Учитель с большой буквы

                Учитель с большой буквы.

   Наверное, у каждого человека был в школе любимый учитель. Мы изредка шлём им поздравительные открытки, ещё реже посещаем. Учительский труд – это не только передача своих знаний, не только усилие по привитию навыков, но и вскормление ученических душ теплом и любовью собственного сердца. Подобно тому, как в Русских сказках Иван-царевич отрывает от собственного бедра кусок и бросает в клюв орлу, несущему его в подземное царство для вызволения любимой невесты, так и хороший учитель отделяет частички сердца своего, чтоб передать ученикам. Семьи и собственные дети школьных учительниц в сравнении с другими обделены заботой. А если учитель  ещё и скромный подвижник… К числу таких, мне кажется, можно отнести Антонину Андреевну Глушкову, ныне пенсионерку, и в преклонных годах сохранившую ясный, чёткий ум, дар рассуждения, трезвость мысли, умение в предложенной жизненной ситуации выставить верные акценты и направить на ровный путь, упорядочив, словно уложив по ячейкам, спутанную сеть жизненных коллизий и сомнений. Этот дар и в собственной её жизни служил дисциплинированному отделению того, что в Православной традиции именуется страстями.
    К нам, ученикам восьмого класса Новооскольской средней школы №2 в 1971 году пришла Антонина Андреевна в качестве классного руководителя и преподавателя русского языка и литературы. По её воспоминаниям, она вначале испугалась общей неподготовленности к предстоящему выпускному экзамену, пришлось навёрстывать предыдущие недоработки. Вспоминается наша интенсивная работа на уроках русского языка, как добивалась Антонина Андреевна, чтобы и последние ученики поняли строй родной речи через разного вида разборы и упражнения. Внутренняя дисциплина учителя передавалась классу. Не припомнить случая исходящих от неё грубости или окрика, дисциплина в классе строилась на строгом порядке, четкой организации урока и справедливости. Совершенно новым и непривычным показалось то, что Антонина Андреевна как классный руководитель посещала дома учеников, пропускавших занятия. Была у нас одноклассница-прогульщица. Конечно же, никто не выдал правды. Тогда наша "классная", пригласив с собой нескольких учеников, отправилась к ней домой, чем и устыдила. Тем дело поправилось. Воспитывали в нас доброту, отзывчивость и коллективизм и организованные Антониной Андреевной посещения больных наших одноклассников. Маленькая женщина (роста Антонина Андреевна невысокого) сумела повести за собой к получившей травму накануне экзаменов Наде, живущей за много километров от города в деревне. Там мы все приняли урок сочувствия, разделения чужой боли, сопереживания, а Надежду утешили и успокоили, сообщив о том, что от экзаменов она освобождена.
    Тянулось сердце к любимой учительнице, светившей нам через уроки, интересные и понятные. Не отказывала Антонина Андреевна в помощи при подготовке к поступлению в учебные заведения и бывшим своим ученикам, причём делала это безкорыстно. Когда сдавали на "отлично" и поступали,радовалась,что дорога открывалась тем, которые трудились в поте лица. В недавней беседе-воспоминании Антонина Андреевна с простотой, без какой-либо гордости, подтвердила, что во всю свою учительскую практику считала долгом идти домой или в больницу к заболевшим надолго ученикам, чтобы заниматься. Одна из таких учениц, Ольга Чепрасова (ныне Спивакова), встретившись, благодарила, вспоминая неожиданный визит новой незнакомой учительницы к ней, много дней пропустившей школу и забытой всеми. Эти занятия и забота не только помогли не отстать в учёбе, но подбодрили, воодушевили в трудный период. Объясняет Антонина Андреевна всё просто:  "Клавдия Максимовна (директор школы – Е.К. ) учила не упускать отсутствовавших по болезни, помогать, я так и делала". Не удивительно ли это? Другие никто не делал, а она делала, при том обстоятельстве, что у неё своих трое детей.
