Зачем?

Я вышел из автобуса, закинув на плечо сумку. Шёл неторопливо по дорожке, что вела к дому, в котором я вырос. «До чего хорошо вернуться в родную деревню!» - думал я, глядя вокруг. Привыкнув к шуму городских улиц, я даже немного растерялся от такой тишины. Несколько лет  я не был здесь. Работа не отпускала меня: деловые встречи, постоянные командировки. Добраться сюда всё никак не удавалось, хотя сердце уже давно просило…
Хорошо как! Каждый дом, каждое дерево, даже  каждая травинка – всё такое родное и любимое. И перед глазами замелькали картины детства.  Я видел себя мальчишкой, который когда-то  бегал по этим дорожкам со своими друзьями,   видел, как мы вместе играли и забирались на эти самые деревья.  Кусочки воспоминаний, что крутились в моей голове, уносили меня в то славное время…
Мать встретила меня крепким объятием и горячим поцелуем.  В моей комнате было чисто и уютно благодаря маме, конечно. Она помогла мне разобрать вещи. Через некоторое время мы уже  были на кухне.   Расспрашивая о моей городской жизни, мама разрезала пирог, который приготовила к моему приезду. Откусив кусочек, я вновь увидел эпизод из детства…
 -Мам, а помнишь, сосед наш Олег Иванович часто меня в лес  с  собой брал.
 - Ааа..    Я вам в дорогу ещё всегда пироги пекла.
 - Ага.  Олегу Ивановичу они очень нравились.  Он  грибы собирал и мне рассказывал, какие съедобные, а какие нет.
 - Помню-помню! Ты веселый всегда возвращался, про грибы мне рассказывал. А ещё много шишек притаскивал.
 -  Точно! Ещё же шишки! В то время я поделки всякие из них делал….  Как, кстати говоря, Олег Иванович? Зайти бы к нему.
 -  Эмм…  Знаешь, Андрюша, никак не получится…
 - Почему? Он куда-то уехал?
 - Похоронили мы его месяц назад…

