Рекомендация библиотекаря. Гарри Бардин

Рекомендация библиотекаря:  Гарри.Бардин «И вот наступило потом».... — М.: Центр книги Рудомино, 2013. — 208 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-905626-97-5

Историческая справка

Гарри Бардин ( Барденштейн) родился в 1941 году в Оренбурге.
Закончил в Школу-студию им В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького, работал драматическим актером в театре им. Гоголя, снимался в кино. В 1974 г. написал совместно с В. Ливановым пьесу "Дон Жуан", и был приглашен Сергеем Образцовым в качестве режиссера-постановщика в Московский кукольный театр. В 1975г. Гарри Бардин начал работать режиссером-мультипликатором на киностудии "Союзмультфильм", где за 15 лет снял 15 фильмов, отмеченных многочисленными призами как на Родине, так и за рубежом. В его багаже четыре "Ники", "Золотая Пальмовая ветвь" Каннского фестиваля и масса других престижнейших призов, собранных его фильмами по всему миру. В 1999 Гарри Бардин был удостоен Государственной Премии РФ. Почти во всех своих фильмах Гарри Бардин является автором сценариев.

В 1991 году вместе со своей группой Гарри Бардин основал собственную студию "Стайер", в  которой работает и по сей день. За эти годы на студии было снято пять фильмов и все они отмечены многочисленными призами  Международных и Российских фестивалей. На студии снят полнометражный мультипликационный фильм "Гадкий утенок".

Имя Гарри Бардина услышала я давно. Оно связано с его первым фильмом, увиденной мною-«Адажио». Впечатление - гениальный художник, сумевший малыми средствами и яркими образами создать  шедевр. Немаловажно, что фильм  «АДАЖИО» сопровождается музыкой Альбинони. Протяжённость  фильма - несколько минут. Для фильма о непризнанном пророке,  понадобилась режиссёру бумага ( оригами), которая рвётся в клочья.

 «АДАЖИО»www.youtube.com/watch?v=gG-TL0S3sN8-   

В других его фильмах действуют самые неожиданные  предметы: спички, проволока, столовые приборы. В ходе подготовки к созданию фильма, режиссер находит нужный материал. Работая, эти вещи открывают целые миры, заставляют плакать, пугаться, сожалеть. Слова не звучат. Звучит  музыка.
Это фильм о нетерпимости!...К чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи..

И о том, как легко манипулировать людьми, когда они руководствуются только стереотипами своего мышления...


А вот фильм «Конфликт». Ссора происходит между спичками с головками разного цвета.
Ах, как близка эта тема нынешнему состоянию общества. «КОНФЛИКТ» Об этом фильме  режиссер рассказывает:

«Следующий фильм мне просто приснился. Я проснулся с ощущением большого подарка. Спички, не поделившие коробок. Одни с синими головками, другие — с зелеными. Ссора переросла в ядерную войну. И сгорели все. - Когда придумался "Конфликт", я понял, что в рисованной мультипликации его делать нельзя, надо только в объеме. Это должны быть настоящие спички, тогда будет сочувствие им - гнущимся, ломающимся, боящимся огня... Хотелось показать хрупкость человеческой жизни, ее сгораемость».

 Надо видеть это страшное зрелище - искорёженные труппы спичек, укладываются в коробку.
Это о нашем мире, это о нас с Вами. «КОНФЛИКТ»
www.youtube.com/watch?v=WDJcPq-aPJo


 Много лет назад я с удовольствием  смотрела разговорную программу Татьяны Толстой и Авдотьи  Смирновой «Школа злословия». Гостей программы выбирали сами ведущие. Целью  программы было создание психологического портрета, выявление скрытых черт характера, часто неизвестных самому герою. А герои - самые разные – люди из различных областей творчества,науки, шоу бизнеса. К сожалению, эта программа закрыта. Но мне удалось в ней увидеть несколько программ, в том числе встречу с Гарри  Бардиным. Искренне и открыто делится он с ведущими   своими проблемами. Среди его рассказов был рассказ о поисках   денег на будущий фильм. Одному из вероятных претендентов, развалившемуся в кресле с сигаретой во рту, с постоянно трезвонившим  телефоном, Бардин показывал свои фильмы. Просмотрев все фильмы, человек сказал, что денег он не даст. «Почему?» - спросил Бардин. « Я не хочу, чтоб такие фильмы смотрели мои дети, фильмы загружают голову, а они   должны нести радость и расслаблять людей».

