать для приумножения Камня, кристаллы его увеличивая сознательно. Как полезно может быть все, если ведома цель. Конечно, растут и они, не знающие Великого Пути, но разница между ними и теми, кто знает, такая же, как между младенцем и взрослым. Многие пребывают еще в младенческом состоянии. Спаситель Называл их слепыми, а иных – мертвецами, ибо сознание их, лишенное огня жизни, разлагалось в застое.
Владыка есть двигатель эволюции. К Владыке примкнувший становится толкачом для спящих сознаний. Противоречие в том, что люди, порой проявляющие кипучую деятельность, спят в духе, и труд их бесплоден для духа. Все успехи земные – ничто, если дух не проснулся. Но при пробуждении духа становятся они могучим фактом жизни. Все, но с Владыкой, будет служить продвижению и эволюции. Цель материального прогресса настоящего времени состоит в том, чтобы вдохнуть в него Учение Жизни и тогда сразу одухотворить все то, что ныне сознательно не осмыслено. Возводится Храм Культуры, но лишь долженствующий наполнить его пространственный огонь, объединившись с сознанием людей, даст ему пульсацию жизни. Но стены его материальны, равно как и основание, и надо закончить его, иначе идущий огонь не во что будет принять. Не принятый сознательно – разрушителен будет и непринявших сожжет. Ждем пробуждения сознаний, этим явлением обуславливается ход событий. Ускорить Хочу, но огненный цветок духа не раскроется раньше срока. Ждем. Ждите и вы, чующие значение происходящего. Ждем, чтобы Позвать в Беспредельность. Ждем, но Уготовляем пути и ближайший подход. Стены надо достроить куполом зданье покрыть. Так надо слить материальное и духовное в едином понимании жизни. Ведущему ведомы точные сроки. Дам знаки наступающих сроков, каждому – соответствующие.
«Мера Служения человечеству устремляет дух к способам устремления. Когда дух знает меру напряжения во имя блага, он сознательно направляет свои возможности. Круг духа окружает мощным устремлением ауру человека, потому больная аура и аура, окруженная кривой линией, создают в пространстве соответственное насыщение. Эти ауры являют двоякое действие на окружающих. В тождественных аурах они вызывают усиление потенциала отрицательного; в аурах обратных они вызывают двойное устремление разить тьму и служить Благу. Но эти больные ауры питаются эманациями обратных аур. Как важно больной ауре ощущать свою кольчугу. Так важно осознать этот закон. Эволюция продвигается Светом!» Учение Живой Этики: Беспредельность, ч. 2, § 706.
Сознание человека есть место встречи всех миров. В сознании человека мир плотный и Мир Надземный сочетаются. Путем анализа внутреннего мира человека можно себе представить пространство высших измерений и понять отличие его от пространства трех измерений. В пространстве обычном вещи занимают определенное место и измеряются расстояниями друг от друга. Длина, ширина и высота – меры земные. Направо, налево, вверх и вниз – ориентиры направлений. Все просто, ясно и привычно, и до всего можно коснуться рукой или видеть. Но законы внутреннего мира иные. Как только сознание погружается в него, меры обычные тотчас же исчезают. Где находится представление ваше, скажем, цветущего дерева – наверху или снизу, направо или налево? Оно есть, оно существует, его даже может видеть глаз ясновидящего, но где? В мире плотном его нет. Единственным ориентиром для предметов Тонкого Мира является сознание человека. Только относительно себя может осознавать или воспринимать он эти предметы. Землю можно представить себе, или увидеть огромной или малой и в любом положении относительно видящего.
«Когда звезда человеческой жизни находится на подъеме, когда человек достигает вершины своего первого холма, мера этого человека определяется теми силами, которые руководят его развитием и задают ему направление. Способен ли он достигнуть еще большей высоты познания и мощи в данном жизненном цикле – всецело зависит от того вида, что открывается для него в окружающем ландшафте, а также от местоположения того холма, на который ему предстоит взойти. То есть все будет зависеть от того, откроет ли он для себя то поприще, на котором сможет лучше всего служить человечеству в целом, а также от его способности воздвигнуть божественный престол в своем собственном сердце» Учение Храма, ч. 2, с. 43. Учение Храма, ч. 1, с. 165. УЧЕНИЕ ХРАМА / пер. с англ. – М.: Международный Центр Рерихов, 2001. Ч. 1. - 416с. Ч. 2. – 360 с.
