Учительница из блокадного Ленинграда

 На третьем году войны я пошёл в первый
класс. Было это под Омском в селе Черё-
мушки. Там в то время находились колхоз,
воинская часть и госпиталь. Запомнился
мне  этот год  моей первой учительницей
Людмилой Ивановной Перминовой. Приехала
она к нам из блокадного Ленинграда с сы-
нишкой, которого мы всем классом тайком
от его мамы подкармливали шанежками, пи-
рожками. Любую найденную на пыльной доро-
ге морковку после колхозного обоза он тот-
час прятал за пазуху. Так наголодался.

 Через некоторое время все ребятишки наше-
го класса ходили   за  своей учительницей,
как утята за уткой. Помимо интересных уро-
ков, внимательного доброго отношения к нам
она каждому из нас давала "боевые поручения.
Девчонки становились санитарками, ходили с
сумками с красным крестом и смазывали нам
каждую царапину йодом. Мальчишки изучали по
развешенным в школе плакатам гранаты, вин-
товки, танки, боевые самолёты, корабли и
выбирали себе род войск. Однако и несколько
санитарок подошли к Людмиле Ивановне с на-
супленными лицами и заявили, что они хотят
быть лётчицами, как Гризадубова.

 Чтобы приблизиться  к "боевой обстановке",
группа  наиболее  отчаянных "бойцов", в том
числе и я, тайком пробрались в окопы учебно-
го полигона, дождались начала стрельб  и око-
ло часа просидели под свистящими пулями, пока
нас не заметили с командного пункта. В общем,
примерно через три месяца мы были готовы всем
классом идти воевать с фашистами.

 Однако нам хватило ратных дел и в тылу. В кол-
хозе началась уборка урожая. Наш  первый класс
вместе с Людмилой  Ивановной был направлен  на
повторную уборку картошки. Учительница вручила
нам старые помятые вёдра и торжественно объяви-
ла, что каждое полное ведро - это снаряд по вра-
гу. Мы тогда очень переживали, что насобирали
картошки всего на несколько снарядов. А ведь мно-
гих из нас из-за этих огромных вёдер и видно не
было.

 Потом кто-то из руководителей школы решил отпра-
вить нас в поле на отлов сусликов. Из их шкурок,
объясняли нам, будут шиться мягкие удобные для
фронтовых снайперов перчатки. Мы должны были за-
ливать норки зверьков водой, предварительно зак-
рыв их сеткой, а затем выскочивших и запутавшихся
добивать колотушками. Людмила Ивановна сразу вос-
противилась этому заданию:"Не позволю калечить ду-
ши малышей, делать из них живодёров!"

 Вскоре мы получили новый приказ Людмилы Ивановны:
"Те, кто научатся хорошо читать, будут направлены
командиром части в госпиталь для чтения раненным
журналов и книжек". Успеваемость по изучению буква-
ря, а затем и русского языка резко пошла вверх.

 В первую пятёрку чтецов попал и я. Мне досталась
брошюра из популярной тогда библиотечки "Огонька"
с военными рассказами Леонида Соболева. Назывался
сборник "Морская душа". Раненные были в бинтах, не-
которые не вставали. Помню, они попросили ещё раз
прочитать последние радиограммы зенитчиков из расс-
каза о Воробьёвской батарее. И когда я читал:"Бить-
ся некем и нечем, открывайте огонь по командному
пункту, тут много немцев", многие раненные тяжело
вздыхали. Вероятно, у каждого были подобные моменты.


 Когда мы уходили, нам силком совали бесценные тогда
кусочки сахара и просили придти ещё..

 У меня до сих пор хранится моя первая боевая награда-
Похвальная грамота за первый класс, подписанная учи-
тельницей из блокадного Ленинграда.
                *************************


Рецензии
Трогательно и правдиво рассказали о военном детстве и прекрасной первой учительнице.

Здоровья Вам и успехов в творчестве.
С уважением,
Татьяна.

Татьяна Шмидт   10.08.2015 19:19     Заявить о нарушении