Сказ о тройке. Глава 4
Едут, едут – скоро доедут.
Если по дороге им чем-нибудь не заедут.
Ночь пролетела незаметно и, наконец, повстречалась с долгожданной зарей. Постепенно светлело и рассветало. Звезды на глазах угасали. Заря вспыхнула алым пламенем, полюбовалась собою и устранилась. Вот и желтенький ободок светила показался из-за края земли, спихнув разошедшуюся зарю в небытие. Встающее Солнце, покинув свой заморский ночлег, блестяще хлынуло из-за пашки - на поля, на моря, на макушки рахитных. Причем золотыми потоками хлынуло.
Чуть край земли опустился относительно выглянувшего погреться от земли солнышка, Икита протрубила подъем.
- Ночь прошла, ночь прошла… Снова хмура-а-я утром, - пропела Лейся и однозначно посмотрела на Илию.
Илия выглядела хмуро, неприветливо и безответственно.
- Куда нам теперь ехать? - вымолвила, протирая кулачками сонные глазки, естественный вопрос Допрынчич. - Куда бедным податься?
Вопрос, конечно, актуальный! Задаться им следовало. Сначала задаться, а потом и податься. Сбор войска, к месту которого направлялось боевое отделение, был назначен у какого-то Бестолкового поля. На эту полянку через ряд веков весьма с толком выйдут Куликовские полки на битву с чьей-то Мамой. Орда Мамаина данную бестолковщину одолеть не сможет и убежит в неизвестном направлении. Вот и ищи теперь эту неизвестность, в будущем произошедшую. Правда, сведения об ориентирах местности большого войскового сбора поленицы случайно узнали. Болото у того поля должно было быть под боком, топь Ивано Сусано называлось. Князь всегда для развития смекалки подручных воев назначал сбор в непростом, малоизвестном ему месте. «спротивное ориентирование» - брезгливо говорили дружинники о подобных невменяемых затеях Светлейшего.
- Дурные ноги, - сказала Икита, намекая конечно на княжеские нижние конечности, - нашим головам покоя не дают. Думай теперь думу полевую.
- Спросим когда поедим и поедем, - добавила Илия. - Местность не безлюдная, укажет житель местный направление нам надобное.
Подруги стали собираться в путь. Сборы пришлось прервать, поскольку на ветку близрастущего дуба приветкилась полевка, полевая птица сойка-радиатор. Птица эта была особенной. Где то за горами, за морями, за не замученными нефтью и газом лесами обитало девять-третье царство. Это царство никто не видывал, но наслышаны о нем были многие. Вот как раз от сойки сведений всяких набрались. Летала ли сойка в это царство или нет - чернотой покрыто, но сведения, ей добытые, никого не оставляли равнодушными. Много чего рассказывала сойка о порядках, происходящих в дивной невиданной стране, пропойки с девятого на третье распевала, новости рассказывала с третьего на девятое.
Сойка прокашлялась и начала вещание звонким голоском.
Ноги в руки, плечи врозь,
Распрями больную кость
Быстро начинаем приседа-ни-я..
Ели хочешь со здоровой
Занимайся не утробой
Порешай домашние зада-ни-я.
Лейся очень любила слушать всякую всячину, приносимую на хвосте сойкой-радиатором, и подвинулась поближе к птичке, погрузив свое состояние в себя и в сойкину болтовню. Икита в такт издававшимся звукам решила немножко усовершенствовать свои боевые навыки и обычаи. Усовершенствование вылилось в размахивания мечом и щитом в разные стороны и направления.
Повествование, изрядно зарядившее настроение девиц, закончилась, но быстро сменилась новым, по заявкам каких-то радио-кушателей. Попойкой модернизированной всех сойка побаловала.
Светило устало,
И в ночь убежало.
Гореть вполнакала.
Эх, сил уже нет.
Вино для бокала
Налью в Дубоссарах.
На вкус и на запах
Прекрасный букет.
С таким же бокалом
Испанцы - корсары
Втыкали в индейцев
Свой острый стилет.
Ох, блекло и тускло
Сверкает калина.
Ее ужасает
Большая война.
Не падайте духом
Подружка Галина.
Корнет Оба-Ленски.
То ваша вина.
Не пачкайтесь тухлым
Подружка Галина.
Корнет Оба-Ленски
Ответишь сполна.
Уж дело к закату.
Спалим эту хату.
Прорвемся к притону
И выпьем вина.
Подружка Галина,
Раздайте патроны.
Корнет Оба-Ленски
Пошлите их на ..
Подружка Галина,
Снимите заслоны.