Утром следующего дня, только позавтракав,  я вышел из дома.  Я бродил по деревне без цели. Мне так казалось. Я не осознавал того, что иду в определённое место.  Неподалеку  от деревни  было  кладбище. Да, именно сюда я направлялся: в то единственное место, где не было жизни.
Здесь ничего не изменилось, разве только  то, что могил стало ещё больше.  Земля здесь пропитана слезами, и крик боли летает между могил.  Но вместе  с  этим какое-то умиротворение вокруг.  Я шел по дорожке, разглядывая серые плиты. «Зачем?» -  пронеслось в моей голове. Этот вопрос довольно часто проникал в мои мысли, особенно последние время.  Человек рождается, растёт, развивается.  У него формируются  свои взгляды, убеждения, моральные принципы. У каждого свое восприятие мира, и каждый сам выбирает свой жизненный путь.
 А вот  и могила  нашего соседа Петухова  Олега Ивановича. Какой честный это был человек, трудолюбивый! О семье своей всегда заботился, друзьям и соседям помогал. И ни шагу из деревни, даже в городе почти не бывал…
На другой могильной плите читаю: «Соколова Анастасия Борисовна».  «Настёна? Неужели та весёлая девчушка с курчавыми светлыми волосами?» - думаю я. – «Как же ты такая кроха уже оказалась в сырой земле?» Когда я видел её последний раз, она пела мне песенку, которую готовила на конкурс. У неё такой чудный, звонкий голосок. А ведь она могла бы стать певицей! Но судьба распорядилась иначе, и теперь её уже нет с нами…
Затем я увидел другую надпись: «Емельянов Вадим Андреевич».   В деревне он прославился драками и  пьянством. Кроме того, его часто обвиняли в воровстве, хотя очень часто без оснований.  Кто-то полагал, что Вадим просто лентяй и гуляка, но не преступник, другие считали иначе. В общем, люди ему не доверяли…
«Зачем?» - вновь прозвучало в моей голове.  Да… Есть, скажем, люди порядочные, честные.  Другие  не могут жить без обмана и предательства. Измена живет у них в крови.
Жизнь одного человека проходит ярко и пышно. Она наполнена какими-то радостными эмоциями, волнующими душу, событиями, интересными встречами.  Иначе говоря,  жизнь похожа на праздник.
Жизнь другого человека течёт медленно, однообразно. Каждый день происходят всё те же действия, а перед глазами мелькают всё те же лица.
Словом, все люди разные, и жизнь у всех разная. Но есть нечто общее  - финал!
Вся правда в том, что не имеет значения бедный ты или богатый, гений или дурак, честный или обманщик, преступник или полицейский, мировая звезда или вообще бомж, потому что конец у всех один! И никто не знает, что дальше…   
Здесь мои мысли прервались, и я остановился, изучая надпись на одной из могил.
 - И ты уже здесь, Леночка?! – сказал я вслух и  долго молча смотрел на её могилу, прокручивая в голове эпизод нашего знакомства здесь, на этом самом кладбище, снова и снова…
Был родительский день.  Я был на кладбище вместе с бабушкой.  Там была и Леночка со своими родителями.  Я подошёл к ней, когда заметил, что она стоит одна, задумчиво изучая надпись на надгробии.   Там была похоронена девочка примерно  такого же возраста, как и она сама.
 - Кто это? – спросил я.
 - Я не знаю – ответила девочка.
 - Зачем же ты здесь стоишь, если ты её не знаешь? 
- Она ведь такая же, как и я! Почему она оказалась здесь так рано?
 Я лишь пожал плечами, глубоко вздохнув.
 -Ты тоже не знаешь. Никто не знает – продолжала девочка.
Она говорила спокойно и серьезно. Глаза её были печальны, и в них мелькало множество вопросов, на которые она не могла ответить.   Так хотелось ей помочь, но я не знал как. И вдруг неожиданно для себя  сказал:
 - Хочешь, я все-все узнаю? Обещаю!
 Она рассмеялась. В этот момент её окликнули родители и она, уходя, сказала:
 -  Не забудь рассказать, если узнаешь!
 - Подожди! – крикнул я ей в след. – Как тебя зовут?
 - Леночка! – ответила она уже веселее.
После того дня мы виделись ещё не раз, но к этой теме не возвращались.  Стоя возле её могилы, я произнес:
 - Леночка! Помнишь,  как познакомились мы здесь?  Ты уже тогда думала: «Зачем?»  Я обещал тебе все узнать.  Только представь, когда-то не было ничего! Совсем ничего: ни домов, ни улиц, ни городов, ни стран, ни планет, ни вселенной!  Не было жизни! Только темнота! А откуда эта темнота? Что находится за темнотой? Начинаешь думать, и голова идёт кругом…  Но главное не откуда, а зачем! Многие полагают, что у каждого свой путь, свой смысл жизни. Да! Хочется в это верить. Знать, что всё не бессмысленно.  Люди уходят из этого мира… Ушла и ты… Но они остаются в памяти и сердцах тех, кому  они были дороги при жизни.  Знаешь, один писатель как-то заметил, если сказать человеку: «Я тебя люблю», это значит  сказать: «Ты никогда не умрешь».  Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, правнуках. Вопрос в том, знает ли этот человек там, в другом мире, что его помнят? Нужно ли ему это? Слышишь ли ты меня, Леночка?!  Я пришёл тебе сказать, что не нашёл ответа. Я не знаю: «Зачем?»  На протяжении многих  веков люди ищут ответы, но до сих пор не нашли их, более того никогда не найдут, но будут продолжать искать. К чему приведёт всё это? Я тебе так скажу, Леночка, лучше просто наслаждаться жизнью такой, какая она есть и  не думать: «Зачем?», ответа ты не найдешь, только голова заболит. Где ты сейчас, Леночка? И зачем я говорю тебе всё это?
Прогнав эти мысли, я шёл домой, думая о маме, которая меня уже давно ждёт, и мечтал о горячем чае и пирожках…


Рецензии