 Однажды у режиссёра спросили, для кого он создаёт фильмы. Ответ был - для умных людей, независимо от возраста. Хочется, чтоб люди, считающие себя умными, посмотрели его фильмы.

В 2013 году вышла книга Г.Бардина «И вот наступило потом».... — М.: Центр книги Рудомино, 2013. — 208 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-905626-97-5.

 
Вот эту книгу я и хочу рекомендовать читателям. Книга написана простым, прозрачным языком. В   неё  вошли его воспоминания о детстве, родителях, друзьях и коллегах, работе, приметах времени  — обо  всем том, что оставило свой отпечаток в душе автора, обо всём, что  повлияло на творчество, характер, мировоззрение.


 «Книга  адресована рядовому зрителю, хотя автор никогда не любил понятие «простой советский человек». «Простых людей не бывает. Каждый проходит свой путь с его радостями, трагедиями, потерей близких. Я не собирался читать лекции по мультипликации, «И вот наступило потом…» — моя исповедь. Захотелось оглянуться и понять, как я дошел до такой жизни. Однажды я поймал себя на мысли, что отсчитываю жизнь не по годам, а по фильмам, каждый из которых — кирпичик биографии. И посмел подумать, что мои биографические зарисовки будут интересны еще кому-то, кроме меня».

О чем эта книга? О прошедших годах, о своём становлении.Учеба в средней школе и Школе-студии МХАТ, педагоги, служба в армии, актёрская и режиссёрская работа в театре, кино и на телевидении. В книге описаны попадание на киностудию «Союзмультфильм», непростые взаимоотношения с коллегами, недооценка сценариев и фильмов автора, преодоление цензурных и административных трудностей, создание студии «Стайер», история появления режиссёрских замыслов, многочисленные зарубежные поездки, участие в общественной деятельности, бытовые зарисовки советской, постсоветской и зарубежной жизни.


Отдельные главы и крупные фрагменты текста посвящены близким знакомым, друзьям и наставникам автора, а также тем деятелям искусства, с которыми ему довелось работать. В частности,З. Гердту,А.Джигарханяну П.Массальскому, Н.Ларину, С.Образцову,  В.Чистякову, В.Спивакову, М.Плисецкой и Р.Щедрину, Н.Петрову, Н.Жемчужному,  Л.Каневскому, Э.Рязанову, Ю.Белявскому, К.Райкину, Е.Гениевой, Тодаровскому П.,  В.Меньшову, Ю. Киму,  и другим. Из деятелей анимационного кино особое место в книге уделено И.Иванову-Вано и Ф.Хитруку. Рассказывает он и о ближайших друзьях, Это люди, которые составляют цвет нашей культуры. Можно гордиться такими знакомствами и дружбами.
Есть в книге такие интересные факты, о которых прежде я и догадаться не могла. Подробно рассказывает режиссер о фильме «Гадкий утёнок». Музыкальным исполнителем был оркестр Спивакова. Стихи писал Юлий Ким. А вот сам «Гадкий утёнок», чей образ навеян герою?  Михаила Барышникова.


Много интересного узнает читатель, прочитав эту книгу. Отрицательные эмоции и воспоминания автор  не воспроизводит, в силу своего характера. Даже и не вспоминает.
Книга хорошо иллюстрирована.

Другие сведения о режиссере:

В марте 2014 г. подписал письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза в поддержку Украины.

В сентябре 2014 г. подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины» .
Гарри Бардин: "Когда 80% народа поддерживает политику нашей власти, то я не понимаю, для кого я делаю мультфильмы"
 
 15 мая 2014 г., 

 
 
 
Всемирно известный российский мультипликатор Гарри Бардин на фоне последних событий, связанных в том числе с Украиной, "начинает терять ориентиры своего зрителя", для него неприемлема военная лексика власти, и он признает правоту Андрея Кончаловского, говорившего, что российскому народу с его рабской психологией свобода не нужна.

