Хождение Александра Великого к стенам Рая

«Vanitas vanitatum» (лат. Суета сует)
Solomon

Предуведомление

Рукопись, представленная любезному читателю, принадлежит архиепископу Альберту Солсберийскому, всю свою жизнь посвятившему истории язычников. По всей вероятности, рукопись можно отнести к позднему творчеству Альберта, когда из множества источников об Александре Великом, покорителе Востока, дошедших из магометанских стран и Византии, автор составил монументальный труд, всецело объединивший все исторические факты.

К сожалению, большинство источников, на которые ссылается Альберт Солсберийский в своем рассказе, безвозвратно утеряны, как утеряны и несколько глав самого «Хождения Александра» (5-я, 6-я и 7-я). Впрочем, это не помешает оценить титанический вклад Альберта в изучение личности Александра Великого, а также в дело познания загробной жизни.

Посвящается Ансельму Саксонскому, моему учителю, непревзойденному мыслителю-схоласту.

Глава 1.
О том, как Александр Великий видит сказочный сон и приходит в недоумение.

КТО хоть раз видел в жизни Афинскую Таис, тот познал все прелести эликсира долголетия! Ее стан, ее поступь, ее жесты. Ах, лишь только удавалось видеть ее вблизи Александру Великому, покорителю Востока. Работала она его наложницей, танцевала для него искусные танцы, рассказывала занимательные рассказы. Словом, скучать на заставляла.
Во всем своем властном величии, с присущей царской позой, склонный к развлечениям Александр любовался Таис и размышлял о своих завоеваниях. Но вдруг, сам того не ожидая, дошел он до мысли такой, от которой и в трепет бросило, и дрожь лихорадочная настигла.
Стало Александру плохо. Ни Таис не могла помочь, ни почтенные слуги, влетевшие в зал, где корчился правитель мира. Желая вдохнуть воздух в свои царские легкие, он подошел к окну и посмотрел на небо. Там на чистой латыни, без народных диалектов и варварских заимствований, было написано страшное.
От страха же проснулся он - в поту и неведении. Пребывая в ужасе, Александр повелел позвать Таис, чтобы поговорить с ней о странном сне, но ему учтиво сообщили, что Таис с ними нет. Была она во сне всего лишь. Тогда обратился Александр к своему другу - философу Сократу, отменному лицедею и демагогу. Вместе они заканчивали школу Аристотеля и являлись учениками его. Впрочем, если пошел Александр по пути политики, то пошел Сократ по пути изгойства.
Верно, они были противоположны друг другу - как огонь и вода. Александр мечтал покорять все новые горизонты, открывать мир с его законами природы, тогда как хитрый Сократ замыкался в себе и черпал знания о мире сквозь внутренний голос.
Сказал Александр Великий: «Скажи, Сократ, друг мой, что есть сон? Лишь ты способен дать мне сей ответ. Я видел край мира, спускался на дно океана, поднимался на птице ввысь, но суть внутренних переживаний человека для меня по-прежнему неведома».
Сказал Сократ: «О, Великий Александр, сон есть наши воспоминания о другой жизни. Сон есть тень в пещере. Но почему ты спрашиваешь?»
Сказал Александр Великий: «Сократ, во сне я говорил с прекрасной Таис, затем же, подойдя к окну, увидел надпись, словно выражавшую мою глубокую думу. Сейчас уже не помню многих слов. Начиналась она: «Кто Рай увидел…», что-то еще и «Кипение плоти»…
Сказал Сократ: «О, правитель мира, страх перед которым простирается вплоть до Индии, эти слова пророческие. Один лишь Бог знает, зачем они к тебе спустились».

Глава 2.
О том, как Александр Великий вышел погулять в сад и встретил святого Сиддхартху.

