Французская литература

1.
Поэт Франсуа Вийон – желчный обличитель жизни.

Франсуа Вийон – плут, сутенёр, бродяга и гений, совершающий убийство.

2.
Королева Маргарита Наваррская пишет собственный «Декамерон» с названием «Дептамерон» - книгу новелл о любви плотской, развратной, кровосмесительной и лишь иногда целомудренной и красивой.

3.
Мишель Монтень – гуманист-скептик, сомневающийся оптимист: для него человек – «глупый гусёнок», который делается «храбрым от слабости».

4.
Поэт Жан Батист Марино: остряк, шутник, балагур отличается причудливой игрой образов.
 
5.
Рассказывая о похождениях молодого повесы, Шарль Сорель рисует образ симпатичного и по-своему талантливого пройдохи. Любопытно, что его роман выходит в свет за сто лет до рождения знаменитого авантюриста Джованни Казановы!

6.
В трагедиях Пьера Корнеля жестокий рок шпагой пронзает рыцарей чести и благородства.

7.
 Франсуа де Ларошфуко – «герцог парадокса».

Ларошфуко – гений парадоксальной мысли.

8.
Сирано де Бержерак обладает острым, изощрённым умом писателя-иллюзиониста.

Рассказывая о фантастической жизни на Луне, Серано де Бержерак изображает картину-утопию, преломлённую через призму самых разнообразных идей: физических, технических, биологических, социальных, философских, религиозных. При этом земную жизнь он переворачивает с ног на голову.

9.
Баснописец Жан Лафонтен мыслит диалектично: ставит рядом абсолютно несовместимых героев.

Баснописец Жан де Лафонтен – это драгоценный сплав нравственного Эзопа, фривольного Апулея и непристойного Боккаччо, т.е. носитель мудрого легкомыслия.

Жан де Лафонтен – весёлый мудрец или мудрый весельчак.
 
10.
Едкая сатира Мольера срывает покрова с мнимой благопристойности и фальшивой вежливости.

Мольер, как и всякий великий комедиограф, смеётся сквозь горькие слёзы.

Мольер в комедиях не смешон, а трагикомичен.

11.
Блез Паскаль проповедует философию середины, пригодную для повседневной жизни, однако он, как учёный и как религиозный мыслитель понимает, что кроме Земли существует ещё и бесконечная Вселенная.

12.
Шарль Перро завоёвывает всеобщую любовь красивыми сказками о принцах и принцессах.

13.
Писательница Мари Мадлен Лафайет считает, что добродетель женщины проявляется, прежде всего, в супружеской верности.

14.
Жан Расин – абсолютный монарх в театре, как Людовик XIV – в государстве. Герои его трагедий – не живые люди, а идеальные образы, несущие те или иные свойства.

15.
Писатель и моралист Жан де Лабрюйер – врачеватель нравов. Для этой цели он собирает 1120 образцов человеческих характеров, с которыми сверяет свои наблюдения.

В афоризмах Жана Лабрюйера жизнь – бесконечно разнообразна.

16.
Жан Мелье – воинственный материалист и атеист. Рядом с ним Вольтер кажется бледным критиком религии.

17.
Ален Рене Лесаж – предшественник обличительного реализма.

Ален Рене Лесаж – один из самых талантливых авторов бытового и сатирического романа.

18. Трудно отыскать во французской литературе столь живой, пластичный и ёмкий литературный язык, какой встречаем в мемуарах герцога Луи Сен-Симона! От этого писателя-аристократа тянутся нити к словесному роскошеству Марселя Пруста.

19.
Шарль Монтескьё – глашатай демократии и свободы.

Благодаря своему проницательному интеллекту Шарль Монтескьё предсказывает судьбы европейских народов.

20.
Вольтер – король философов и философ королей.

Бог для Вольтера – «архитектор вселенной». В этом высказывании больше риторики, чем смысла!

Вольтер – гений сарказма!

21.
Антуан Прево искушает читательниц темой страстной любви.

22.
«Только любовь является краеугольным камнем всей нашей жизни», - говорит одна из романтических героинь Жан-Жака Руссо.
 
23.
Уверяя, что нет верных женщин, Дени Дидро подвергает сомнению любовь! К лицу ли это просветителю и энциклопедисту?

24.
Моралист и писатель Люк де Клапье Вовенарг обладает почти Иисусовой ясностью и краткостью высказывания.

Вовенарг оттачивает афоризм, словно гусиное перо.

25.
Уже более двух столетий комедии Пьера Бомарше покоряют публику искромётным весельем, выдумкой и фантазией.

Характер Пьера Бомарше определяют три вещи: смех, интрига, золото.
 
Пьер Бомарше – счастливейший из драматургов. На сюжеты его комедий написаны оперные шедевры Паизиелло, Сальери, Моцарта, Россини. В этом отношении он сравним только с Шекспиром.

26.
Разврат отнимает у человека душу и превращает её в тень, о чём пишет Никола де ла Бретонн в романе «Совращённый поселянин».

27.
В сладострастных романах Маркиз де Сад показывает, что любое животное целомудреннее человека.

