Лучше поздно, чем никогда

Осень. Конец ноября. В Стокгольме открылась выставка Ленинградского музея искусств. Я была приглашена шведом на эту выставку в час дня. Вообще мне казалось, что он симпатизирует мне, и поэтому, он не раз приглашался на мои дни рождения, но дальше семейного праздника ничего не менялось в наших отношениях. Его симпатия не возрастала и не гасла, а мой интерес к нему стал медленно затихать. Но, согласилась встретиться в час дня около выставочного зала, надеясь, что он проявит свои чувства или я пойму, что за его приглашением ничего не стоит.
Разумеется, главным в желании пойти на выставку живописи было встретиться с Родиной. Я уже 14 лет живу в Стокгольме. Приехав сюда из Москвы, где что ни день, то событие, где ощущение, что ты живёшь в главной столице мира всего, что собственно так и есть, я тихо брела по спокойным улицам Стокгольма. Без одной минуты час. В Швеции 15 минут опоздания, это нормально, хотя транспорт ходит минута в минуту. Жду кавалера 15 минут спокойно, зная их правила. Звоню. Отвечает, что он ещё в метро и задержится.
Странная ситуация. Или купить билет и войти в зал, или ждать в холле, или вообще около музея. В двух последних случаях мне не понравилось, и я подошла к кассе и купила билет на одну себя. Договорилась с работницей в выставочном зале, что выйду встретить друга. Да, да, конечно, любезно согласилась с доброжелательным выражением лица и сияющими голубыми глазами, словно, она ждала только меня, женщина, в специальном костюме работника музея.
Волнение мешало сосредоточиться. А волновалась я не без причины. У друга уже был инфаркт. А моя мама умерла от сердечного инфаркта, и я знаю, что торопиться, волноваться, утомляться нежелательно. Через час, опускаясь и поднимаясь по лестнице, я всё же решилась позвонить ещё.
В ответ услышала одно слово, «минуточку» и он появился в холле, через служебный вход. Я сказала, что билет купила, на что он ответил, «А я хотел пригласить Вас». С ним человек десять его же возраста, а именно 70 и чуть старше. Меня не представил. Но всё время ходил за моей спиной или рядом. На выставке он подвёл к одиноко висящим картинам; Шагала, Малевича, и Кандинского, проговорил, что они знамениты. О том, что эти художники знамениты особенно в европейских странах, правда не пойму почему такой ажиотаж, я знала. Но если так знамениты, то почему никто ни на минуту не останавливается около этих работ.
Все столпились у замечательной картины Айвазовского, «девятый вал», и около других работ советских художников, Поленова, Серебряковой, Герасимова, Дейнека, Венецианова, Левитана, Маковского. Портрет Ахматовой художника Альтмана я увидела впервые. Раньше только в репродукции.
Картины праздников 30 годов называются здесь Сталинской пропагандой. «От царя до народных комиссаров», вот так гласит выставка в Национальном музее Стокгольма. Друг пригласил в кафе при музее. Предложил выбрать что-то к кофе. Я решила выбрать пирожное подешевле, но, обслуживающий  юноша с огромными тёмно-карими глазами, принявший по всей видимости за женщину своей национальности (меня и в Москве принимали на рынке за свою) показал мимикой и взглядом, что они старые и предложил купить свежие, ещё горячие, с земляничным вареньем внутри. Друг обратил моё внимание на мои слова «ты так любезен, что пригласил на кофе», спокойно напомнил, что он часто был приглашён на обед, и считает, что просто обязан пригласить на кофе. Он чувствовал себя раскрепощённым. Расспросил о моих детях. Я сказала, что я и дочь не сильны в математике. А он признался, что тоже слаб в ней.  А я-то думала, что нравлюсь ему и поэтому поход в выставочный зал и кофе. А дочь рассмеялась, проговорив сквозь смех, «Это Швеция. Здесь мужчины изучают долго. А вообще ты мама ждёшь романтики, а вот это и есть общение» Ну без такого общения я бы обошлась, подумала я. И было бы гораздо лучше у картин быть одной и смотреть не торопясь. Я подумала, что он оторвался от своего коллектива и ищет кого-нибудь из них взглядом. И зачем, сама не знаю, спросила его, ищет он взглядом своих друзей, на что он ответил, что ищет туалет. И я решила, что в следующий раз пойду одна.
Домой вернулась простуженной, разочарованной и уставшей. Вечером позвонил бывший муж, с которым расстались 12 лет назад. И хотя он напрашивался в гости все двенадцать лет, вначале робко намекая, а позже настойчиво говоря, почему мы не можем быть любовниками, если не смогли быть мужем и женой. Но я не ездила к нему сама и не приглашала к себе. Если мы не могли быть друзьями, когда были мужем и женой, то зачем тратить время на бессмысленные отношения, думала я. Но причина гораздо глубже. Рана, нанесённая им, ещё не зажила, и простив в душе, я ещё не простила разумом. А он спросил, как дела. Я с восторгом стала рассказывать о выставке «Приятно это слышать. А кто тебя пригласил?»
