Учимся ездить на велосипеде
Уже отыграли в лапту на выгоне, отштурмовали деревянными шпагами взятия обрыва.
Позабросили луки и стрелы, изготовленные своими руками.
Высохла окончательно грязь.
Дороги привели в порядок и укатали до приличного состояния.
Материальное положение хуторян росло и улучшалось с каждым днём.
Практически в каждом дворе имелся велосипед и возможно не один.
И вот пошла волна освоения и катания по хутору на велосипедах.
Днём, а ещё больше к вечеру наша улица заполнялась велосипедистами- любителями.
Мы начинающие в этом непростом деле ребята, учились просто водить и управлять велосипедом.
Более продвинутые и сообразительные ученики, уже скакали поставив правую ногу на педаль, а левой отталкивались от дороги.
Держать равновесие и рулить в нужном направлении дело не простое, требует сноровки.
Я частенько отталкивался левой ногой, ещё не получалось держать равновесие, чтобы проехать несколько метров вперёд наподобие езды на самокате.
Пробовал менять ноги по совету старших товарищей, которые давно освоили езду на велосипеде.
Не очень это получалось у меня.
Шли дни, практика катания давала свои результаты, кто- то делал просто невероятные способности.
Но кто посчитает, то количество раз, когда падал велосипед на дорогу, сколько шишек и царапин оставалось после падения, никто не считал, да и внимания на это не обращали.
Потёрь - почесал ушибленное место и снова вперёд.
Днём, в одну из суббот вышел я на улицу, и вот тебе на, что я вижу, едет на велосипеде мой сосед Колька.
Но едет стоя на педалях, ему отец наш местный кузнец, отпили верхнюю трубу рамы, согнул вниз и приварил параллельно нижней трубе.
Получился дамский вариант велосипеда.
Такое катание заключалось в следующем, отец Кольку ставил на педали и сильно с разгону толкал, катился Колька по инерции, педали не крутил и когда велосипед останавливался, с грохотом падал вместе с ним, если не успевал спрыгнуть и отскочить в сторону.
А вечером когда смеркалось на улице, меня позвал с улицы мой друг Колька.
Я вышел из своего двора, и он сразил меня тем, что сказал:
« Посмотри, как я научился ездить!»
Мне как то не верилось, что он сейчас вот возьмёт и поедет.
На нашей дороге, это по нашей стороне от бульвара лежал в кювете его велосипед.
Колька поднял велосипед, выкатил на середину дороги, рукой прокрутил правую педаль вверх и слегка вперёд, поставил правую ногу на педаль, левой оттолкнулся и к моему изумлению поехал.
Это надо было видеть, что- то из циркового номера не меньше.
Катил велосипед по дороге под сорок пять градусов на правую сторону, правой рукой и подмышкой Колька держался за раму, а левой рулил.
Движения его тела, похоже было на поплавок при клёве, оно то поднималось то опускалось в раму.
Колька ехал, а я бежал рядом и не верил своим глазам, моей зависти не было предела.
Остановились у колодца, я решил не тратить время зря, а побежать домой взять велосипед и также как Колька прокатиться на велосипеде, если Колька поехал, то и я должен такое повторить.
Но дома увидели, что я собираюсь взять велосипед, а сумерки незаметно перешли в ночь, а улицы в те времена не освещались, то меня завернули обратно, какое может быть катание по ночам.
Я стал взахлёб и с азартом рассказывать, что пацаны умеют сами кататься и отставать от них мне не хотелось, вот и Колька сегодня научился ездить в раму, и я также хочу научиться.
Отец внёс мудрое предложение:
- Завтра с утра возьмём на время у матушки её дамский велосипед, выйдем на зады огородов, и там будем тренироваться.
Я не мог дождаться утра, мне не терпелось быстрее поехать самому и похвастаться потом перед Колькой, что я тоже умею кататься.
Время тянулось невыносимо долго, наступило долгожданное утро, и вот отец даёт распоряжение, брат на велосипеде едет вокруг хутора, а я с ним выходим на зады через огород.
За огородами проходила дорога вдоль горы, где - то у самого края горы, а в других местах далеко.
Вот за нашим огородом до горы было далеко и только метров двести пятьдесят на запад, дорога тянулась у самого края.
Начали тренировку с того, что отец держал велосипед за багажник, я встал на педали.