Корнет Оба-Ленски
Идите вы на..
До боли, о в поле
Сражался за волю.
Кровавая битва.
Порвалась струна.
Подружка Галина.
А может, сорвемся?
Зачем нам подружка
Такая война.
Подружка Галина
А может, напьемся?
Зачем нам Галина
Не наша вина.
Душевная песня, - заметила Илия, - Про вину и про вино, и про Галину. А что за патроны она какие-то раздает всем? Что такое патрон, я раньше о нем не слыхала?
Патрон, в переводе с импортного, - ответила Икита, - это покровитель, то есть благодетель, почти спонсор. Для нас патрон – князь наш родный.
Она что, князей раздает? – удивилась Илия, - Откуда у простой подруги Галины столько князей?
Откуда, откуда? Не знаю, кто нам князя раздал, сам князь об этом не рассказывал. Может у него приключения с Галиной были, романтические. Галина его и раздала потом, - раздраженно огрызнулась Икита, - Отстань Иля, летописи почитай, сказания. После нас неразумных просветишь.
Между тем Сойка мужским голосом перешла к изложению каких-то не очень понятных событий из заедин-третьего государства:
«Вчера к исходу ночи передовые ..х-х-х.. заторы выдали .... на горох три тонны сверхручного .. рожая.....
Доярки .. колхоза «Заперты от Ильича» ...весь день.... заливали молоком.... всю близлежащую округу...»
Осуществился плавный переход к захваливанию пищевых продуктов и несъедобных вещей:
«Пейте пиво пенное - будет рожа офигенная».
«Пейте пиво «Клинское» - жизнь не будет свинская».
«Пейте водочку «Кузмич». Вас не свалит паралич».
«Жрите кетчуп «Балтимор», покупайте «Беломор» - вам не страшен будет мор, не затронет вас запор».
«Встречайте тетю Аню, а с ней тушенку «Дядю Ваню». Отдраит Аня с «Дядей Ваней» обычным порошком невзрачну вашу баню, а заодно - подружку Маню».
И объявлениям:
«Куплю, продам и снова куплю все продажное».
«Вкладывайте деньги в наш банк «Буратино на поле чудесных дураков». Адвокат в банке вам поможет».
«Таинственная незнакомка познакомится со знакомым мужчиной, ходящим под знаком Желтого петуха, жующего в осеннее дождливое утро кислое просо с долголетним человеколюбием и мускулистой головой в самом центре созвездия Скорпиона....»
- Кита, а ты под каким знаком ходишь? - спросила Лейся.
- Как послежелудок знак подаст, так сразу и иду. - Сказала Икита, но осталась на месте, видимо знак с проявлением себя немного задержался.
Сойка пощебетала малость, потом пошли какие-то неполадки, кряхтения и шипения вместо связанного изложения событий.
- Эх, опять помехи, - огорчилась Лейся, глядя в след стыдливо полетевшей прочь вестницы, - Нагнитная буря, наверное, в атмосфере бушует.
Девицы привели себя в порядок, сполоснули личики, расчесали волосы.
Илия посмотрела на свой баул, достала остатки предыдущего ужина. Есть чего было, но очень быстро не осталось.
- Пора в путь, дорогие, - скорбно сказала Илия.
Лошади уже дожидались. Оседланные. Озбруенные. Взнузданные.
Дальнейшее путешествие протекало безмятежно, без бузы, без бунта. Около дороги простирались на многие конные переходы не совсем ухоженные поля. Народ потихоньку мелькал вдали, кто на пашке, кто на ограблении уже засунутых в землю будущих плодов, овощей и культур. Местность была несколько ровная, откровенно пересеченная. Местами ее как бы и не было вовсе, скрывалась за туманом и за запахом тайги.
Труженики трудились, не налагая на себя рук, налегая на мускулы спины, ног и все тех же рук. Круговая порука труду не поруха. Труд на Уси ценился, оценивался, имел цену. Много поговорок по этому поводу существовало и своевременно присутствовало.
«Терпенье и труд ноги не натрут»
«Не будет труда, останется рыбка без пруда»
«Работа не тетка - в лес не убежит. И не позовет»
«Теща не лошадь - работать заставит»
«Работа не теща, орать не будет, без звука прибьет»
«Если пахать не охота, найдется другая работа»
«Трудишься голиком - назовут трудоголиком»
Даже сочинялки на данную животрепещущую тему присутствовали:
Рыбка плавает по дну
В самоваре кипяток
Налейте рыбке хоть одну
За работу - все пяток.
Трудно, братцы, трудно.
Трудно под землей.
Вскроем пояс рудный.
