Инвалиды

В начале декабря этого года в России придумали и отметили день инвалида. Еще в СССР у нас была куча разных "дней" по выходным. День работника легкой промышленности, день тракториста, день еще чей-то, неважно. Но день инвалида звучит (ну пусть только для меня, но все равно) как-то странно и даже кощунственно. У вас нет такого ощущения, а? Ладно, пусть только я это заметила, но беда в том, что люди в большинстве своем относятся к инвалидам, мягко говоря, с опаской и тревожностью. Почему? Потому что люди эти не похожи на всех остальных и...осторожность не помешает. Не так ли?
Начинается всё в детстве. Дети с презрением смотрят на своих сверстников, не похожих на них самих, или же смеются над ними, тем самым выбирая изгоев общества. Да и само общество (по крайней мере раньше) мало интересовалось инвалидами, избегало их. Да, им платили мизерные пенсии, но заставляли каждый год проходить комиссии подтвержения увечий. Как будто эти увечья и травмы денутся куда-то или сами рассосутся?
И надо признаться, что и сама я в детстве была именно такой. Непонимающей. Общество не научило меня сочувствовать немощным и больным. В нашем подъезде жила женщина, совсем молодая, но, с моей точки зрения, очень смешная. Она ходила, комично выбрасывая ноги в стороны, и походила этим (для меня) на какую-то зверушку, что вызывало живейший интерес и смех. Когда же я спросила родных, почему она такая, бабушка ответила, что девушка эта уже родилась с детским церебральным параличом и это еще счастье, что она вообще ходит. В то время лечить ДЦП не умели напрочь, и дети, в основной массе своей, с таким диагнозом были прикованы к постели или инвалидному креслу. А женщина ходила! Кстати, много позже узнала я, что девушка эта окончила школу с красным дипломом, поступила в один из самых престижных вузов нашего города и позже работала в лаборатории, занимающейся новейшими исследованиями в области стволовых клеток. Которые сейчас многим жизнь спасают и защищают от многих болезней.
Я смеялась и мои друзья тоже. Когда же в 14 лет мне пришлось впервые надеть очки, смех прошел. Теперь уже дразнили меня, смеялись надо мной. А я плакала и злилась на судьбу. А зря! Судьба просто показала мне, что смеяться над калекой нельзя никогда. И я больше ни над кем не смеялась, я пошла к той женщине домой и до нашего отъезда в эммиграцию помогала ей и ее матери всем, чем могла. А когда в 16 лет мне предложили надеть линзы вместо очков и тем самым НЕ ОТЛИЧАТьСЯ от других, я...отказалась. И до конца школы приходила в очках. Причем, многие мои одноклассники даже говорили мне потом, что очки мне идут, и я очень даже симпатная в них.
Правда отношение других людей к инвалидам не изменились, это так. И особенно обострилась неприязнь когда на смену, так называемому, социалистическому строю пришел капитализм. Он был хотя и своеобразным, но очень жестким и действовал как асфальтовый каток на малоимущих и больных граждан. И всех несчастных подмял под себя жестоко. А потом мы эммигрировали в Германию, и я была потрясена новой жизнью. Шок мой до сих пор не прошел, и  особенно удивило меня отношение в Европе к инвалидам. Здесь на них смотрят по-другому. Никто не смеется, а некоторые даже завидуют. Работать им не надо, все, какие угодно, льготы предоставляют, платят хорошие пособия и от многих, обязательных для здоровых людей выплат, отстраняют. Бесплатный проъезд, лекарства, больницы и санатории. И куча вспомогательных средств для жизни. Тоже кстати бесплатно. Оплачивает всё больничная касса, хотя конечно кто нам вернет глаза или другие органы? Завидовать всетаки глупо. Но отношение-то хорошее! Доброе и понятливое. Когда маме моей в связи с переломом ноги наложили бы в России гипс на много месяцев вылёживания дома, в Германии сделали сложнейшую операцию и через 2 месяца она уже ходила. И не стала инвалидом. Вот за это я Германии благодарна очень. Но не только. Здесь, в Европе, увидела я понимающих людей. И сочувствующих чужим бедам, независимо от материального положения и статуса этих сочувствующих, здоровых людей. В России же так и остались богатые, не помогающие никому и бедные, помогающие, как могут, всем. Вижу это по телевизору каждую неделю почти. И понять теперь уже не могу. И думаю, что мужественных людей потому в других странах и больше, именно поэтому. Несчастный инвалид, в юности перенесший полиомиелит и до конца дней своих прикованый к инвалидному креслу, стал 32-ым президентом США. Я говорю о Франклине Рузвельте. А он стал великим президентом и не только выиграл страшнейшую войну с фашизмом, но и великолепно поднял экономику своей страны в период кризиса.  Выдающиеся люди СОВСЕМ прошлого тоже не подкачали. У самого знаменитого немецкого композитора Людвига ван Бетховена в 26 лет начал развиваться тинит — воспаление внутреннего уха. Вскоре музыкант полностью утратил слух и все дальнейшие сочинения писал «по памяти» — представлял их звучание в уме.
