Прорубь

Прорубь
Банщики рассказ второй
По ходу моей работы. (А я работал уже пять лет как зам директора) мне приходилось очень часто  ходить на конечную остановку  на ТЭЦ (Теплоэлектроцентраль для тех кто не знает.) Дело было в том, что каждый раз в  пятницу у нас на базе за городом  в гараже, я должен был по вечерам проверять в наличии весь наш автотранспорт. Там же я оставлял свою машину. Поэтому единственный способ от туда выбраться, это было пойти на конечную остановку, на ТЭЦ. На ТЭЦ ходить мне было выгодно со всех сторон. Во-первых, туда приходил в половине девятого служебный автобус. И приходил он туда как часы без опозданий. Во-вторых, во время сильных морозов меня пускали на проходную. Правда, не дальше турникета. На самой проходной мне нравилось наблюдать за людьми. Публика там была разношерстная. Хотя рабочие всегда были угрюмые, видимо за день они ухайдакивались, так, что к вечеру им было уже не до разговоров. Единственные  кто был всегда в приподнятом настроение, это были банщики. Банщиков было пять человек. Все они были уже давно пенсионеры. Всю жизнь они отработали на ТЭЦ. Им было уже под семьдесят. Каждую пятницу на территории  ТЭЦ они парились в сауне. Там же  начинали  квасить и квасили  конкретно. Поэтому на проходной от них всегда несло перегаром. В основном водочным, иногда коньячным. У каждого банщика была большая спортивная сумка, из которой торчал веник или полотенце. Из всех банщиков я бы выделил двоих. Это был Александр Васильевич. На ТЭЦ он, когда-то работал по партийной линии. И Анатолий  Петрович. Анатолий Петрович  был, когда-то старшим инженером. И даже дошел до начальника цеха. Остальные банщики были не такие разговорчивые. Поэтому на них не будем тратить время. В половине девятого к проходной подходил автобус «Хундай». Банщики усаживались на заднее сиденье в самом конце автобуса, я сидел рядом с ними через одно сиденье. До города я ехал минут тридцать. За это время я успевал запомнить несколько историй. Так, что предлагаю вам новый цикл рассказов из серии  «банщики». И так поехали. Рассказ второй так и называется  « В Прорубе».

В Прорубе.