Все пойдем в запой.
И какой же усский не любит неспешной езды. Спешить было не куда, любить - некого.
Может нам податься лесом
Все за тем же интересом
Повстречаться с кабаном
Если это все при нем.
Или тискнуть под навесом
Оголтелого балбеса.
Заглянуть потом в корчму
Коль не нравимся ему.
До ночи гулять, гулять
После в утку поблевать.
Лихо и громко пропела Лейся данное десятистишье. Подруги молчаливо не одобрили предложенное отклонение от заданного распорядка дня.
Много ладного и неладного на Уси, и латанного и перекроенного, но есть и достоинства о коих забывать не стоит. Достоинства полагается выпячивать, недостатки - скрывать, все остальное - покрывать тем, что выпячивается.
Одно из достопримечательностей Великой Уси: дураки на дорогах. Раньше, правда, стояли у развилочек дорог оры с палочками и без, в желтых рубашеночках, нехорошие такие. Заметят одинокого путника, неспешно поспешающего по своим делам на мирной кобылке, и в ор: «Ты почему правила нарушаешь? Что на палке-елке нарисовано? Зенки-то протри: рысь в красный кружок затолкана. Вот и ехай рысью, а не наметом, да еще с матом. В следующий раз так посмотрю, деньгой отдаришь - сплошное ора-зоренье будет».
Позже переименовали крикунов корыстолюбивых в дураков незлобливых, функции подорожным субъектам изменили. Главная задача теперь у новоиспеченных регулировщиков дорожных взаимоотношений - дорогу указывать, строго направлять заблудших и блудливых.
Вот и направилась троица к недалеко стоявшему дураку - выяснить дальнейший маршрут, да и отметиться тоже.
- Милый ты наш дурачок, - ласково обратилась к уважаемому Лейся, - Расскажи нам, милым не дурочкам, как добраться до Бестолкового поля, усыпанного белыми косточками неизвестным сеятелем?
Дурачок долго тянуть с ответом не стал:
- Шли бы вы... лесом.
Краткий язык на Уси был в почете. Лаконичное обращение приветствовалось и поощрялось - ни к чему язык длительно чесать, чресла утомлять.
Сказал кратко - во рту сладко. К примеру: «Пришил, увидел, пообедал». Это означает: сделал свою портняцкую работу, оценил качество и сел покушать в свое удовольствие.
Или: «Иду на! Выть!». Более длинная трактовка короткого изречения: «Иду! Пошли Вы на! Воевать ожесточенно буду. Можете уже начинать выть по покойникам, арендовав им предварительно место на погосте. Похоронные расходы за ваш счет».
Еще один нетривиальный, но избитый пример: «Перейдем. Руби коней!» Данное краткое выражение перекочевало на Усь из древнего Орима. А имеет оно следующий смысл, на первый взгляд слишком завуалированный, но не порочный: «Робяты! Я, Юлию Це-жарь, вам неукоснительно повелеваю. Преодолеть немедля речку по дну. И без понтов - понтонов то нет! Часть лошадей, самых хилых, надо порубить и пустить на корм. Не дойдут бедные, а нам поесть необходимо, что бы не всплыть при водянистом переходе по дну речки».
Или вот, вот или: «Зашитым, или на щите». Это совсем просто: «Домой без добычи не приходи. Или пусть зашьют тебя в саван после убиения. Или добро на щите принеси после убиения владельцев этого добра».
«Когда говорят узы, чушки молчат». Смысл простой: Если людишки из страны Оссии ведут со свиньюшками из того же места неспешный разговор, то этим свиньям лучше в него не встревать, помалкивать. А не то получат.
Вот и лес показался недалеко от дороги. Дороги к нему не было и не предвиделось. Лейся направила стопы своего коня к неопределенному скопищу деревьев прямо по пашне, устраивая потраву еще не взошедшей пшенице, гречке и просу. И кто ее об этом просил?
- Не виноватая я, он сам пошел, - Лейся свалила потравное действие и удар своим разгильдяйством по чужому бездорожью и побегам на коня.
- Да и отводную тропку могли бы проложить, - закончила сваливание вины с подруги на местных тружеников полей Икита.
Лес располагался рядом и близко. Илия запросто могла докинуть всю компанию прямо на опушку, кроме себя любимой, естественно. Такая перспектива ее не устраивала. Оставаться в одиночестве ей не хотелось, поэтому Мура не стала распространяться на счет своих метательных способностей.
Лесок стоял плотной, взъерошенной стеной. Пришлось девчатам потрудиться, прежде чем удалось отыскать еле заметное начало тропки, ведущей в непроходимые дебри и темные заросли.