Современные американцы и европейцы не уступают Бетховену:
Стивен Хокинг — один из наиболее известных широкой общественности физиков-теоретиков нашего времени, стал даже автором «Краткой истории времени». Но с 1960-х годов Хокинг страдал болезнью двигательных нейронов и до сих пор прикован к инвалидной коляске. В 1985 году он заболел тяжелой формой пневмонии, и медикам пришлось сделать ему трахеотомию, из-за которой он лишился речи. Несмотря на это, знаменитый ученый был дважды женат, у него трое детей. И он даже летал в космос. Эрик Вайхенмайер — первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Эрик Вайхенмайер потерял зрение, когда ему было 13 лет. Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.
Эстер Вергеер, голландская тениссистка, оказалась прикованной к кровати с 8 лет, когда в результате операции на спинном мозге у нее отнялись ноги. Сейчас Эстер считается одной из величайших теннисисток;колясочниц в истории.
Американка Эйми Майллинз лишилась ног, когда ей был один год, но это не помешало девушке стать двукратной олимпийской чемпионкой среди инвалидов, а потом еще и супер моделью.
Рэй Чарльз, знаменитый американский слепой музыкант, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм-энд-блюз, 17 раз был награжден премиями «Грэмми», попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Он ослеп еще в детстве.
Еще один американский слепой соул-певец, музыкант — Стиви Уандер. Ослеп он вскоре после рождения, а уже в возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией Motown Records и продолжает выступать и записываться на ней по сей день.
Итальянский певец (тенор) Андреа Бочелли ослеп еще в 12 лет, после того, как во время игры в футбол ему в голову попали мячом. Несмотря на слепоту, он стал одним из наиболее запоминающихся голосов современный оперы и поп-музыки.
Американская актриса Марли Мэтлин стала первой и единственной глухой актрисой, выигравшей премию «Оскар». Награду она получила за лучшую женскую роль в фильме «Дети меньшего бога». Её последующая работа в кино и на телевидении принесла ей премии «Золотой глобус», и ещё две номинации, а также четыре номинации на «Эмми». За карьерные достижения Мэтлин была удостоена собственной звезды на Голливудской «Аллее славы».
И это только масенький список очень мужественных и достигших славы великих людей-инвалидов. К сожалению, все они не россияне. Хотя знаменитый советский математик Лев Понтрягин потерял зрение в возрасте четырнадцати лет в результате несчастного случая (взорвавшийся примус вызвал сильнейший ожог лица) и, несмотря на это, более чем состоялся в науке. Ученый преподавал в МГУ, создал много трудов по теории управления, алгебраической и дифференциальной топологии, теории колебания и вариационному исчислению.
К разочарованию многих, гениев-инвалидов среди наших людей ничтожно мало. Блин, почему, а? Ведь есть и в нашей стране понимающие люди. Есть и в России много доброты и сочувствия. Или может быть капитализм виноват? Так в Америке он был всегда, а добрые люди не перевелись и поныне. И отношение тоже осталось. Хорошее отношение. Располагающее. Так может быть что-то изменить в нашем понимании? В нашем отношении к непохожим на нас людям? Не виноваты они в своем положении, кто ж может "кинуть в них камень презрения"? А если с вами, Не дай Бог, произойдет такое? Тогда поймете? А надо ли, что б происходило? Неужели не понять уже сейчас? Увидеть, что они тоже имеют право на существование? Увидеть, что они тоже борятся в жизни как и мы, но им сложнее... и помочь? А я уверена, никто так, как они не любит жизнь во всей ее красе. Мы ворчим чего-то, недовольны всеми и каждым, гонимся за лучшей жизнью и хотим покоя и довольствия, воюем друг с другом и злимся на судьбу. А они живут полной жизнью. Несмотря ни на что. Они живут! Они знают цену жизни и счастья, не гонятся за призрачной мечтой. Они умеют понимать и сочувствовать миру, а мы? Неа, мы живем, не замечая красоты его. Красоту планеты и добро тоже не замечаем. Это правильно? Неимоверно, чудовищно глупо. Так давайте оглянемся вокруг. Увидим людей, непохожих на нас и поможем им. Чем можем. А они, поверьте, помогут нам. Перестать гнать время и осмотреться. И увидеть красоту и доброту. Они нам помогут. Так-то.


Рецензии