Города - инородные тела на территории Беларуси

В советские времена существовало понятие -  «антагонизм между городом и деревней». Город всегда отождествлялся с прогрессом, деревня с отсталостью.
Оставив в стороне рассмотрение отличий города и деревни, остановимся лишь на одном: отличии горожанина от жителя деревни. Нужно сказать, что в целом горожанин был более интеллектуален. Город как пылесос вытягивал из деревни всех, кто был на что-то способен (влияние более высокого  материального состояния). В деревне редко встретишь любителя чтения (некогда, да и практически нечего). Горожанин, как правило, более модно одет. Но что резко бросалось в глаза, горожане разговаривали на русском языке, жители села - на белорусском. Парадокс – один народ, одна территория, одно государство, а языки разные. Попробуем разобраться почему.
 Вроде бы самая очевидная причина – школа. В городах, как правило, преподавали на русском языке, в деревнях на белорусском. Безусловно, это оказывает влияние. Но первопричина ли это? В деревне тоже русский язык изучали, но она по-русски не говорит и по сей день. В городе и английский учат, но он как-то не приживается. Почему же прижился русский?
    Русский язык в советские времена никто не навязывал. Официально даже государственного языка в СССР не существовало. Обучение в городских школах велось на русском потому, что большинство населения было русскоязычными.
Невольно возникает вопрос: а может он всегда в городах такой был? Деревенские жители попадая в русскоязычную языковую среду ведут себя так, как и другие мигранты, то есть переходят на язык большинства, а поколении в 3 практически становятся русскоязычными (лично на моем примере так и есть).
Если взять Ипатьевскую летопись, то можно увидеть, что полочане разные с кривичами народы, хотя очевидно, что Полоцк стоит в кривичской земле: «…а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи...». В летописях можно найти, что Полоцк и Смоленск это Русь. А вот кривичи так не зовутся: «Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках..».
Русские князья, враждуя друг с другом, обычно жгут окрестности городов, а сами города в редких случаях.
Если почитать русские летописи, то нужно признать, что к русскому языку они ближе, чем к белорусскому или украинскому. По крайней мере, чтобы старославянский понять, знание белорусского или украинского не обязательно.
Так может, города на территории Беларуси основаны чуждым пришлым народом (представители которых и были некоторое время большинством жителей в городах), который растворился в массах местного населения, но оставил после себя в наследство свой язык в городах, отличный от языка окрестных деревень? Другими словами в городах жила Русь, в окрестностях этих городов – Литва.
  Города на территории Беларуси появились в то же время, когда в Европе стали известны славяне. Это результат их экономического подъема, связанного с торговлей. Что касается конкретного времени, так на мой взгляд это был очень длительный и сложный процесс. Закончился он в основном примерно к 14 веку, но  полностью не завершен и теперь. Языки славян то все равно разные.
 Города строились совсем не одновременно. Первоначально (видимо практически одновременно) были построены города по крупным торговым артериям - Днепру, Припяти, Двине, Неману, Бугу. На ответвлениях же они были построены значительно позже. Уже не первоначальными славянами-пришельцами, а ославяненной Русью. Например, тот же Новогородок был построен уже в летописное время. А города на территории ятвягов стали вообще строиться во времена Даниила Галицкого, так как жители видимо препятствовали этому процессу.
Процесс славянизации шел тоже не постоянно. Я делю его на два этапа. До христианизации, и после крещения Руси.
На первом этапе славянский язык развивался постепенно, разговаривали на нем только города. Окрестное население славянский язык видимо знало (был необходим для торговли), но вне городов разговаривали на своих языках. Столетия спустя, ославянились и волости, небольшие территории вокруг городов. Они были как бы островами славян среди моря аборигенов.
С крещением, процесс славянизации пошел ускоренными темпами. Этому способствовали проповеди священников, письменность. Язык славян пришел в деревни и стал вытеснять понемногу местные языки, которые под его воздействием превратились в славянский, но до конца они не стали тождественными языку городов и до сих пор.
  Первоначально сама Русь (Киевщина) славянами не была. Процесс славянизации Руси еще не был закончен и во времена К.Багрянородного, т.е. в 10 веке. Свидетельство тому - двойное название Днепровских порогов.
Увы я снова отошел от понятий авторитетов, для которых первоначальная Русь это варяги. Того, что в ПВЛ варяги упомянуты одновременно с Русью, как разные народы, они не видят: "В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя."
Какие это были дославянские этносы? Сказать затрудняюсь. Слишком мало сведений. Знаю только отдельные их названия по названию регионов - Русь, Литва. Они делились на племена и племенные союзы. ПВЛ говорит, что славяне, придя на наши земли приняли название земель:"Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели." Думаю первоначально, это были названия аборигенов, а потом стали и славянские - поляне, древляне, дреговичи, радзимичи, кривичи, словене, вятичи, аукштайты, жемайты.
Какой у аборигенов был язык? Думаю у каждого племени был свой язык, но были они похожими, как похожи и современные славянские языки между собой. Почему так думаю? Русские названия Днепровских порогов легко объясняются жемайтским языком и отличаются от славянских названий. Значит, древний русский язык был похож на жемайтский. А значит, были похожи языки и других племен.


