Что имеешь, не храним

        Она плакала молча.  Как в детстве…Чтобы никто не видел ее слез. Забилась в самый дальний  угол  сада  и там дала волю своим слезам.
          Как  перенести эту боль!   Саша не могла себе простить , что не осталась с мамой в больнице ночью , а ушла…Оставила ее одну в палате, да еще в выходные дни. Кто знал, что ночь окажется роковой для еще не старой женщины…
  Да и мамочка  была такая веселая!  Все ругала себя, что обратилась   в больницу:
        -  И что я тут лежу? Сердце вообще перестало болеть , а дома столько делов !  Да и папа , наверное  без  горяченького… Ты обязательно за ним присмотри , а то у него желудок…Завтра отпрошусь домой! Надо уже  готовить землю, сажать пора.
         А утром,  когда Саше пришла к матери, ей сказали, что мамы нет…Умерла ночью.  У нее подкосились ноги …
              Кто был виноват в смерти матери , так она до сих пор и не выяснила. Пыталась докопаться до  истины. Но разве найдешь ее,  да еще связанную с врачами… Санитарка ей шепнула . что ночью матери вливали капельницу, а там , кто его знает , как прошла эта процедура …
    
       И вот теперь мамочки, ее единственного родного человека нет!  Она ушла также тихо, как и жила всю жизнь..
      А  ведь она была еще молода , ей было немного больше шестидесяти лет… Крепкая , всегда озабоченная делами , она не умела отдыхать.  С утра она  готовила завтрак  своему мужу.
    В обязательном порядке утром она  подавала ему стакан свежевыжатого морковного сока , жарила , парила …Саша всегда возмущалась , что мать так не любит себя.   Она  сама прокапывала землю в  огороде , сажала , пропалывала  сорняки .  Сама убирала урожай, сама опускала овощи в погреб. Все сама!   И ни разу она не упрекнула  отчима , что не помогает ей!
           А, потом , еще шла на рынок , где в небольшом магазинчике , они продавали вещи.
       Поминки прошли многолюдно… Саша не любила отчима. А после смерти матери , она решила вообще редко появляться  у него в доме. Вспомнилось все старое… Когда ее , маленькую , за каждую провинность отчим  бил жестоко , приговаривая…
          -  Я из тебя всю дурь то выбью! -   И выбил так , что Саша до сих пор всегда и всего боялась.
         А когда ,  приехала к матери , после развода с мужем , вместе с двоими детишками, отчим через неделю сказал ей резко и категорично:
           - Мы уже немолодые , нам  нужен покой! Через неделю, чтобы тебя с детьми здесь не было!
    Саша , тогда была обижена на мать .  Она даже не вступилась за свою дочь, а просто посмотрела на нее и вышла из комнаты.   Мама никогда не оспаривала  решение своего ненаглядного мужа.
          Как можно так любить  человека, который никогда  даже не спрашивал ее, устала ли она?
 Если мать чем то не угождала отчиму , в голосе его звучало железо:
         - Нинель, чтобы больше этого не повторялось! - Для Саши ,это всегда было загадкой. Очевидно,  отчим в матери  полностью выбил  гордость , самолюбие, стремление уважать и любить себя…

         Через месяц, после смерти матери  к Саше подошла Юля, ее подруга. Она  с возмущением начала  рассказывать Саше , что ее отчим пристает к ней:
             - Саша, я больше не могу! Повлияй на своего папашу!  Ты представляешь, постоянно встречает меня и говорит, чтобы  выходила  за него  замуж: « Юленька, я очень богат. Будешь жить со мной ,как сыр в масле кататься».—передразнила она отчима, -    Он что ,  дебил, Сашка ? Сколько лет ему , и сколько мне! Зачем мне нужен этот старпер? Он что ,  не понимает, идиот хренов?!

    Саша не знала верить или не верить сказанному. Ведь прошло всего то ничего ,нет еще и сорока дней! А он уже присматривает замену матери! От возмущения Саша лишилась дара речи. Она ничего не сказала подруге,  а просто молча повернулась и пошла, куда понесли ноги..

         А ночью ей приснился сон. Приснилась мама , молодая красивая, в ярком  платьице. Она обняла Сашу и, заглядывая ей в глаза, попросила:
      
          -  Доченька , ты не серчай то на отца. Ему сейчас  очень одиноко и плохо…Не обижай его , присматривай за ним, Сашенька!
               Сказала и, помахав рукой , исчезла. Саша испуганно села на кровать. Сон был такой явный, словно все происходило на самом деле! Никогда мама , после  своей смерти, не снилась дочери ! Впервые так отчетливо Саша увидела мать во сне…
          
          И Саша, переборов в себе неприязнь к отчиму, стала навещать его. Через полгода  отчим привел в дом женщину, но через месяц  она, собрав вещи, ушла. Оказывается,  она  хотела , чтобы  он  переписал на нее все : и дом , и машину , словом движимое и недвижимое:

        - А зачем я буду жить с тобой на птичьих правах ?  Сегодня ты жив , а завтра, кто его знает? И выгонят меня  твои дети  в шею! Хочешь жить со мной, перепиши! Хотя бы дом!
            Вторая  прожила и того меньше, претендуя тоже на наследство…И только тогда , отчим зарыдал,  не стесняясь Саши. Плакал не по-мужски , а по-бабьи , вытирая слезы , хлюпая носом и причитая:

          -  Нинушка, что же ты меня покинула! Ну как я теперь один ..  Никому я не нужен, только ты меня понимала, женушка моя …- Слезы ручьем стекали по его , теперь неухоженному  , небритому , морщинистому лицу. - Саша , ну ты скажи , что мне теперь делать? Ты одна меня не бросила, спасибо тебе, доченька…  моя родненькая…
  Саша поморщилась,:
           - Надо же , доченька… Столько лет прожили , а ни разу не называл меня  дочкой… Вон как приспичило, доченькой стала. Всю жизнь бил меня, как сидорову козу! Родненькая…
       Саша , молча  встала и ушла…Через несколько дней отчим снова привел к себе в дом очередную , теперь уже третью  по счету женщину. Она  сразу сказала ему , что переезжать к нему не собирается . Просто будут периодически встречаться. Она будет ухаживать за ним , иногда готовить ему пищу .  А он , будет обеспечивать ее продуктами и возить на машине , куда ей будет нужно.
           Саша все больше и больше удивлялась  хищностью женщин. Их женской  наглой хватке и практичностью…
        Надо же так уметь спекулировать чувствами!  Без стыда ставить условия и ультиматумы! Но факт остается фактом …
            Саша даже была рада , что отчим принял  условия Ирины, и, почти совсем перестала  ездить  к нему домой…Да и он , вот уже  год, перестал общаться с ней. Краем уха она  слышала, что он живет неплохо…
           Ездить к нему за 65 километров  навещать , Саше не хотелось…Пусть живет так , как хочет. Маму, Саша была уверена, отчим никогда не любил. Она скорее для него была и домработницей, и кухаркой , и мамой и женщиной , когда требовала его мужская плоть…
           Через полтора года , а может и больше , поздно вечером , кто-то постучался в дверь. Саша открыла. На пороге стоял ее отчим , грязный, в старом свитере , который еще покупала ее мать.  И  с узлом в руке… В глазах была мольба.
                Людмила Лигай (Ким).


Рецензии