Зная его ревнивый нрав, ответила спокойно, что ездила с обществом любителей искусства. Хотя ревнивой считал он меня и всем об этом рассказывал. Я, видите ли, не терпела, когда он раздвигал ноги под столом к ноге соседки. А должна бы была быть великодушной, потому что он делал это спонтанно, не намеренно.
Мой ответ его успокоил, так как сам он, и многие в Швеции состоят в нескольких обществах. Разговор он повёл о плохом состоянии своём, о том, что хотел бы выделить мне немного денег, но не знает, как выслать. И хорошо бы, если бы я приехала. Вот тут-то и вспомнились мне разом все обиды. Возможно от того, что болела, чувства стали острее. Я сказала, что деньги мне его не нужны (речь шла не о миллионах), а подумала, что никакие деньги не смогут окупить тот кошмар моей семейной жизни с ним, и бурное расставание с указанием на дверь в минус двадцати четырёхградусный мороз, где на автобусной остановке в ожидании автобуса я протанцевала 30 минут. Разумеется, я тогда простыла. Смехотворная причина расставания, причина повторных браков, нежелание детей от первого брака принять как должное выбор отца или матери. В данном случае,  нашего развода, позвонила его дочь из США. Она там замужем за итальянцем. Дочь сообщила, что приедет скоро с внуками и хотела бы встретиться, но встретиться с мамой и папой, чтобы внуки знали и помнили из вместе. И другой женщине не место в их семье. Она уже разбивала ему очки, когда ударила по лицу, за то, что он привёз вторую жену к ней в гости. К себе в дом она их не пустила и им пришлось жить в гостинице. А с третьей женой, да ещё из России, она совсем не хотела знакомиться. И он, боясь её, и возможно выяснений со стороны моей, почему она написала письмо, якобы его обижаю я и мои дети, вошёл после разговора с ней с рассеянным взглядом, с потерянной улыбкой. В гостях были подруги из России. Я догадалась о его смятении и сказала, что сегодня он будет разводиться. После ухода гостей я спросила, почему она написала, что я тебя обижаю. А он пожал плечами: «Сам не знаю». «А как она посмотрит мне в глаза?»
Размолвка. Каждый лежал со своими мыслями. А утром Дан сказал, что развёлся? Что позвонил и процесс пошёл? Пол дня рвала нашу с ним романтическую переписку. Приближался Новый год.
Так мы расстались. После были звонки со слезами, заверения что любит. Что его дочь приехала, но не к нему, а к матери, а он ждал её и позвонил мне, жалуясь, что она не торопится к нему. А я, естественно, злорадно и жестоко возможно ответила, это был твой выбор. Теперь сиди и годами жди встречи с дочерью. А у меня началась самая интересная эмоциональная жизнь, кипучая жизнь со страстями, которые рождали стихи. И вот теперь, когда он узнал, что изданы в Канаде две книги стихов и пишу роман биографического содержания, и что ему отведена главная роль, он, испугавшись, что будет выглядеть без прикрас, решил пригласить к себе. Он и раньше приглашал, да я отказывалась. Но теперь, когда он перенёс ещё одну операцию на сердце, в душе не осталось ни злорадства, ни обид, а только жалость и сожаление, что всё могло бы быть иначе.
Я понимала, что он хочет простить и проститься. Мы с моей дочерью (она любезно согласилась отвести меня) заблудились, потому что дороги ремонтировались. За три часа езды до места назначения о многом поговорили. Дочь мудрее и умнее меня. Обратила внимание на короткий век человека, о том, что нельзя копить обиды, ведь в разводе виноваты оба, что нужно уметь прощать. И что хорошо, что я приняла решение навестить больного бывшего мужа.  Дан смотрел в окно. Обнявшись я поняла, что к нему ни капли не осталось ни каких чувств, а только радость лёгкая от встречи со старым другом. Я похвасталась книгами. Он с удивлением спросил, сама ли я написала или издана с кем- то. Удивился. Пригласил к кофе. И показал снимок своего сердца. Добавил, что у него осталось действующим только 20% от сердца. Разумеется, утешение и уверение, что медицина скачками идёт вперёд, что скоро люди будут жить до ста сорока и это будет нормально, вряд ли убедило его, что он застанет это время. Сердце моё сжалось не только от того, что он не застанет это время, а ещё от того, что и я возможно не застану. На полу вдоль стен стояли картины, им написанные за наше расставание в двенадцать лет. Словно я продолжала рассматривать картины в галерее, только с той разницей, что художник один и мне давно известный. Дан устал, но мужался. Вообще он удивительно терпеливый и мужественный в болезнях мужчина. Стали прощаться. Он дал мне и дочери два конверта. Дочери за бензин с благодарностью за то, что привезла к нему меня, мне,  так понимаю на несколько поездок к нему же, на билет на электричку до Упсалы и от Упсалы до Дана на автобусе.