Где в великом пространстве верх и где низ? Где север и юг? Где утро, день или ночь? Можно представить себя в любое мгновение в любой точке пространства, в любом месте земного шара. Обычных условностей для сознания внутреннего не существует. Дух может иметь пребывание вне плотных условий внутри себя, через внутреннее сознание выходя на просторы Тонкого Мира. Вы видите тонким глазом цветущее дерево. Какой оно высоты? Где оно? Аршином его не измерить. Вместо него можно представить тысячу других образов на этом же самом месте. На каком месте и где? Где это место? Это место и есть пространство четырех измерений со своими законами и мерками. Конечно, тела плоскости четырех измерений имеют и величину, и вес, и объем, но в мерах иных. Ведь даже и плотные тела относительны, то есть мы их определяем только по отношению к чему-либо, ибо даже они не имеют абсолютного мерила.
«Как сказал один из мудрецов: «Мы произошли от совершенства!» И поэтому в течение многих жизней, мучимые страстями и болезнями, переживая страдания души и плоти, мы стремимся к очищению. Мы ощущаем, что в нас что-то нечисто, что мир отравляет нас своими идеями, завивая все более плотно в покрывала иллюзии. Зрение начинает видеть надоевшие и навязанные телевидением образы. Слух зацикливается на рекламных фразах. А язык, как хорошо выученный попугай, повторяет весь этот бред и множит сети наших заблуждений.
Давление токов нарастает ежечасно. Добавляются дозы напряжения. Но многие отбрасывают эту мысль, закрываясь колпаком умаления себя или элементарным невежеством. Только самоотверженное сердце способно выдержать поток нарастающего света. Только воин, закаленный в боях пространственных, может ассимилировать потоки Небесной Благодати.
Нельзя определить допустимую степень принятия и растворения токов во всех телах. Каждый человек — это вселенная, со своими законами, со своими допустимыми мерами вмещения. И говорить о едином стандарте трудно, ибо человечество так отличается в фазах своего сознания. Одни разбивают орех каменными топорами, а другие касаются духовных сфер. Шкала постижений бесконечна, и разрыв между низшей и высшей фазами неизмерим. Словно Лазарь, взывающий: «Между нами и вами — бездонная пропасть». Нельзя привести всех к единому знаменателю, но отбор душ уже происходит, разрежая переполнение земного пространства.
Моменты внезапного осознания как бы освобождают нас от всех этих влияний — словно наш сосуд кто-то начисто отмыл. И некоторое время мы чувствуем аромат этого хотя бы малого совершенства. Но постепенно наше сознание ослабляет контроль, думая, что все должно происходить по инерции, вне нашего вмешательства. И в этом главная ошибка. Это работа тамаса — невежества и лени, для которого наши новые ощущения полярны. Они слишком не свойственны нашей природе. Они саттвичны. Но мы должны учиться изо дня в день, так же как не забываем пить или питаться. Методичность духовных занятий создает устойчивую ауру чистоты, ауру прилежания нас не к будничности времени, а к неповторимости мгновений возможностей, которые растворятся в Акаше, не оставив даже вкуса, если мы туда не опустим соль нашего труда.
Пусть дыхание наше станет бесконечной молитвой.
Пусть без молитвы не станет дыхания.
Стремитесь к Богу, представляя, что без Него в вас нет жизни!
Без всяких условий и размышлений, без жажды наград и выгод отдайте Богу все, что у вас есть!
Не скупитесь! Ибо, отдав Ему все — и дух, и душу, и тело, — вы станете частью Его, а значит, Им Самим. И всякая мера блаженства и знания потеряет силу, если вы все отдадите Ему.
Если вы обидчивы, жадны и горестны — вы не любите Бога. Ваши чувства и мысли не свойственны Ему. Представьте себя Им, ощутите величие и торжественность Истины, в которой Он пребывает. Почувствуйте ту атмосферу Высшей Чистоты, которая является обычной для Него.
Время дано не для того, чтобы его безжалостно и невинно убивали. Время — всего лишь форма всенаполняющая. Чем же мы наполним этот сосуд? Он слишком драгоценен, чтобы поместить в него что-то мерзкое и безобразное. В таком сосуде должно быть только одно содержание — Бог, священное миро бытия, которое ежемгновенно оживляет и благословляет миры.
Сосуд сердца, изумрудная святыня космоса, да будет пылать неугасимым огнем Любви к Богу! Любовь — это уже Бог. Все качества Любви — это качества Бога. Умеющий любить — часть Бога, и все отданное Ему — это то, что имеет Он для вас.
Мера дозволенного определяется самим человеком. Он знает тяжесть кармы, и долгий вкус ее горькой чаши иногда отравляет вкус жизни многих воплощений»Константин Устинов. Лилии Света, § 32, 424, 472. 31 января 1999 – 21 мая 1999 www.znakisveta.ru/gorst.html
______________
* Одиннадцатая часть – размещена в Стихи.ру 4 декабря 2014 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №214120400350