Рецензии
Очень интересная статья.
Но позволю некоторые замечания.
Вы пишете о более близких нам временах: "В деревне редко встретишь любителя чтения (некогда, да и практически нечего)".
Моя семья в город переехала, когда мне 6 лет было, так что на себя ссылаться не буду. Папа с детства в деревне читал запоем. Всю школьную библиотеку перечитал... Жена моя из другой деревни, тоже книголюб... (В обоих случаях не райцентры.) Так что не так уж и редко...
Занятный факт: среди старейших городов: Новгород в России и Новогрудок в Белоруссии. Города по именам "новые"...

Андрей Иванович Ляпчев   27.12.2014 04:04     Заявить о нарушении
На счет чтения в деревне, то возможно я и ошибаюсь, судя по себе. Сам я тоже книголюб. К чтению меня пристрастила бабушка. Читал так же мой дядя. Но у бабушки было 6-ро дочерей, любителем чтения кроме меня так никто и не стал. Не помню, чтобы из подруг бабушки кто-то читал. А вот в деревне отца, где я тоже гостил, на всю деревню была только одна старушка, которая любила читать.

Что касается древности городов, так Новогрудок на мой взгляд построил Ярослав Мудрый после победы над Литвой. Правда литовцы на форумах это яростно отвергают. Но посудите сами:
http://s017.radikal.ru/i411/1412/55/2a4192edf340.jpg

Что касается Великого Новгорода, то возможно летописец его древность додумал. Слышал, что археологи не находят там ничего древнее прихода Рюрика. А в Повести ВЛ Олег берет дань на Новгород если только в числе прочих городов:"И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу."

Владимир Старовойтенко   27.12.2014 22:58   Заявить о нарушении
Конечно, далеко не все в деревне читают... Но и среди коренных горожан книжников не так уж и много. Такие «дубы» есть, что Муму с Каштанкой путают...
Посещение Новгорода апостолом Андреем, это конечно апокриф... Но для нас Новгород безусловно один из старейших городов, а о городах дорюриковского времени и археологи немного рассказывают...

Андрей Иванович Ляпчев   28.12.2014 05:56   Заявить о нарушении
Нет, ну конечно не все горожане книжники. Но всеже, на мой взгляд, читателей там больше. И библиотек домашних там всегда было явно больше (хотя, некоторые их и для обстановки только держали).

Владимир Старовойтенко   28.12.2014 12:35   Заявить о нарушении
А много ли сегодня горожан, чьи предки и век назад были горожанами?
У меня дольшинство родственников в городе, но "корни" деревенские.
И Вы и я родом из деревни, хотя сейчас, конечно, горожане...
И осмелюсь предположить, что уровень культуры у нас выше, чем "среднегородской"...

Андрей Иванович Ляпчев   28.12.2014 12:52   Заявить о нарушении
Да, о городах дорюриковских времен сведений не много и у археологов. Вот сейчас интересны работы белорусского археолога Дениса Дука. Он проводит раскопки Полоцка. Так согласно его мнения, славяне поселились в Полоцке всего лишь примерно за 100 лет до Рюрика, они же и основали город, хотя городище и поселение было и до их прихода.
А если вспомнить Повесть временных лет, то полочане это те же новгородцы, просто в другом поселении. Значит и Новгород Великий возник примерно в то же время.Новый он видимо потому, что где-то был и старый город. По моей версии старый город это Киев, так как он назван матерью городов русских. Но на форумах часто старый город видят на территории Прусии.

Владимир Старовойтенко   28.12.2014 12:55   Заявить о нарушении
Коренных горожан конечно меньше, чем выходцев из деревни. Ведь города разрослись буквально на нашем с вами веку. Еще во времена моего детства горожан было 25% от населения, сейчас все наоборот.
Но и до моего рождения в нашем городе население сильно изменилось за счет деревни. До войны ведь около половины населения городов были евреями, а немцы их в большинстве уничтожили.На их место после войны пришли жители окрестных деревень. Мои родители кстати так и оказались в городе. Не кому было работать на заводах. А так из колхоза не отпускали.
Что касается культуры, то у нас всегда было мнение, что в городе она выше. Ну а насчет интелекта, так это, на мой взгляд, дело индивидуальное и от места рождения не зависит.Кому что интересно.

Владимир Старовойтенко   28.12.2014 13:07   Заявить о нарушении
На чистом белорусском разговаривают только на телевизионных передачах,на каких
либо официальных форумах и собраниях,и пишут книги на белорусском языке. На
деревне преобладает трасянка - смесь белорусского с языками соседей.
По моему так,Владимир?

Александр Сих   17.07.2015 13:59   Заявить о нарушении