РАЙ для Александра оставался неприступен даже в мыслях. Никогда не думая о конце дней своих, правитель мира пришел в негодование: «Что за Рай? И что значит начало изречения: «Кто Рай увидел…»
Склонного к геометрии и астрономии, философии и музыке, Александру Великому не давала покоя мысль о Рае. Повидал он в жизни все, укротив коровку божью для небесного полета, приказав кроту вырыть путь в центру Земли, но Рая никогда не видал.
Слышал Александр о старце одном, звали которого святой Сиддхартха. Жил он жизнью праведной, питался лишь растениями, говорил о духовном перерождении и Рае, который он случаем повидал.
Тотчас же вышел Александр из своего дворца в тихий сад, где птицы пели в унисон с сладкозвучными животными, а цветы источали неописуемый запах. Встретив святого Сиддхартху, спросил он немедленно о волнующем.
Сказал Александр Великий: «Скажи, святой Сиддхартха, мудрейший из старцев, где находится Рай?»
Сказал святой Сиддхартха: «О, Великий Александр, не будь столь тороплив. Имей терпение, ибо терпение - ключ к истине. Я знаю, что ты познал все стороны Вселенной, но Рай - это совсем другое. Зачем тебе туда?»
Сказал Александр Великий: «Молва людская говорит, что однажды ты бывал там. В месте, куда никому из смертных не дано попасть. Я хотел бы знать, где оно находится? Ибо мне, владыке мира, не пристало знать земель неведомых».
Сказал святой Сиддхартха: «О, Великий Александр, напрасно ты силишься изведать неизведанное. Все суета сует. Но если ты хочешь действительно подойти к стенам Рая, я помогу тебе».;И протянул святой Сиддхартха камень, вложив его в руку Александра. Дескать, камень этот весьма непрост и зовется философским. Разглядел его пристально Александр и усмехнулся: да что же в нем философского?
А камень этот оказался тем самым, из которого строили стену Рая.

Глава 3.
О том, что такое философский камень и что такое геометрия.

УВИДЕЛ Александр камень странный, да не сразу принялся изучать его магические свойства. Знал он от волшебников лесных, что бывают камни, из которых делают золото. Но о камнях, из которых делают стены Рая, он никогда не слышал.
Геометрию изучая у Аристотеля, разумел Александр: все можно представить в действительности. Выразить любую идею. Но камень будто не поддавался законам геометрии.
Будучи круглым, он не катился по земле, становясь квадратным. Будучи легким, падал на земь, точно наковальня. Будучи протяженным, не измерялся в длине. Что за камень такой причудливый, думал Александр?;Сказал святой Сиддхартха: «Верно, Великий Александр, когда ты бывал на Востоке, ты слышал об алгебре - престранной науке абстрактных чисел. Она изучает то, чего нет».;Сказал Александр Великий: «Как такое может быть? Разве нельзя все выразить материально?»
Сказал святой Сиддхартха: «Но можно ли выразить небытие? Ничто? А их наука называет это цифрой «Ноль». Это значит, что существуют вещи в мире, которые означают нечто, что можем мы и не знать. Так и этот камень из стены Рая».
Рассвирепел правитель мира. Негоже ему быть в проигравших! Распрощавшись со святым Сиддхартхой, Александр собрал миллионное войско, дабы пойти на захват Рая.
Его преданный друг - многоопытный орел, служивший Александру верой и правдой, - обнюхав камень, полетеп по запаху на Восток.
Александр со своей дружиной, вооружившись мечами и щитами, следовали по незнания пути. Что их ждет впереди? Видели они египетских крокодилов, индийских слонов, вавилонских верблюдов, а что теперь? 

Глава 4.
О том, где находятся стены Рая.