"Народ состоит ведь в том числе и из моих зрителей, и когда 80% из них поддерживают политику нашей власти, то я не понимаю, для кого я делаю мультфильмы. Мне казалось, что у меня много собеседников, но оказалось - мало. И с каждым днем их все меньше и меньше", - сказал Бардин в интервью "Новой газете".
Для режиссера неприемлема "военная лексика" власти, построенная на поиске врага: "Наши", "фронт", "молодая гвардия"... Ведь что такое для нас "Молодая гвардия"? Это борьба с оккупационным режимом. Что за оккупационный режим? Теперь мы знаем: это пятая колонна, национал-предатели. От этой пятой колонны, от национал-предателей - один шаг до врагов народа. Собственно, это то же самое. Сейчас 80% народа вместе с властью. Враг народа - это враг власти. Ну и как мне быть в этой ситуации? Мне быть пятым не привыкать: при советской власти был пятый пункт в паспорте, который для меня был довольно значимым, но я его пережил, а теперь я - пятая колонна".

Бардин говорит, что никогда у него не было желания уехать в другую страну, хотя ему это предлагал президент студии Walt Disney в 1992 году, у него нет страха, но он видит, что Россия возвращается "в то же болото, из которого, казалось бы, выбрались". Причина этого, по его мнению, в исторической ошибке: "Не заклеймили то, что должны были заклеймить, не отказались от черных страниц истории, за которые нам должно быть стыдно. И этот позор никого не жжет".
 
"Мы сейчас все это глотаем оттого, что не распрощались с прошлым умно и честно. Надо было, чтобы КГБ покаялся, а не выдвинул наверх своего гордого сына Путина. Как так: чтобы выходец из КГБ стал руководить страной, которая была смята тем же НКВД, пролившим море крови?! Он гордится этой историей, а я - нет. У нас разное детство, мы читали разные книги, у нас разное воспитание, поэтому нам с ним никогда не сойтись. И сейчас что ни сериал, герой - кагэбэшник. Лизоблюды-режиссеры стали вовсю славить эту профессию", - сказал Бардин.


Он считает, что "режиссеры-официанты" - это проявление рабской психологии, которая до сих пор не повержена. "Андрон Кончаловский говорил, что народ не дорос до свободы и что этому народу с его рабской психологией она не нужна, и я всегда относился к его словам с некоторой иронией, думал, что в нем говорит пренебрежение, высокомерие по отношению к народу, а теперь понимаю, что он абсолютно прав, и это жестокая правда", - констатирует режиссер.
"Я надеялся, что здравомыслящих людей больше. Оказалось, что я напрасно надеялся", - говорит Бардин, отмечая, что все подписания писем, в которых он участвует - бессмысленны.
 
Он против того, чтобы называть боевиками всех, кого он видел на Майдане, и отмечает, что, "когда мы оказываем братскую помощь, всегда становится страшно. Это или братская помощь Венгрии, или Чехословакии, или Афганистану".
Гарри Бардин известен работами в жанре пластилиновой анимации. Среди его режиссерских работ - "Летучий корабль", "Серый волк энд Красная Шапочка", "Чуча-1, 2, 3". Обладатель "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля за мультфильм "Выкрутасы", а также лауреат Государственной премии РФ, премий "Ника", "Триумф" и других многочисленных наград, собранных его мультфильмами по всему миру.
You Toub на этой площадке можно увидеть все фильмы Бардина.