Отец дал команду крутить педали и пробовать рулить мне самостоятельно.
Уверенно держать равновесие мне придавали мысли, что меня поддерживает сзади отец.
Отец подбадривал:
«Давай, давай и смотри на дорогу!».
И я крутил педали, велосипед весело катил на запад, и когда к краю горы оставалось метров пятьдесят, далеко сзади услышал голос отца:
«Сашок! Поворачивай!».
От такой неожиданности, а я был уверен, что отец рядом со мной придерживает велосипед за багажник, запаниковал.
Руль перестал меня слушаться, велосипед мелко завилял по дороге и почему то стал сворачивать влево, ближе к горе. Сзади не на шутку испугались, что я свалюсь под гору, стали кричать:
« Падай на бок!!».
А мне что- то не падалось и я катил по целине к краю горы.
В те времена по горе рос дикий хрен и спасибо тебе любитель острого, что выкопал именно в этом месте корень хрена и забыл засыпать ямку.
Переднее колесо провалилось в ямку, и я рухнул в прошлогоднюю торчащую полынь вместе с велосипедом, и тем самым от падения на землю снялось у меня нервное напряжение.
Я весёлый и радостный поднялся во весь рост, полный восторга, что проехал такое расстояние, оказывается сам.
Повернулся я в ту сторону, откуда приехал, увидел отца стоящего на перекрёстке дорог.
Одна дорога, по которой ходили купаться на Куру, а по другой ездили вдоль огородов.
Брат побежал вслед за мной в тот момент, когда я свернул с дороги на целину в сторону горы, но увидел, что всё обошлось без травм, остановился на половине пути.
Я весь светился от счастья, поднял велосипед и выкатил его на дорогу.
Почти бегом покатил велосипед назад, но отец крикнул, чтобы я самостоятельно сел и поехал.
Выставил педаль в нужное положение, оттолкнулся и поехал сам, вот оно счастье и радость победы.
Теперь я боле уверенно крутил педали и сам не верил своему счастью, что могу самостоятельно кататься на велосипеде.
Подъезжая к стоящему отцу на перекрёстке дорог, решил остановиться, но отец подсказал мне, что я должен ещё проехать вперёд и развернуться в том месте, где в сторону к горе виднелась старая дорога, идущая наискось по полю, в метрах тридцати пересекала дорогу, по которой ходили и ездили на Куру.
Продолжалась она до давно позабытого извоза.
С большим трудом мне удалось развернуться всё время поворачивать вправо и снова выкатиться на дорогу.
На этом в этот день решили закончить обучение катания на велосипеде.
А в следующий раз решили тренироваться, катаясь по треугольнику дорог, с начала в одном направлении несколько кругов, потом в обратном.
У нас дома имелись у каждого свой персональный велосипед кроме меня.
И поэтому стали из старых запчастей собирать мой личный велосипед.
Имелась рама и довольно прочного качества с рулём и вилкой.
Нужно отдать должное отцу в хозяйском отношении к технике.
Каретка и рулевая колонка были разобраны, подшипники промыты в керосине, смазаны и вставлены обратно.
Положение с колёсами, оказались задачей по сложней, было найдено два и оба задних колеса.
И здесь вышли из ситуации, промыв, смазав и вставив внутренности, колёса поставили на велосипед.
Что представлял собой мой велосипед, рама с рулём, седло и два колеса.
И вот я стал осваивать и обкатывать велосипед, ездил ещё в раму, постоянно измазывая правую ногу от щиколотки до колена, об цепь и пытался научиться перебрасывать ногу через верхнюю трубу рамы.
Было два способа перебрасывании ноги, по бабски это спереди у руля и по мужски сзади через седло.
Спереди было проще перекинуть ногу через раму, и первое время я так и поступал.
Перекинуть ногу сзади мешало седло и ещё малый рост, поэтому приходилось ногу ставить не на педаль, а на каретку.
И вот когда это удавалось и до педалей обе ноги сразу не доставали, приходилось переваливаться с одной стороны рамы на другую.
В один из дней, когда хотелось по быстрей прокатиться на велосипеде, а навыки езды были ещё слабы, к тому же забыв подвернуть штанину, покатил я в сторону клуба.
Велосипед весело катился по дороге и не доезжая колодца, цепь прихватила штанину, по инерции я проехал за колодец выехал на бульвар, всё это время пытался высвободить штанину, рухнул за колодцем на правый бок.