ЗНАЕТ каждый о существовании Рая, но никто там не был. Лишь святой Сиддхартха испытал сей опыт роковой, однако же прятал его от всех остальных и нутряно смеялся над попытками вызнать тайну. И на этот раз смех старца провожал отряд в поход.
Сколько не шел Александр с дружиной, но никак не мог выйти из сада. Привыкли воители, что во время странствий приходилось подниматься на высокие горы, где жили хищные птицы, пересекать дремучий лес, где водились драконы, плыть по морю, где обитало страшное морское чудище. Но на этот раз все было совсем по-другому: словно странствие не выражалось в материальном измерении, не исчислялось геометрически, а сводилось к формуле алгебраической.
И вот чудесным образом они оказались возле стен Рая.
Сказал Александр Великий: «Друзья мои, возможно, это самый главный момент в нашей жизни. Мы покорили все, кроме Рая. Неприступные стены прямо перед нами. Но разве когда-нибудь это было нам помехой? Друзья мои, это самый важный день в нашей жизни. И пусть он окажется последним, но мы обязаны узнать, что таится за стенами его».;Воскликнуло дружно войско в знак поддержки своего царя. А, между тем, чаял правитель мира раскрыть и свою личную тайну: «Что же за мысль в его голове родилась? И почему привела сюда?»
Посланный на разведку воин пришел с горестным известием: перед дружиной сплошная стена. Врат нигде нет.
Сказал Александр Великий: «Этого не может быть. Раз есть стена, стало быть, должны быть врата. Ведь должна быть связь!»
Но повторная проверка оказалась вновь тщетной. Никаких врат не было. Рай был обнесен титанической стеной из камня, свойств которого не знал никто.
Что ж, было одно решение: идти на захват.
Не знал бесстрашный Александр преград и барьеров. Представлял он будущее, лихо перешагивая настоящее. И вот оно - находилось прямо перед ним.

Глава 5.
О том, как Александр Великий встречается с невыразимым и узнает то, что никому нельзя знать.

ВСЁ, что бы ни делали осаждающие, не приводило к результату. День и ночь войско Александра Великого тщилось отыскать брешь, да суетны были их надежды. Сколько не стремились разрушить магическую стену Рая, все ей было нипочем.
Тогда решил Александр пойти на хитрость и придумал вот что: они соорудили подарок, который назывался «Подарок для тех, кто живет за стеной». Оставили они его перед стеной и ушли восвояси.
Спустя некоторое время в стене образовалось окно, откуда…
….

Глава 6.



Глава 7.



Глава 8.


…слыл глупцом. Но не занимать отваги ему было.
Сказал Александр Великий: «Жаль, лишились мы еще одного храброго война. Но мы должны продолжать!»
До Вавилона было несколько дней пути. Устали лошади, поизносились доспехи, пошатнулся заметно рыцарский дух. Впрочем, гений лидерский властителя мира справлялся и с такими тяжелыми условиями. Охотно он подбодрял своих бойцов, обещал им много золота и славы.
Сказал Александр Великий: «Друзья, мы завоевали весь мир и могли бы остановиться на этом. Я вижу, как ваши помыслы связаны с домашним уютом. Но для меня захват Вавилона - дело чести. Они украли мою принцессу, даму сердца, и обязаны поплатиться!»
Сказала Таис Афинская: «Вижу Вавилон. Вижу смерть».
Сказал воин Алкивиад: «Избавься от Таис, царь Александр, она причинит нам много трудностей».
Сказал Александр Великий: «Я знаю, что Таис не нравится вам, мои войны, но я не могу с ней расстаться. Она лучшая танцовщица Запада и Востока. Когда я пребываю в хандре, она рассеивает мои страдания и дарует надежду. И тогда хочу я больше власти, исполняюсь доблести и мужества. И завоевание начинаю!»
 
Глава 9.
О том, как Александр Великий пишет письмо своему учителю Аристотелю.

«ПЛОТИ соблазнам придаюсь я порой, но все же в отчаяния миг я пишу тебе, мой учитель. Аристотель, коришь ты меня за мирские утехи и голос похоти; считаешь, что стремление мое к власти - той же породы. Ты и прав, и не прав одновременно. Плотские мои утехи есть способ познания мира. Считаю я, что Господь пребывает во всем - и в природе. Познать Его возможно, лишь столкнувшись с творением вплотную. Так, и стремление мое к власти - это новых неизведанных территорий захват, заполнить пустоты попытка в познании Всевышнего.;Поэтому иду я в Вавилон.;Возможно, угодно было судьбе украсть принцессу мою и заточить ее в городе городов. Раздосадован я, буду мстить я, но, вместе с тем, смиряюсь перед повелением Бога: раз так случилось, значит так и быть тому. Подсказки нам подкидывает Господь. И разгадать главную загадку творения чтобы, не остановлюсь я не перед чем.
Спрашивал ты про Таис. Тебе, как и моим соратникам, не по душе она. Аристотель, но я слова человек. Если взял ее с собой в поход я, то на дороге бросать не буду. Для меня она - жизни стихия. Дикая, необузданная, спесивая, радует Таис Афинская своим присутствием меня. Да, предаемся с ней утехам мы, но здесь она не поэтому.
Одно меня, учитель Аристотель, пугает: как захватить Вавилон? Молчу я перед войнами, когда они спрашивают об этом. Отвечаю уверенно: падет Вавилон. Но, признаюсь, высочайше трудно это будет выполнить. Полагаюсь на твой совет философский, дорогой учитель. Когда сила бездействует, приходит на помощь ум.;Александр Великий».

