Эссе. Моя система ценностей и система ценностей мо

Прежде, чем говорить о моей системы ценности, и системе ценностей моих родителей, хотелось бы разобраться, что же из себя представляет эта система? Система ценностей — понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе. Человек опирается на систему при сравнении и выборе решений.
Несмотря на согласие исследователей по вопросам определений, по поводу количества и набора ценностей в системах между психологами существуют глубокие расхождения, хотя некоторые и говорят об «универсальном» характере «базовых» ценностей.
Практический прорыв в изучении систем ценностей наступил, когда М. Рокич в своих работах 1968 и 1973 годов, используя ранее полученные результаты, разделил ценности на терминальные (также конечные, то есть убеждения в том, что достижение некоторых конкретных целей является смыслом человеческой жизни) и инструментальные (таланты, связанные с методами достижения целей). Например, по Рокичу любовь является конечной ценностью, а способность любить — инструментальной. Рокич постулировал, что внутри обоих поднаборов ценностей существует иерархия (ценности упорядочены), и, тем самым, система ценностей индивида представляет собой два упорядоченных списка. Рокич также провёл различие между ценностями и установками: ценность характеризует веру в общее понятие, которое может относится к нескольким конкретным объектам и ситуациям, в то время как установка — это набор верований, которые относятся к одному объекту или ситуации.
Что же касается моего мнения по этому поводу, то я считаю, что иерархия ценностей для каждого человека индивидуальна, и зависит от его воспитания и влияния со стороны общества. Для кого-то конечной целью является богатство, денежная достаточность, а для достижения своей цели, он будет считать скупость и неискренность нормальным поведением. Другие же главной целью ставят создание домашнего очага, счастливой семьи, воспитание здоровых умных детей. Для таких людей свойственна искренность, открытость, самоотдача. Так же, ценности имеют свойство меняться со временем, и то, что казалось нам правильным несколько лет назад, может со временем измениться и казаться неверным, ошибочным. Это происходит от изменения нашего характера, и опять из-за влияния различных людей и обществ.
Теперь о том, что касается лично меня и моих родителей. Начну с того, что мои родители получали совершенно разное воспитание, и системы ценностей у них очень отличаются. Мать воспитывалась в строгости. Ей с детства прививали уважение к старшим, правильные манеры, ответственность. С ранних лет для нее главной целью, а то бишь терминальной ценностью, было создание счастливой семьи, рождение и воспитание детей, забота о своем здоровье и здоровье своих близких. А инструментальными ценностями для нее являются честность, искренность, самоотдача, ответственность, сдержанность. Пожалуй, эти качества всегда сопровождать мою маму по жизни, и она очень ценит эти качества в других. Хочется сказать, что это самые главные ценности моей матери. Так же можно назвать и второстепенные ценности, которые тоже важны для нее, но с отсутствием которых она еще может мириться, в отличие от первых. Это такие ценности как уважение общества, веселье, интересная и активная жизнь, аккуратность. Я считаю, что воспитание и установки моей матери верны, и мне бы хотелось следовать им, но, как я уже высказала, ценности каждого индивидуальны, и мои ценности немного отличаются от ценностей моей мамы. Что касается отца, то могу сказать, что его ценности совершенно противоположны ценностям, которые я называла выше. Для него главными ценностями являются богатство, удовольствия, признание в обществе, лидерство. Для достижения же этих целей мой отец придерживается следующих качеств: лживость, неверность, тираничность, несдержанность. Не могу сказать, что такие ценности плохи, но, на мой взгляд, они не должны стоять на первом месте, тем более неверны такие способы и качества для достижения этих целей.
Что же касается меня, то, скорее всего я, как и многие дети, собирательный образ моих родителей, и мои ценности с ценностями родителей очень схожи. Для меня важнейшие ценности совпадают с ценностями матери, то есть для меня в первую очередь важно создание крепкой семьи, создание уютного домашнего очага, понимание и здоровье близких и родных. Так же для меня важны и отцовские ценности, это успех, признание в обществе, удовольствия, но для меня они являются второстепенными. Хочется сказать, что способы достижения моих второстепенных ценностей отличаются от отца. Для меня важно достижение этих целей не посредством обмана, принуждения, тиранства, а посредством труда, честности, искренности, понимания, уважения.
В заключение, хочется сказать, что я очень люблю и уважаю своих родителей, ценю их понимание жизни, их ценности, их качества. Но, как развивающаяся личность, я имею свои ценности и качества, которые на данный момент считаю правильными, в чем же опять хочется отдать должное родителям, за внушение этих ценностей и правил жизни. Возможно, в дальнейшем эти ценности и понимания будут изменяться, корректироваться, но это естественно для человека, живущего в современном обществе.


Рецензии