Странная дружба

(Рассказ девочки)

У моей бабушки есть пёс по кличке Барбос. Грозная кличка! Но это и понятно: он ведь дом караулит. Сам же пёс маленький, рыженький, ножки короткие, ушки – торчком, хвост – кольцом, совсем как белочка. Ну, какой из него Барбос? Вот я и «перекрестила» его  - стала звать уменьшительно Барбоской. Кличка такая понравилась собаке. Когда я зову его Барбоской, он весело взвизгивает и бежит ко мне. Умненький пёсик, всё понимает. Утром бабушка нальёт в миску похлёбки и я отношу Барбоске. Он с ума сходит от радости? Прыгает на задних лапах, а передними – норовит обнять меня, только жаль поводок короткий, не даёт. Торопится скорее съесть свой завтрак, оглядывается, боится, что я уйду, поиграть с ним надо. Самое любимое лакомство у Барбоски – кости. Грызть их, хрустеть ими и гонять их по двору – собачье удовольствие. Иной раз так увлечётся, что про меня забудет. Рассержусь на него, уйду в дом, а он увидит, что меня нет, и скулит. Самое приятное занятие у Барбоски – гавкать на прохожих. Лает без конца на всех звонко, злобно, как огромная цепная собака. Бабушке надоест такое собачье усердие, возьмёт и «угостит» его метлой: «Достал, негодник! Дело и без дела гавчет!»
А мне жалко Барбоску: «Он же, бабусь, никого не кусает!»
- Ещё чего не хватало, - ворчит она сердито.
Но Барбоска всё-таки хитрый пёс: хорошо изучил бабушкин характер. Стоит ей крикнуть: «ЦЫЦ!» и показать на метлу, как он – шнырь и уж в конуре сидит, только рыжий хвост кольцом торчит.
Но как-то мы с бабушкой стали замечать, что наш Барбоска реже стал лаять на прохожих, меньше носится по двору, а больше сидит и глядит в одну сторону.
- Что это с ним случилось? – спрашиваю бабушку. – Уж не заболел ли?
- Да, в трясогузку влюбился твой Барбоска, - смеётся она.
- В какую гузку? -  не поняла я.
- Разве ты не заметила серенькую птичку, которая прилетает к нему почти каждый день?
Я решила понаблюдать за Барбоской и спряталась в лопухах, возле самой ограды. Сижу и не дышу. Где-то в полдень стало припекать солнце, и  я стала засыпать, как вдруг услыхала лёгкий шум. Выглядываю из-за лопухов: на заборе сидит очень маленькая, подвижная птичка,  кланяется и потрясывает длинным трубочкой хвостиком.
- Здоровается с нашим Барбоской, - шепчет бабушка, крадучись подходя ко мне.
- Вежливая птичка, - еле слышно говорю я, - глянь, она ещё и хвостиком виляет.
- Да, она такая птаха, всё время трясёт своим хвостиком, поэтому её и назвали трясогузкой.
Барбоска взвизгнул как-то негромко – радостно и помчался к забору.
Вот он совсем рядом с крошечной птичкой, но она совсем не боится его: знай вертит перед ним своим двойным хвостиком да «отбивает» поклоны.
Барбоска лапы к ней протягивает – уж очень хочется ему достать грациозную гостью, да поводок не даёт, короткий. Поднялся тут он на задние лапы и замахал передними – пляшет перед ней.
- Прямо цирковое представление! Не можем мы с бабаушкой удержаться от смеха.
А трясогузка слетела с забора и очутилась перед самым собачьим носом. Барбоска вытянул шею, чтобы обнюхать гостью, а та махнула хвостиком и побежала от него. Попробуй, догони её!
Он -  за ней, она – от него. Игра в догоняшки: носятся туда и обратно друг за другом. Нравится крошечной кокетке дразнить собачку. У неё лапки малюсенькие, но бегают быстрее неуклюжих Барбоскиных. А тут раз – и уже на заборе. Вертит головкой, будто попрощаться хочет. Пора, мол, мне домой. Пробежала по острым зубчикам забора и улетела. Заскулил наш Барбоска и медленно поплёлся к своей конуре.
* * *
В другой раз трясогузка прилетела на огород, где мы с бабушкой убирали лук. Бегает шагах в трёх от нас, ищет что-то, не боится человека, доверчивая птичка.
- Трясогузка – хорошая охотница, - говорит мне бабушка, - она уничтожает вредных насекомых не только на земле, но и в воздухе, гоняется за ними и ловит их прямо на лету.
- Помощница наша, да, бабушка?
- Ещё какая! Эта птичка – невеличка одна из самых полезных птиц в природе, - отвечает бабушка. – «Добрый ангел» назвали её люди. Крохотная эта спутница везде с нами: на огроде и на улице.
Заметил тут трясогузку Барбоска, запрыгал, завизжал от радости. А птичка будто только этого и ждала. Вспорхнула и прямо к нему полетела. Опустилась на крыльцо, напротив конуры, завертелась, закружилась, головкой потряхивает, хвостиком помахивает. Смотрите, как она умеет, любуйтесь.
- Вальсирует, - тихо смеётся бабушка, глядя на птичку.
А Барбоска крутится возле неё и тоже хвостом своим пушистым виляет.
Повертевшись, трясогузка уселась на самом краешке крыльца, перестала шевелиться и, приподняв свою изящную головку, вдруг запела негромко, но как-то весело и забавно, по-птичьи.
- Так ты ещё и петь умеешь! – шепчу я, восхищаясь миниатюрной певуньей.
Барбоска перестал прыгать: уселся, слушает и смотрит на неё добрыми собачьими глазами. Исполнив свою простенькую песенку, певица встрепнулась, оживилась и полетела. Барбоска бросился за ней, но не догнать ему крылатую гостью. После этого случая трясогузка прилетала ещё несколько раз, а потом исчезла.
Наступила осень, улетела, наверно, в тёплые края. Барбоска ждал её каждый день, поглядывая на забор, где она всегда появлялась. Жалобно скулил и смотрел на меня. Будто хотел спросить, куда делась его приятельница?
- Прилетит ваша трясогузка, когда лёд на реке тронется, эта птаха холода не боится, - говорит бабушка, - люди её «ледоломкой» называют, даже пословицу про неё придумали: «Трясогузка прилетает – хвостиком лёд разбивает». Она весну нам открывает.
- Не горюй, Барбоска, - успокаиваю я пёсика. – Жди, прилетит весной твоя подружка и споёт тебе свою песню.

Валентина КУЖЕЛЕВА


Рецензии