    Рассматриваем фотографии. На одной из них годовалая малышка, на обороте подпись: "На добрую память бабушке Тоне от почти родной внучки Аннушки". Оказывается, это дочь бывшей ученицы, воспитанницы детского дома, Ирины Поповой. Всплывает воспоминание об этой категории учеников: "Жалко их всегда было, разрушенные судьбы, у каждого есть родители, которые их бросили. Многие учителя отказывались от классов, где были дети из детского дома, они слабее. Коллега не хочет брать, назначенный ей "Б" класс из параллели, я предлагаю обмен. Трудно было. Ставила тройку там, где положено было ставить единицу; и сейчас перед глазами радостная улыбка того ученика. Все каникулы каждый день ходила в детский дом, там всегда был подготовлен класс, дети шли заниматься с желанием. Хотелось выровнять с домашними, но и получилось. Директор Е.Д.Данилова как председатель экзаменационной комиссии, сравнивая ответы двух параллельных классов, удивляясь, говорит: "Разве это детдомовские? Там детдомовские." Но и благодарными были дети-сироты: весна, прихожу с огорода – цветы на крыльце лежат. А если застанут, приглашу в дом, угощу. Снедь нехитрая, а они хвалят: вкусно. Потом, разъехавшись, много открыток присылали из разных концов."   
    Когда ваша покорная слуга поделилась мыслью написать о любимой учительнице с её дочерью Евгенией Алексеевной, то та добавила, что мать её не только учитель от Бога, но и человек замечательный. Недаром она в семье уживалась и со свекровью, и с невесткой, для этого тоже дар нужен. В продолжение темы о семье можно сказать, что Антонина Андреевна воспитала прекрасных детей, рано осталась вдовой, но личную свою жизнь не стала устраивать, боясь оказаться меж двух огней, чтоб не могло случиться обиды детям от отчима и новому мужу через её детей. Времена были трудные, перестроечные, материальное положение бедственное, горе непоправимое. Помогали люди, утешали, давали советы, сочувствовали, поддерживали.
    На вопрос о том, каким был путь к вере, в Церковь, Антонина Андреевна ответила, что вера была с детства. Семья религиозная, в церковь ходила с мамой Наталией Ивановной Сергиенко. В вере укрепил случай: когда у мамы в горле застрял кусок сахара, она взмолилась: "Господи! Помилуй, спаси – четверо детей",-беда миновала.
    Потом начались гонения, церковь была закрыта. И стало, как предсказывала блаженная Матрона Московская: "Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придёт время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут – выбирайте! Если народ не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существует! Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!" Многие за веру отдали жизнь. Антонина Андреевна принесла Господу своё покаяние.
    Муж занимал руководящую должность, был коммунистом, неверующим, да и ей, учительнице (она дорожила работой), в храм дорога была закрыта. Куличи просила понести освятить куму. О крещении старшей дочери позаботилась мать, бабушка девочки, а двоих младших детей водили в Тростянец их крёстные родители, восприемники. Такое коснулось почти каждой семьи.
   Вот повествование Антонины Андреевны о возвращении в лоно Церкви: "Когда уже вышла на пенсию, шла оплатить счета, встретилась знакомая, она позвала в церковь (был праздник Весеннего Николы). Поставила водичку на молебен с мыслью: как же найду потом свою банку? Началось богослужение – мурашки, нагнулась, плачу. Почему? Не знаю. В другой раз, кума позвала причаститься. Во время исповеди каюсь во грехе богоотступничества и неверности: "Церковь не посещала, детей в вере не воспитывала". Отец Николай (протоиерей Николай Герасимчук – Е.К.) окрылил, сказав, что не вина - беда общая. Стала читать церковную литературу, строго по уставу поститься. Многое было непонятно, всегда обращалась к отцу-настоятелю, чтобы разрешить возникавшие вопросы. Потом он уже сам спрашивал: "Вопросы есть ко мне?" Очень ему благодарна: воодушевил, настроил на духовную жизнь. С девяностых годов вновь в Церкви. Огорчает то, что теперь приходится просить послабление в посте – дважды теряла сознание во время богослужения в храме.
    Вера велика, всегда обращалась ко Господу. Дети учились, столько накопится – попрошу – всё ладится. Благодарна всем угодникам Божиим".