На обратном пути я рассуждала вслух, интересно, а куда денутся картины его, если дочь не сможет приехать. Ведь, 20% деятельности сердца, страшно подумать, но оно может остановиться в любой момент. Когда моя соседка умерла, то приехала специальная служба и всё вывезли на двух машинах. Его дочь не сможет их забрать с собой в США. Но меня ещё волнует, а куда денутся мои картины?
«Твои твой сын, мой брат, обещал сохранить до своей старости», ответила дочь «Не всем так везёт. А вообще, всё выбрасывают без жалости в контейнеры. А откуда ты думаешь картины продают на рынках. Социальные работники выбрасывают, а кто-то находит и продаёт за бесценок, некоторым картинам цены не зная. Да что там говорить, ты и сама покупала некоторые из-за красивых рам». Действительно, я покупала стоимостью четырёх пакетов молока иные картины. Разумеется, мне нужны были дешёвые рамы. И я решила доделать работы и продать при жизни за доступную цену людям с достатком как у меня. А бывший муж не снижал цену, говоря если снизишь, то не станут ценить. Люди любят платить и заплатив, ценят. Темнело быстро. Приближался Стокгольм. Предрождественские, празднично украшенные огнями всех цветов незабываемые улицы радовали, и отдаляли тяжёлые раздумья о скоротечности жизни. Но, гнетущее чувство не дало мне заснуть до утра. Я решила, что поеду к нему и украшу его дерево рододендрон ёлочными игрушками и огням, словно ёлку. Пусть все увидят, что в этом доме не теплится жизнь, не ждёт их сосед смерти, а живёт полноценно. Лучше поздно, чем никогда. И я позвонила утром, дабы поблагодарить за тёплый приём и обещала приехать, как только смогу. До Нового года оставался ещё месяц. Но после поездки разболелась на несколько дней. Затем ездила на встречу друзей в одну замечательную шведскую семью, где было уютно, достаточно весело для всех, с песнями дуэтом и просто желающие петь пели под гитару и пианино, и к концу вечера поняла, что мне это уже не нужно, и ничто меня не радует, как если бы на такой вечер я была бы приглашена ещё три года назад. Вот тогда бы да, тогда бы я вернулась в полном восторге. Вот и вторая суббота прошла, уже седьмое декабря, а я как представлю, что три часа к бывшему мужу, и столько же назад, то представление не вдохновляло меня на поездку, хотя и понимаю, что лучше поздно, чем никогда. Вчера, гуляя с собакой в лесу, позвонила, справилась о здоровье, добавила, что гуляю с собакой, на что он с грустью в голосе промолвил еле слышно, что хотел бы быть моей собакой в данный момент и с ещё большей грустью добавил, что вероятно будет слишком сложно для меня ехать на поезде, затем автобусом целых три часа к нему. Разумеется, он ждал, что я бодро отвечу, что приеду всё равно. Но не знаю ещё когда. А не будет ли слишком поздно. А не поздно ли уже сейчас, когда я пишу эти строки.
И я вспомнила случай, рассказанный мне женщиной из Подольска. Она гостила в Москве у дочери. А жила ещё с несколькими детьми в двухкомнатной квартире. И когда выходила из завода, встречал её один воздыхатель, который провожал её до квартиры. Он просил её стать его женой, а если она не хочет жить с ним, то хотя бы зарегистрироваться, чтобы, когда он умрёт, то она бы могла жить в его квартире. Признался, что любил её всю жизнь, как только увидел её ещё молодую вдову. Женщина не торопилась с ответом и однажды, когда, она, утром поссорившись с невесткой сына, решила для себя, что именно сегодня она согласится пойти к нему, и поздравить его с днём рождения, на который он умолял прийти вчера, то выйдя из проходной, она не увидела его. Ускоренным шагом, с болью в сердце она пришла к приоткрытой двери. Он лежал с телефонной трубкой в руке на полу возле телефонного столика. На столе торт и шампанское. Он уже не нуждался в скорой помощи, но она вызвала всё-таки скорую, поцеловала его в холодный лоб и тихо вышла из квартиры. Дома её ждали недомолвки, ссоры и перемирия. Всё, как всегда.


Рецензии
чувство оно между первой и второй Ситуацией
когда оно пришло в поезде
радовался что никому не сказал.

Анатолий Бурматоф   28.10.2015 18:23     Заявить о нарушении
Да,Анатолий, Вы правы. Даже, когда думаешь, что ничего не происходит хорошего, то это лучше, чем порой случится позже. А меня прошу извинить, что не ответила тотчас. Редко захожу на страницу. Поддалась грустному состоянию, хотя мой девиз,"Жизнь прекрасна и удивительна".

Валентина Карлстрём   27.11.2015 20:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.