Опыт поколений
Вчера в протоке сошла с крючка крупная рыбина, и я едва дождался рассвета, чтобы повторно испытать рыбацкое счастье. Протока начиналась нешироким, но быстрым перекатом и вдоль левого заселенного берега переходила в глубокую ямину. С правой стороны в протоку вдавался узкий клин песчаной косы, ниже которой образовалось лишенное улова течение.
Я перебрался на косу, наживил «аппетитного» червяка и забросил удочку. Поплавок запрыгал по перекату, быстро приближаясь к яме. Вдруг с левого берега в быстрину упал темный ко-мочек и, быстро-быстро работая лапками, стал медленно приближаться ко мне, преодолевая течение. Это была мышь. Видимо, чрезвычайные обстоятельства вынудили несчастную пойти в опасное плавание.
Чтобы не спугнуть храбрую зверушку, я плавно подвел удочку к берегу и замер. Здесь, в затишке, поплавок застыл на месте, и рыба вряд ли клюнет. Можно переждать, пока мышка переправится и убежит по своим делам.
«Однако зачем она, – думал я, – тратит столько силы на борьбу с течением? Ведь если ее снесет на тихое место, будет легче плыть». В это время сильный толчок передался в руку. Оглянулся – поплавок ушел под воду, леска потянулась. Подсечка! По яме заходила рыба… Клюнул не особо крупный хариус, и он довольно скоро был водворен в берестяную кошелку.
А где же мышка? Ее напугал неожиданный шум, она повернула назад и пробивалась к берегу, с которого начала плавание. Как и в первый раз, упорно сопротивлялась течению, стремилась пересечь протоку поперек переката. Ее снесло совсем немного и только на самой стремнине. Вот и берег. Мышь ухватилась лапками за корень подмытого дерева, помедлила, выбралась на него и долго оставалась неподвижной, набираясь сил.
Позднее мне несколько раз приходилось видеть, как мыши, бурундуки, белки переплывают таежные речки. Они, как правило, избирают мелководье, хотя здесь течение быстрее и приходится тратить больше сил.
Как объяснить такую нецелесообразность? Дело, полагаю, в том, что реки Саян стремительны. Тихое течение в них только там, где глубокие ямы. Но в них-то как раз и держатся крупные ленки и таймени, которые с удовольствием лакомятся мышью, бурундуком и даже белкой. Опыт многих поколений не прошел бесследно.
г. Красноярск, 1979 г.
Свидетельство о публикации №214120400891