Ссылки по теме:










Фильмография

Режиссёр
1975 — Достать до неба
1976 — Весёлая карусель № 8. Консервная банка
1977 — Бравый инспектор Мамочкин
1978 — Приключения Хомы
1979 — Летучий корабль
1980 — Пиф-паф, ой-ой-ой! совместно с Виталием Песковым
1981 — Дорожная сказка
1982 — Прежде мы были птицами
1983 — Конфликт
1984 — Тяп-ляп, маляры (пластилиновый)
1985 — Брэк (пластилиновый)
1986 — Банкет
1987 — Брак
1987 — Выкрутасы (из проволоки)
 Серый волк энд Красная Шапочка (пластилиновый)
1995 — Кот в сапогах (пластилиновый)
1997 — Чуча
2000 — Адажио
2001 — Чуча-2
2004 — Чуча-3
2010 — Гадкий утёнок
2013 — Три мелодии[5]


Озвучивание мультфильмов
1973 — Айболит и Бармалей — Айболит
1974 — Молодильные яблоки — Иван
1974 — Волшебник Изумрудного города — Железный Дровосек
1975 — Волк и семеро козлят на новый лад — Волк
1977 — Два клёна — Баба Яга
1977 — Жихарка — Кот
1979 — Летучий корабль — Царь
1981 — Три синих, синих озера малинового цвета — отец, старшие братья Юди и Чади, дядя Мади
1981 — Халиф-аист — визирь, волшебники
1981 — Ивашка из дворца пионеров — Кощей Бессмертный
1982 — Сверчок
1984 — В синем море, в белой пене… — Морской царь, старик-рыбак
1986 — Находчивый крестьянин
1987 — Брак — Буся
1987 — Выкрутасы — Проволочный человек
1990 — Серый волк энд Красная Шапочка — Диктор
1997—2004 — Чуча, Чуча-2, Чуча-3 — некоторые голоса
2010 — Гадкий утёнок — Гусь-конферансье
2013 — Чебурашка — крокодил Гена


Актёр
1970 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — художник-футурист
1975 — Ар-хи-ме-ды! — Глеб Банщиков, рабочий-рационализатор
1976 — Розыгрыш — учитель французского языка
1977 — Подарок судьбы — лектор
1979 — Москва слезам не верит — главный инженер химкомбината
1985 — Личное дело судьи Ивановой — Коля, судебный заседатель
1998 — Самозванцы
2000 — Третьего не дано


Премии и награды
«Золотая пальмовая ветвь» Канского кинофестиваля за мультфильм «Выкрутасы».
В 2010 году награждён премией «Триумф»[6].
Литература
Бардин Гарри И вот наступило потом.... — М.: Центр книги Рудомино, 2013. — 208 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-905626-97-5. . Воспоминания о детстве, родителях, друзьях, коллегах, работе, о своих мультфильмах.
Сергей Капков Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм, 2006. — 816 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4. .с.92-94.



Наталья Василькова. Гарри Бардин // Наши мультфильмы / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — Интеррос, 2006. — ISBN 5-91105-007-2.
 Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2011 г. № 1347
Мы с вами!. kinosoyuz.com (8 марта 2014).
Заявление «Круглого стола 12 декабря» к Маршу Мира 21-го сентября
Гарри Бардин представил в Москве свой новый фильм «Три мелодии». РИА Новости (19 ноября 2013). Проверено 14 июля 2014.
Степанов В. Золотые эльфы: Объявлены лауреаты премии «Триумф» // Российская газета. № 5359 (280) от 10 декабря 2010 г. —  (Проверено 10 декабря 2010).

Ссылки

Официальный сайт Гарри Бардина
Garri Bardin (англ.) на сайте Internet Movie Database
Гарри Бардин на сайте Аниматор.ру
Гарри Бардин — Энциклопедия отечественного кино
«Наши мультфильмы» Интеррос 2006, ISBN: 5-91105-007-2, Гарри Бардин «Мультипликация – форма моей жизни», Наталья Василькова — статья о Гарри Бардине
О Гарри Бардине на сайте GoodCinema.ru (рус.)
Интервью с Гарри Бардиным
Гарри Бардин: "В работе надо быть бескомпромиссным" . Интервью "Нашей газете" (Швейцария)


Рецензии
Благодарю вас, Майя, за интереснейший очерк о Гарри Бардине.
Постараюсь поближе познакомиться с творчеством этого незаурядного человека.
Всего вам доброго.
Кира.

Кира Крузис   28.10.2016 09:52     Заявить о нарушении
Благодарю за отзвыв! Я его передала бабушке!
Внучка Лиза.

Майя Уздина   28.10.2016 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.