Глава 10.
О том, как Аристотель пишет письмо своему ученику Александру Великому.

«ДУХ молчит, когда властвует плоть. Сколько бы ты не умолял меня принять твою философию, решительно не могу этого я сделать.
Господь Всесилен, но природу сотворил не для того, чтобы быть познанным, а чтобы мог задуматься Адам над сущностью своей. Он - ангел наполовину, зверь наполовину.
К власти стремление твое я поддержать, увы, не смогу. Это чуждо мне, и было бы абсурдно с моей стороны подначивать тебя в том, что считаю греховным я.
Познаньем Бога прикрываешь ты свои самые низменные помыслы. Александр, прильни к разуму, вспомни, чему я тебя учил. Познать Господа возможно интуитивно лишь, внутренне. Но никак не с помощью экспансии. ;Именно поэтому избавиться от Таис прошу тебя. Она - прихоть твоя. Она - выражение всех твоих представлений неверных. Она - то, от чего тебе избавиться необходимо. Учил я тебя, что разум сужаем мир до человека, но ты же тщишься человека толкнуть в мир - дремучий, змеистый, непредсказуемый.
Но попрекать в столько тяжелый для тебя час, пожалуй, неуместно. Принял ты решение, и я не был бы глупцом, если бы не помог тебе. ;Вавилон - блудница. Вавилон - город смерти. Ежели алчешь захватить его ты, необходим тебе ключ. Но достать его непросто будет. Лежит он в сундуке, который таится в пещере дракона по пути в город. Дракон тот был проклят вавилонским магом за нечестие и теперь обречен ценой своей жизни ключ хранить.;Сразиться тебе придется с драконом, чтобы суметь взять Вавилон.;Осторожнее, Александр. Хочешь ты стать правителем величайшим, попасть в историю, но рискуешь умереть, как простой смертный. ;Тайком ходит подле тебя смерть. Красиво жить лишь можно, умирать же придется всем безобразно.;Аристотель».

Глава 11.
О том, как Александр Великий сразил дракона в пещере.

НАПРОТИВ пещеры разместилось войско Александра Великого. Правителя Земли палатка была расписана Зодиаками - все небесные знаки отражались на нем. Долго не решался Александр Великий на поступок дерзкий, ждал расположения правильного планет. Волшебник Демокрит, что пребывал с ним в тоски и уныния ночь, посоветовал Александру идти одному, но лишь в тот день, когда знак водяной сменится огненным. В ожидании часа своего величественно смотрел на звезды дерзкий полководец и думал о поединке предстоящем. Ведь гладь земная заканчивается на Вавилоне, а что за ним - одному Богу известно. Быть может, Рай?;При этой мысли, подобно Христу в последнюю ночь, Александр исполнился молитвенным настроением. В то время как его бойцы бесстрашные спали, дух победоносного македонского царя неугасимо рвался в бой. Была последней та ночь накануне встречи с драконом.
Извергала пещера пугающие стоны, ее смрадный запах отпугивал ротозеев. Вооружившись светоносным мечом, Александр Великий оказался внутри. Казалось, что застилает темнота мысли человеческие, но любопытство царя освещало ему путь. Ждал Александр дракона, но так ли легко к нему подступиться?
Увидел вдруг он свет. Треск костра о человеческом присутствии говорил.
На щетинистой от времени стене мерцала тень дракона. Но бесстрашие Александра вело его дальше.
Сказала Таис Афинская: «Ах, как жаль, что доблестный Александр пошел один. Ему, должно быть, весьма непросто».
Но стоический мужской ум оставался глух к опасениям Таис. Как, впрочем, и к любым ее словам - ведь ее недолюбливали рыцари круглого македонского стола. Они знали, что влюблена Таис в их военачальника и что претендует на его сердце, а потому видели в ней лютого противника.
Вместе они в тревоге стояли возле входа в пещеру и ждали новостей.
Как говорил досточтимый Аристотель: «Бог познается в беде». Справившись со своим страхом, Александр Великий из пещеры вышел целым и невредимым. Возликовали рыцари, ведь это означало, что от Вавилона ключи теперь в руках правителя мира!
Сказал Александр Великий: «Друзья мои, это было поистине удивительное приключения. Еще ни разу я не сражался с таким врагом. Страхом, как он есть. Дракон, которого так боятся издревле, всего лишь тень на стене пещеры, и никто еще не решался приблизиться к ней. Ужасающая, исполинская, она внушала трепет самым достойным войнам. Но отважился я и подошел к самому источнику. Это был огонь. Именно он и создавал и свет, и тень».
Сказала Таис Афинская: «А как же ключи от града градов?»
Сказал Александр Великий: «Победа над страхом и есть ключ от Вавилона. Тень на стене пещеры - не только дракон, но и все сущее на Земле. Теперь я это осознал. Нам нужен источник, идея всего живого!»
Сказала Таис Афинская: «Что же это?»
Сказал Александр Великий: «Рай».