Подробно описывая оргии, Франсуа де Сад пытается убедить читателей, что физические и душевные муки после безумного сладострастия ужаснее геенны огненной.

28.
Писатель моралист Николя де Шамфор взирает на жизнь с горькой усмешкой.

29.
В романе «Опасные связи» Пьер Лакло говорит, что страсть – это не что иное, как любовь-ненависть. В порыве страсти происходит неотвратимое: любовь сгорает в огне ненависти.

30.
Вольнолюбивая Жермена де Сталь – амазонка в жизни и литературе.

Жермена де Сталь понимает, что трагическая любовь смертельна для глубоко чувствующей женщины.

31.
Ещё в начале XIX века либеральный писатель Бенжамен Констан высказывает мысль о едином европейском государстве, которая становится реальностью через 150 лет!

32.
В руках Франсуа Шатобриана – священный крест и вдохновенное перо!

Без любви к ближнему человек несётся мимо цели, о чём пишет в романах Шатобриан.
 
33.
Любовь в романах Стендаля трагична, ибо она, сметая общественные преграды, теряет точку опоры.
 
34.
Огюст Скриб – выдающийся оперный либреттист и талантливый писатель.
 
35.
На первый взгляд может показаться, что Александр Дюма легкомысленный писатель. В действительности же он исследует серьёзнейший вопрос жизни: совместимы ли понятия чести и достоинства человека с законами общества?

36.
Писатель-реалист Эжен Сю спускается в ад парижских трущоб, который ужаснее дантевского ада.

37.
Литература Проспера Мериме и Жорж Санд проникнута настроениями Руссо: оба писателя умиляются первозданной красотой природы и невинностью диких народов.

38.
Редко какая женщина бросает вызов судьбе, как, например, Сюзанна, героиня романа «Монахиня» Дени Дидро. Именно такой является знаменитая писательница Жорж Санд!

39.
Поэт-романтик Альфред де Мюссе движим высокими помыслами и низкими страстями.

Альфред де Мюссе – поэт разбитой любви, всепожирающей ревности и бурных страстей.
 
Альфред де Мюссе убедителен в описаниях беспутной любви.

У сладострастников одна участь – сифилис, о чём свидетельствует судьба поэта-романтика Альфреда де Мюссе.

40.
Имя Флобера красочной радугой сияет над французским буржуазным обществом.

41.
Стихи Шарля Бодлера отравлены желчью.

Красота в поэзии Шарля Бодлера подвержена тлену.

42.
Эмиль Золя – остросоциальный писатель с ярко выраженным живописным талантом.

Эмиль Золя – писатель-импрессионист в изображении красоты мира.

43.
Стефан Малларме – поэт фантастических грёз.

44.
Поль Верлен – поэт-сатурналист, хотя наделён тонкой художественной натурой.

Поль Верлен Бодлеровские «Цветы зла» ставит в хрустальную вазу лирики.

Поль Верлен и Артюр Рембо - поэты-геи, заглянувшие в бездну адских наслаждений.

45.
Анатоль Франс выбирается из смрадного подвала жизни, чтобы вдохнуть свежий воздух красоты.

46.
Мысль Ги де Мопассана, что человек это «вселенная во вселенной» близка христианской идее бессмертия души.

47.
Ромен Роллан – «могучая птица радости» в литературе.

48.
Андре Жид ловит жар-птицу гомосексуальной любви.

49.
Эдмон Ростан прославляет бержераковское благородство и преданность любви в кровавом XX столетии.

50.
Романы Марселя Пруста – это причудливо-радужные сны за пределами жизни.

51.
Писательский талант Анри Барбюса опалён пламенем войны.

52.
В литературных портретах Андре Моруа проявляет вежливое благоразумие, которое опирается на три принципа: точность, лаконичность, увлекательность.

Андре Моруа укрывается от жизненных бурь под крышей книжного гуманизма.

Андре Моруа – прекраснодушный писатель-гуманист.

Андре Моруа и Нина Берберова слагают гимны неукротимому творческому духу гениальных людей.

53.
Эстетствующему писателю и поэту Жану Кокто более дорог вдохновенный Орфей, чем Отец Небесный!
 
54.
В центре философии Антуана де Сент-Экзюпери стоит вселенский Человек.

55.
Жан Поль Сартр – парижский фланёр с пистолетом в кармане.

56.
Литературных героев Симоны де Бовуар окружает пустота и мрак. Любовь в такой ситуации оказывается бегством от жизни.

57.
Эжен Ионеско – драматург абсурда, обнажающий идиотизм жизни.

Ионеско перечёркивает жизнь крест-накрест линией абсурда и линией идиотизма.
 
Ионеско высмеивает респектабельный английский идиотизм.

58.
С философией абсурда долго не проживёшь. Именно это происходит с Альбером Камю! Он погибает в автокатастрофе в 46 лет.

59.
Какую мысль хочет выразить Франсуаза Саган в романе «Ангел-хранитель»? Она даёт понять, что мужчина-рыцарь будет оправдан любой женщиной, если он идёт даже на убийство, защищая её человеческое достоинство. Не такова ли заветная мечта каждой уважающей себя дамы?


Рецензии