На этот раз банщики сидели на переднем сиденье. На заднем сиденье, на котором они  всегда ездили, сидели  рабочие. Это была последняя  смена. Которую раньше не успели снять, поэтому единственный автобус, на котором  они могли уехать, это был наш автобус ровно на пол девятого. Не смотря на то, что я сидел от банщиков через сиденье, мне было прекрасно слышно, о чем они разговаривали.
-Ты только представь, моя невестка совсем сдурела - сказал Александр Васильевич. - На Крещение собирается пойти в прорубе искупаться. Да еще внучку за собою тянет. Я ей так и сказал, ладно ты там искупаешься. Это твое дело. Вот только зачем ребенка то студить.
-Да таких, как она, сейчас  полно, - сказал Анатолий  Петрович. - Сами в воду лезут, да еще детей за собою тащат, не спрашивая. Хотя сейчас в «Ильинских  банях» прорубь искусственную сделали. Нырнул и сразу в парилку. Это раньше купались на Томи  в Пападейкинской протоке. Прорубят прорубь и ныряют, или вот в технологическом канале (мы как раз проезжали мост через технологический канал на ТЭЦ) Канал зимой  не замерзает. Вот они на крещение к нему и пристрастились. Кстати у меня с этим каналом есть одна потешная история. Рассказать? 
-Давай рассказывай, - согласился Александр Васильевич, видимо уже  давно привыкший к рассказам Анатолия  Петровича.
-Дело было в 1969 году в середине июля. Стояла жара. Я как раз месяц как дембель отгулял. Вот я и решил пойти на канал искупаться. Жили мы тогда,  на Первомайской, до канала было, как раз пять минут ходьбы. Когда я пришел на канал, на берегу по всюду были мамашки с детьми, молодые парочки на полотенцах загорали. Поэтому я, недолго думая, скинул брюки, майку. Я, почему-то решил, что при такой публике мои шмотки никто не стырит.
Нырнул с места, под водой руками достал до дна, оттолкнулся, вынырнул. Дальше в размашку метров  пятнадцать, двадцать отмахал. Опять нырнул. Под водой метра два проплыл, вынырнул. Дальше за балку зацепился. Там такая перед поворотом через канал переброшена в виде не большего мостика. Минут пять я весел на ней, болтая в воде ногами. Дальше оторвался от балки и опять в размашку еще метров десять сделал. Таким образом, я заплыл за поворот. Часть пляжа у меня ушло из вида. Купаться я закончил тем, что вылез на берег на бетонные плиты. Плиты были на солнце разогретые, поэтому я решил на них лечь и обсохнуть. Дело было в том, что если на мокрые трусы надеть брюки, на брюках появиться мокрые разводы. Сложится такое впечатление, что я себе в штаны напрудил, да еще и по дороге. Очень не прилично смотрится со стороны. Поэтому, я и решил  обсохнуть. И так, лежу я на плитах обсыхаю. И тут я заметил рыбаков. Это были мальчишки лет так по двенадцать. Вдоль канала они ходили с удочками  и постоянно их закидывали. В основном попадался чебак мелкий. Короче говоря, увязался я за пацанами  и давай вместе с ними вдоль берега ходить. Не знаю сколько, но минут пятнадцать или двадцать  я на них точно убил. Вообщем с того момента когда я погрузился в воду прошел ровно час. Обратно на пляж, чтобы лишний раз в воду не залазить, я так же решил идти пешком. Дорога вдоль канала была асфальтированная. Не было на ней ни камней, ни битого стекла, поэтому мне под ноги ничего не попадалась. Когда я пришел на пляж, то на пляже уже не было никаких мамашек с детишками, ни в влюбленных парочек. Погода начинала хмуриться. И самое главное полностью исчезла вся моя одежда. Из всей одежды мне отставили только носки. Натянув носки,  я пошел домой. Хорошо, что мы жили не далеко, а так бы менты меня могли забрать в вытрезвитель в таком виде, да и от меня еще с утра перегаром тянуло. А в обед я две кружки  пива выпил  вместе с Георгиевичем, соседом нашим. Когда я пришел домой, а жили мы в доме барачного типа. Ну, ты, помнишь, двух этажные деревянные такие были. На каждом этаже квартир по семь, по восемь. Что меня сразу поразило, это тишина. Полная. Если до этого хлопали дверьми. Кто-то входил, выходил. Ребятня на велосипедах каталась или в догоняшки играли. То тут в полной тишине никого не было. И только, когда я поднялся на второй этаж, то в конце коридора, где находилась наша квартира, я услышал голоса. Говорили  полушепотом. Возле наших дверей, народ толпился. Когда я подошел по ближе, то услышал голос своей матери, сквозь слезы она говорила: 
- Ну как же так Толенька? Как же так?
-Что случилось? - спросил я у первого попавшего мне на глаза пацаненка (Кстати, я, раньше, этого пацаненка, у нас, никогда  не видел. Он видимо, пришел, в гости к нашим пацанам.)
-Да у нее сегодня сын утонул. Толяном звали,- ответил пацаненок,-пошел на канал купаться. Нырнул и не вынырнул. Там  ведь на дне, что только не валяется. Куски арматуры, битый кирпич, обрезки металла. Вообщем всякий хлам. Вот он в это видимо и въехал туда головой. А в это время у дружинников рейд был по каналу. Они там и нашли майку и брюки. А в штанах в заднем кармане трудовая книжка и военный билет. Дружинники давай всех на берегу опрашивать. Только никто, ничего толком не знает. Видели, как нырнул, а вот как вынырнул, никто не видел. Дружинники всю одежду собрали и вместе с документами домой принесли. Вот она теперь и убивается.
-Ну как же так,Толенька?-моя мать опять начала всхлипывать.-А я ему говорила, надень нормальные плавки, когда купаться пойдешь .А он мне и «И так сойдет».Теперь вот найдут его завтра. А он в семейных трусах. Да еще и полинялых.
«Нашла о чем думать» - подумал я –« совсем с горя опешила» .
Хотя, мне на мать было жалко смотреть. Особенно в слезах, в таком состоянии.
-Завтра с утра там водолазы будут работать. Так сказали дружинники, - сказала тетка Аксинья так же как и моя мать она сидела на диване и всхлипывала. -Там на канале за мостиком  решетки. Тело далеко не должно было унести. Если, что там его найдут.
-Да жалко Тольку. Не плохой был парнишка - сказал дядька Федор. Дядька Федор был Ветераном Великой Отечественной Войны. Постоянно у себя на пиджаке он носил три медали. Одна из  медалей была За Боевые Заслуги. Вторая, За Победу над Германией. И третья юбилейная. Дядька Федор стоял вдоль стены рядом с секретером.
-А главное безобидным был, - на этот раз я заметил Саньку  Воробьева, который сидел на стуле рядом с диваном,  на котором сидели моя мать и тетка Аксинья. Две недели тому назад Саньки Воробьеву  четырнадцать лет стукнуло. Кстати пацаненок который, мне сообщил про несчастье как раз к нему пришел.-Мы тогда на седьмое июля еще до армии -продолжил развивать свои мысли Санька  Воробьев,-  на него ведро холодной воды вылили. Вот только в этом ведре только, что половая тряпка была от нее там, даже песок еще на дне болтался. Так он не стал нас преследовать, разбираться, кто и что. Мы от него тогда  на балконе прятались. Хоть нас обоих и смех разбирал. А он, просто так головой потряс, чтобы отряхнуться. И дальше пошел. 
-Да и безотказным  он  был,-дядька Федор горько вздохнул, - о чем его только не попросишь, всегда поможет. Или кран отремонтировать или раковину прочистить, если засорилась. Или что-нибудь  приколотить, всегда помогал, никогда не отказывал.
Но это уже была наглая ложь. Я в доме у нас, по хозяйству никогда и ничего не делал. Во-первых, у меня руки были под хрен заточены. Во-вторых, у меня не было никакого желания кому-то и чем-то помогать. Я всегда пытался или отговориться, или просто уйти, махнув рукой. Сославшись на занятость.
-Да, в конце концов, что тут происходит, - уже не выдержал я,- долго я тут буду перед вами в одних трусах стоять. Дайте мне хоть одеться.
И тут воцарилась немая сцена. Это в фильмах все начинают вскакивать и обнимать внезапно воскресшего. А по настоящему все выглядит по другому. Мать как сидела на диване, так и осталась сидеть. Внезапно опустив руки и разведя их в сторону, уронив  голову к себе на левое плечо. В таком же оцепенение прибывала и тетка Аксинья. Постепенно народ у нас в квартире стал расходиться. Бочком, бочком из комнаты вышел дядька Федор. Куда-то подевался и Санька Воробьев. Видимо опасаясь получить за свои откровения. В тот же день, ближе к вечеру  мой отец, вернувшись с работы,  стал упрекать  мою мать. Он так ей и сказал:
-Ну, туда же, начала оплакивать. Еще до конца ничего не выяснили. А она  сразу в слезы. И ты тоже хорош-отец уже обратился ко мне.-Нашел куда пойти купаться. Дурак. Пошел бы лучше на  Двадцать второй квартал. Там  и пляж получше. Повсюду песочек, дно ровное, кабинки для переодеванья. Да и дружинники поменьше шакалят.
Через полчаса после того как  отец  пришел домой. Мы решили отметить мое воскрешение. Мать все это время суетилась на кухне. Видимо, так и до конца в себя не смогла прийти. А дальше, чтобы окончательна, отметить это дело  вместе с отцом мы пошли по квартирам у нас на этаже.
 Первый кто был, к кому мы заглянули, это был дядька Федор. Короче говоря, через два часа я уже был никакой и в хлам пьяный спал на диване, у нас в большой комнате.
-Да, таких случаев, раз через раз, - сказал Александр Васильевич, когда Анатолий  Петрович закончил свой рассказ. - У меня в цеху, чуть ли не каждую пятницу  дружинники одежду домой приносили. Особенно в июле, когда парить начинает. А вот пацаненок, был тогда прав. Чего там, в канале на дне, только  не набросано.
-Да ладно, тебе Васильевич. Как купались там пацаны, так и будут купаться.
Анатолий  Петрович  как всегда вышел на площади. В следующий раз, он нам рассказывал, как в армии в вступал в комсомол. Но это уже отдельная история.