Глава 12.
О том, как Александр видит загадочные слова на небе.

ВЕЧЕН град Вавилон - самый большой, самый красивый, самый могущественный. Для владыки мира это место, несомненно, подходящее. Свита царя, не успев войти в Вавилон, тотчас же  устремилась к плотским удовольствиям, ведь отныне все женщины города - македонские рабыни!
Впрочем, продолжал пребывать в печали Великий Александр. Стоял он на балконе дворца, откуда открывался живописный вид на захваченные владения. Одолев дракона, завоевал весь мир, изучив природу четырех стихий, понимал Александр, что на том истощилась его жизнь.
«Аристотель был прав. Мы - тростинка в этом мире. Своей небесной твердью Вселенная давит на нас, а мы всего-то и умеем, что мыслить».
Познание ни к чему не привело, как он не старался. Подошла к нему Афинская Таис и волнительно справилась о здоровье правителя.;Сказал Александр Великий: «Мое тело пребывает в полном спокойствии, однако дух беспрестанно ропщет. Кажется, что я все сделал, но что дальше?»;Сказала Таис Афинская: «Мир не ограничивается геометрическими измерениями».
Задумался Александр Великий.;Сказал Александр Великий: «Назови мне любое твое желание. Я его исполню».
Находились они наедине. Купались соратники Александра в золоте, пили вино и ласкали женщин. Учителя были далеко, и чувствовал он одиночество. Таис - единственная, кто не покидала его, - стояла возле него, в блеске своей телесной красоты и неиссякаемой притягательности.
Сказала Таис Афинская: «Уверен ли ты, о, великий царь, что ты сможешь удовлетворить любое мое желание?»
Сказал Александр Великий: «Так точно. Назови любое. Проси хоть полцарства».
Сказала Таис Афинская: «Тогда я хочу, чтобы ты подарил мне свою голову. Голову мыслителя, чьи амбиции простираются дальше мыслимых земных границ. Голову человека, который способен превзойти телесность. Голову, которой я хотела бы обладать».
С этими словами достала Таис кинжал и передала его Александру Великому. И хотя желание ее было совершенно немыслимо, царь не мог не сдержать слова. Принялась Таис танцевать свой роковой танец, словно провожая Александра в другой мир. В мир, который был ранее недосягаем ему.
Последнее, что мимолетно успел увидеть великий правитель - это надпись на клинке. Причудливая надпись состояла из 12 слов - 12 глав жизни Александра Великого. Два слова, которые отчетливо запомнил он, были: «Суета сует». Сквозь эту надпись смотрел он на мир и возвышался над своей жизнью. ;Он улетал… Улетал в место беззаботности, окруженное безоконной райской стеной. К садам красноречия, лесам отрады, рекам блаженства.


Рецензии