- Звери, наверное, невиданные в избушках живут и жуют куриные ножки, - сказала Илия. - А нам даже погрызть нечего.
Забытые дела. Минувшие времена, преданные в старину довольно глубоко.
- И куда дорога выведет? - с сомнением оглядела тропку Лейся.
Лесные дорожки, вообще-то, никуда не выводили, свойство у них такое было особенное. Так и напутствовали люди решившего пошляться некоторое время в лесу: «Пойди туда не знаю куда. И ничего не вздумай там находить и нам приносить». Типичная непроходимость лесных дорог была узким недостатком широких, и не очень, транспортных путей сообщения все той же Уссии. Достоинством было то, что лесную дорогу самому можно привести к нужному месту, бросив на нее наговорной листочек.
В старопрежние времена наговоры, заговорки, отговорки, произносились словами, но иногда случались непоправимые накладки и прокладки. Чуть ошибешься - пиши пропало и пища пропала. Пойдет мужик с мальцом на рыбалку. Чтобы не сидеть весь день пень пнем на пне береговом скажет ловец заговорку: «Ловись рыбка - мала и велика». Глядь, к обеду ведерочко с уловом есть. Только иногда ошибочки выходили. От рассеянности и усталости произнесет рыбачек: «Лови рыбака и мала, и велика». В итоге ни мальца, ни старшого на горизонте берега через некоторый интервал времени не наблюдается. Пескари налетели и в речку утащили. Начальник ведь приказал.
Так, что наговорной листочек лучше. Напиши пером - не убьют топором.
Такие листочки-наговорки у Икиты Допрынчич и были в блокнотике, который располагалась в кармашке под нижним бельем, месте надежном (кто его тронет без разрешения владелицы?) Листочками наговорными обладали не все кому попало. Просто батюшка Икиты, Допрыня, имел связи среди чаровниц, посвящавших жизнь изготовлению всевозможных говорок и наговорок. Вот благодаря имевшим место случайным связям с чаровницами и насобирал Допрыня волшебных листочков, на радость обожаемому дитяти.
Бросила Икита подходящий наговорной листочек на дорожку (в листочке было написано - «Эх, дорога, грязь да туман. Ты меня не трогай – я поеду сам»). Дело поправилось. Дорожка от полученного на свою поверхность мусора не повела туда, куда надо, но уже не возражала, что ее саму проложат до нужного объекта.
Вести дорожку доверили Илии. Та справлялась со своим заданием умело. Сначала мысленно направила дорожку все прямо и прямо, затем отклонила чуть себе в бок, где вроде бы было посветлее. Лес был бесформенным, пышным, изобильным на зеленые тона различных оттенков с вкраплениями начинающей кое-где уже желтеть листвы. Деревья спокойно потягивали нужную им влагу из жирной земли, качали ветвями и шумели, словно переговариваясь о чем-то своем.
Прошлогодние листья продолжали превращаться в перегной. Недавно упавшие листочки спокойно готовились к предстоящему прению, прений по этому поводу не устраивали, смирясь со своей обогатительной для почвы участью. Вышли на полянку. Вот где раздолье для птичек. Одни сидят на деревьях в гнездах, несут яйца. Третьи порхают над полянкой. И те, и другие или весело, довольные жизнью, щебечут, радуя мир бесподобным исполнением своих песен, или тревожно перекликаются между собой, информируя сообщество о возникшей опасности. Колокольчики звенят, ромашки цветут, васильки веселятся, одуванчики за всех отдуваются. Пчелы исправно пополняют нектаром свои соты. Муравьи строго стерегут свои яйца. Где-то в кустиках сидят, поджав хвосты, зайчики, пережидая проезд незваных гостей. Ласточка летает над головами, предвещая не скорую весну. Насекомые спешат по своим делам. Ну и пусть спешат. Поленицам тоже спешить надобно.
На полянке долго не задержались. Илия ловко определила журчащий неподалеку ручеек. Попили холодной, но не студеной водички, переправились на другой бережок по стволу поваленного дерева. Обогнули небольшой косогор. Соляной ключ попался - фляжку малую соленой водичкой заполнили. При поглощении пресных яств водичка пригодится. К полудню лесок поредел, перешел в подлесок. Показалась опушка.
- Прощай дорожка, уноси скорее ножки, - сказала Икита.
Быстренько убирать с дорожки ноги своих коней пришлось, конечно, девицам, а не путевому объекту. И правильно сделали - если бы замешкались, то вместе с дорожкой откатились бы к началу пути.
Свидетельство о публикации №214120500361