Велосипедом был прижат к земле.
Чтобы подняться, нужно высвободить штанину, попавшую на шестерню.
Самое простое решение прокрутить шестерню при помощи педали обратно, но сработал тормоз и заблокировал обратный ход.
Тогда пришла идея, левую ногу просунуть под велосипед и подняться вместе с велосипедом, а потом прокрутить педали по ходу и высвободить штанину.
Идея прекрасная, долго возился, но встать не смог.
Я запаниковал и единственное что оставалось, снять штаны, вылезти из под велосипеда, другого выхода не было.
На моё счастье шёл домой из гостей Вовка Семёнов, старше меня лет на пять, когда увидел меня в таком несчастном положении, помог высвободить штанину, поднять велосипед и дать совет:
« Если не хочется закатывать штанину, возьми дома бельевую прищепку и прищепи штанину, дело на одну секунду. Тогда не будешь попадать в такое удобное положение».
Вовка подождал, я подвернул штанину, потом придержал велосипед, когда я поудобнее уселся, он меня слегка подтолкнул сзади и я покатил дальше.
Ещё произошёл один интересный случай.
К этому времени я уже основательно освоил велосипед и легко мог перебрасывать ногу через раму.
Ближе к вечеру выкатил велосипед на свой грейдер, оттолкнулся и поехал по дороге.
У своего двора, Гриня и ещё несколько пацанов возились с велосипедом.
Я подкатил к ним поинтересоваться, чем они так увлечённо возятся с велосипедом.
А устанавливали они фару с динамкой.
Купили или выменяли динамку с фарой, для меня осталось тайной.
С фарой проблемы не было установили на руль, а вот с динамкой произошёл спор.
Одни считали, что динамку нужно ставить на переднее колесо, это удобно и всегда под присмотром, всегда видно крутиться или нет.
Другие советовали ставить на заднее колесо, так проще проверить работоспособность динамки, приподнял заднее колесо, прокрутил педали и сразу видно светит ли фара.
Разрешить спор решили простым способом, методом проб, сначала поставить на одно колесо, потом на другое и затем сравнить результат.
И снова возник вопрос, с какой стороны колеса крепить на вилку динамку.
Наконец динамка установлена и вот первая проверка работы динамки.
Гриня сел на велосипед и понёсся в сторону магазина по нашему порядку улицы, минуты через три вернулся обратно.
Динамку стали переставлять на заднее колесо, а я сел на свой велосипед и поехал в сторону клуба.
Зная наверняка, что Гриня скоро будет мчаться вслед за мной, я переехал через бульвар на другой грейдер, так будет спокойнее, решил я.
Не доезжая колодезя, Григорий обогнал меня по нашему грейдеру, параллельно моему движению.
Я катил по правой стороне дороги, соблюдая правила движения.
Уже практически проехал двор Ещенко, неожиданно для себя увидел светящую фару по моей стороне дроги.
Со стороны клуба увидел несущего по дороге на меня Гриню.
Я оторопел, расстояние стремительно сокращалось, и я решил свернуть налево на другую сторону дороги. Гриня одновременно со мной свернул вправо, тогда я вернулся на свою сторону, Григорий совершает такой же манёвр.
Оставалось несколько метров, и я сворачиваю снова влево, Гриня сворачивает и резко тормозит, но скорость не успевает погасить и врезается в меня, я падаю с велосипеда.
Это случилось уже напротив двора Золко.
Я подымаюсь, поднимаю велосипед, Григорий убедился, что со мной и велосипедом всё в порядке укоризненно говорит:
« Шурик! Не можешь ездить, сиди дома!».
Уселся на велосипед и помчался дальше на нашу краину.
Я стоял и думал про себя, как это я ездить не умею, умею и ещё как, пусть переваливаюсь из стороны в сторону через раму, но катаюсь хорошо, только вот опыта мало.
Мне бы сразу принять правильное решение, не сворачивать со своей дороги, но когда на тебя мчится другой велосипедист, да ещё светит фарой, нервы выдержат не у каждого, сверни я в кювет и столкновения не произошло бы.
Но опыт приходит с практикой.
Развернул я велосипед в сторону своего дома, оттолкнулся и поехал, стуча левой педалью об раму.
Свидетельство о публикации №214120502141