Бьётся в тесной печурке огонь... часть 1

Как это ни странно, но родившись ровно за три года до войны (ну пусть будет до «Великой Отечественной»), я кое что помню из довоенной своей жизни. Например: отец привозит из Москвы трёхколёсный велосипед, я сажусь на него в комнате, еду по дорожке (половик) и через много лет (уже студентом) рассказываю матери «интерьер» нашей комнаты. Мать удивляется и говорит, что всё верно, но она мне об этом никогда не рассказывала. Видимо, "стресс от радости" - прорезал в ячейках моей памяти глубокие борозды! 
    Ну уж, когда отца на фронт провожали – мне было уже полных три года – тут я уже помню гораздо больше.
    Грозовое тяжёлое небо, дождь, тропа, размытая дождём, через поляну... Отец с котомкой за спиной, сдерживающая слёзы (а, может, и тихо плачущая — то ли капельки дождя, то ли слёзы?) мама, я и сестрёнка, которая была на 9 лет старше меня. В конце поляны отец взял меня на руки, молча поцеловал (сейчас я понимаю почему молча — он плакал!, а слёзы, разбавленные дождём, не отличались от капелек дождя). Потом он простился с сестрёнкой и мама велела нам идти домой. Всё - больше я отца не видел до конца 1945 года, когда я уже ходил в первый класс.
   Или - похороны старшего братишки в первую военную зиму. А на проводах на войну отца я его не помню - может болел. Холодный ветер махачкалинской зимы, снежная позёмка по твёрдой, замёрзшей, "голой" земле, полуторка, маленький корявый гробик в кузове полуторки, отрешенное от всего, с капельками слёз, лицо матери, унылое безлюдное кладбище... Сестрёнку на похоронах не помню...
  Рядом с домом, где мы жили было винодельческое хозяйство. Хорошо помню, что у стен его здания виноградных косточек было так много, словно это был пляж. Мама в этом  хозяйстве доставала для нас виноградный сок. А поскольку мы выпивать его не успевали, то он частенько начинал бродить. Но мы всё равно его пили. Сестре уже было 12…13 лет, ей хотелось гулять, а надо было сидеть со мной – мама помногу работала. Что придумала сестрёнка: она привязывала меня к кровати, ставила рядом горшок, банку соку и убегала гулять. А поскольку сок частенько оказывался бродящим, то я, напившись его, быстро тут же засыпал...
   Потом мы переехали в другой дом: дощатый, обмазанный глиной и побеленный известью, на  6  или 7 семей -  неподалёку. Дом стоит до сих пор, хотя вокруг уже стоят большие современные дома. В нём сейчас (2014 ! год) живёт моя племянница! Я частенько выхожу в «Google Планета Земля» и настальгирую, глядя на него «со спутника». Там у нас было 2 маленьких комнатки и большой коридор на две семьи. И, вы удивитесь, но там была простая кирпичная печка, «голландка» - как её называла мама. К этой галландке был подведен газ! Газовая труба входила в топку печки сбоку. Внутри печки труба была загнута крюком, по верху которого были просверлены дырочки - много. Мама открывала дверцу печки, зажигала спичку, подносила её к дырочке в  газовой трубе и открывала кран.  Негромкий хлопок и весёлые голубые язычки приглашали нас: грейтесь, готовьте мамалыгу (каша из кукурузной крупы), чай... Иногда, холодными зимними вечерами, мама садилась у открытой «горящей» печки и, усадив нас с сестрой по обе стороны от себя, обняв, пела песни. Из всех песен помню такие– «Славное море – священный Байкал», «Жена найдёт себе другого, а мать сыночка никогда…» и «Бьется в тесной печурке огонь…». Впрочем, в этой последней не уверен. Иногда, она, глядя на огонь, «разговаривала» с отцом- говорила, что у нас всё хорошо, что мы все скучаем по нему, что бы он берёг себя и поскорее возвращался. Она говорила нам, что он слышит, если говорить «в печку»: тепло подхватывает слова и через трубу оно выносит слова вверх в небо. И отец их слышит. Потом пришло сообщение, что отец без вести пропал...
(Конец первой части — продолжение следует).


Рецензии
как всё мне знакомо! Спасибо!

Владимир Ефремов   10.12.2014 20:19     Заявить о нарушении
Спасибо за первую рецензию. Я особо на них не рассчитываю - пишу для себя, погружаясь в воспоминания, для внуков, правнуков и так далее.
Вам "знакомо?!" Но Вы, вроде как, "не довоенного образца" будете в отличии от меня.
Ещё раз спасибо.

Георгий Пустовой   10.12.2014 22:11   Заявить о нарушении
Я прошёл Войну на Днестре! Хлебнул по самые ноздри!Ели не трудно и будет время почтите рассказ кореспондента газеты обо мне на моей странице. Извините что не ответил сразу.

Владимир Ефремов   18.12.2014 23:04   Заявить о нарушении
Извините разволновался,рассказ наз. "Патриоты Приднестровья".

Владимир Ефремов   18.12.2014 23:07   Заявить о нарушении