     Во время продолжительной беседы, да и прежде, никогда Антонина Андреевна не сказала слова худого ни об одном человеке. Поистине применимы к ней слова Апостола Павла: "Для чистых всё чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого" (Титу 1:15). Сама Антонина Андреевна объясняет, что закладывался фундамент её жизнепонимания и жизнеустроения добрыми людьми. Из детских лет (родилась она в 1931 году в Великомихайловке, Белгородской области) памятны ей трудные годы войны. Отец, Андрей Владимирович, погиб в 1943 году, поэтому тёплую одежду на четверых матери трудно было справить. Видя, что мёрзнут, преподаватель военной подготовки велел выйти из строя и скомандовал: "Шагом марш домой",- пожалел. Мельник был добрый. На водяную мельницу (там и крупы рушили, и масло сбивали) мама посылала зерно смолоть. Так добрый дед поможет снять с плеч мешок, сам готовую муку отодвинет да и пошутит, помажет лицо мукой, согрев вниманием и доброжелательностью.
    Зимы суровые, снежные. По расчищенной дороге едет грузовой автомобиль, а вокруг сугробы выше кузова. Школу топили соломой да подсолнечником, который ученики резали в поле. Был кто-то заботливый в правлении, велел привозить им хотя бы горячей воды попить, чтобы согрелись. Иногда колхоз выделял машину, ездили за торфом. Ходили всей школой в Васильдол за хворостом. Старшие резали, потом все тянули по охапке километров пять. Всё делали с охотой.  В школе подкармливали, выдавали по сто граммов безплатного хлеба, спокойно каждый сидел и ждал, не сбивали друг друга (не то, что нынешние страсти – Е.К.). "Были добрые люди, заботливые, я это видела, потом так же поступала",- подводит итог моя добрая учительница. Так то так, да не все замечали доброту, не все ценили всякую малость, немногие подражали только доброму примеру, ибо, как сказано в Святом Писании: "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое" (Луки 6:45).
    После окончания Старооскольского Учительского института Антонина Андреевна стала преподавать в Тростянецкой школе. Первый год плакала: " Не моя профессия". Пошла на уроки к коллегам, в том числе и в начальную школу, научилась, как разговаривать с учениками, поняла, что "сели на голову" из-за излишней мягкости и приветливости к ним.
   Замуж вышла. Свекровь, Софья Александровна, пела в церковном хоре, читала по усопшим, приобщала к вере. Она говаривала о невестке: "Это чужое дитё, а то свой. Чужое – лучше своего". Так дружно прожили вместе девятнадцать лет.
    Председатель местного колхоза Василий Агеев добился, чтоб в помещении храма была кладовая зерна – тем и сохранил церковь, которая стоит по сей день. Выстояла Русь, вынесли люди лихолетья: дружили, помогали в беде, а немца стали гнать, женщины в праздник пойдут в садок (мужья на войне), каши наварят, песни поют. (О значении возрождения песенной народной культуры как средства целения души человеческой должен быть отдельный разговор. – Е.К.) "Материально тяжёлой была жизнь, зато ценили всё",- подытоживает собеседница.
    Думается нам, что источник силы скрыт был в вере и надежде, которые сохранились в народе. Антонина Андреевна свидетельствует, что многие из её учеников знали Бога. Однажды при проверке дневников у одной девочки между страниц обнаружила она листок со словами девяностого псалма, спрятала найденное под обложку. Потом наедине сказала ученице о своей находке, та смутилась, но Антонина Андреевна обняла её и успокоила: "Я положила это под обложку дневника".
    Нынешнее время – время духовной радости и ликования для верующих. С глубоким чувством рассказывает Антонина Андреевна о своих духовных переживаниях за Литургическим  богослужением в Церкви, где её можно увидеть во все праздничные и воскресные дни. Если же нет, значит занемогла. В храме сводит Господь и с бывшими соучениками, которые тоже помнят и любят нашу дорогую Антонину Андреевну. К словам благодарности Учителю хочется прибавить моление к Богу о здравии её и многих других, не названных здесь.

    21 августа 2009 года.
PS
17 ноября 2014 года после продолжительной болезни  Антонина Андреевна отошла ко Господу. Помяни, Господи, в надежде воскресения и жизни вечныя усопшую рабу Божию Антонину.


Рецензии
Елена!
Хорошие учителя остаются в памяти навсегда. Были и у меня такие. Особенно учительница в начальной школе. Как же мы все её любили! Давно её нет на этом свете, но помню даже какую одежду она носила и какую причёску делала, и портфель её в памяти сохранился.
Спасибо Вам! Прочитала о вашей учительнице, вспомнила о своей.

С уважением,



Алевтина Крепинская   30.04.2015 16:15     Заявить о нарушении