Теперь, как всегда немного познавательной информации, для, любознательных. Если вы не задумывались, почему пингвины ходят по льду и лапы у них не мерзнут. Хотя Арктика это вам не шутки. Так вот почти голые лапы у пингвинов не мерзнут по двум причинам. Тут все упирается в кровеносную систему. Это, во-первых. Артерии и вены в лапах находятся, так что этого достаточно для быстрого обмена. Теплая кровь по артериям поступает в конечности. И начиная остывать, тут же по венам возвращается обратно. В итоге лапы обеспечены, свежей кровью, при этом они сохраняют пониженную температуру. Во-вторых, в лапах у пингвинов  в основном находятся сухожилия, заменяя, таким образом, мышечную ткань. Кстати когда от холода ломит ноги, это как раз на холод реагируют  мышцы.
Так, что пингвины в развалку могут спокойно ходить по льду. Жаль, что у нас нет такого способа для борьбы с холодом. У меня лично ноги постоянно мерзнут, особенно в конце ноября, когда морозы стоят под минус тридцать 
2.05.2012
21.35


Рецензии
Добрый день, Сергей!
ВЫ Второй Зощенко. Юмор с сатирой.
А я тоже люблю наблюдать за людьми и слушать их истории.
Всех Вам благ!

Валентина Бутылина   21.05.2016 05:51     Заявить о нарушении
И Вам спасибо за отзыв.Люблю я этот рассказ.Жаль что больше я на том месте не работаю.А так про банщиков можно было много интересного написать.С Большим Уважением Сергей.

Сергей Дзюба 2   21.05.2016 11:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.