Бегут годы

 
БЕГУТ ГОДЫ
(Из книги «О людях и для людей»)

–  Ан-ну-ш-ка-а… – выглянув в коридор и обернувшись к притихшему классу, шёпотом выдохнул белобрысый сорванец.  И тут же, приставив палец ко рту, быстро шмыгнул за  парту. Все замерли, и над классом повисла  напряжённая тишина.  И вот в дверях, наконец-то,  появилась  фигура учительницы.  Суровость её фигуры подчёркивало платье тёмного цвета,  старомодное и строгого покроя.  По  сумрачному взгляду немолодой  женщины  было  видно, что  никому  в классе он сегодня  ничего  хорошего не предвещает. Ученики  прилипли к парте, пытаясь слиться с ней и стать как можно незаметнее. Впрочем, на  уроках математики  здесь никогда лёгкой жизни не было.
 Учительница была нездорова на вид, а на этот раз ещё было видно,  что у неё  очень скверное настроение.  В  руках  она держала большой деревянный треугольник  с белыми следами  мела по краям, а к груди прижимала толстую пачку тонких синих и зелёных тетрадей, по пути от двери  она медленно обводила взглядом класс, словно прожигая каждого.
  Остановившись около учительского стола, резко бросила на него тетради, а затем, придвинув с шумом к столу стул, тяжело села на него.  И только потом, не торопясь и не скрывая своего раздражения, начала скользить взглядом  по раскрытому  классному журналу. Ученики перестали дышать, надеясь, что пронесёт. Но чья же, всё-таки,   фамилия сейчас  прозвучит  над их головами? Ожиданье, казалась, долгой, а тишина ещё томительней и тяжкой. Но вот вздох облегчения, как дуновение ветра, пронёсся по классу, и несколько человек, чей выпал жребий, обречённо побрели к доске.  Но вскоре ещё большее напряжение  охватило класс: предстояло оглашение  результатов контрольной работы.
 Замотанная  по плечи  в тёплый  шерстяной платок фигура учительницы начала поочерёдно брать со стола тетради и резко  называть фамилии, при этом ставя  аккуратно оценки в журнал. Она  всё более и более хмурилась, и оттого лицо под платком  становилось  суровее, чувствовалось  в нём не только нездоровье, но и то, что результаты контрольной работы не доставляли ей радости. Взгляд, которым она время от времени окидывала зал, казался тяжёлым, голос, что резко называл фамилии и оценки,  жёстким, и оттого ученики ещё ниже  припали  к своим  партам, боясь встретиться с её взглядом, да так, что слышно  было дыхание каждого. 
  Они  любили её и боялись. Стоило бы ей улыбнуться сейчас, так сразу бы расцвёл  в улыбках  класс, радостное оживление пронеслось бы по нему. И радость была бы  большой вполне искренней. Став взрослым и будучи уже студентом пединститута, мне как-то довелось однажды услышать такую  фразу от одного из  преподавателя:  «…Я слишком люблю свой предмет, чтобы допустить к нему непочтительное отношение!». Теперь я понимаю, что эти слова можно отнести в полной мере и к учителю математики Косогорской средней школы №1 ( ныне № 65)  Анне Семёновне Казаковой. Она очень любила свой предмет, была настоящим математиком, отдавала себя полностью  своей работе и ученикам. И потому её нельзя было не уважать, не любить, не бояться, ведь она требовала от нас такого уважительного отношения к математике, с каким она относилась к ней и сама, а без дисциплины и порядка на уроках просто не постичь столь сложный предмет. Ведь не зря же она за свой педагогический труд  награждена  медалью, а среди её многочисленных учеников  немало знаменитых людей,  известных на всю страну.
 Бегут годы. С той поры  прошло много лет. Многое  виделось в жизни, довелось испытать. А  вот эти  уроки  так и  остались в  памяти, как и остался в памяти  образ Анны Семёновны Казаковой.  Она учила нас не только математике, а и уважению  к  труду, к своей  профессии, которой должны быть верны и следовать всю свою жизнь. Она учила,  прежде всего, личным  примером, своим отношением к делу. И сегодня оглядываясь в детство с высоты  своей уже достаточной  взрослости, ясно видишь, что лучше тех лет и  уроков в любимой школе уже в твоей жизни ничего не было. И то, что дала тебе  школа в детстве – это осталось крепким фундаментом на всю жизнь.
 Как же это сегодня всё отлично понимается, но почему раньше так ясно не понималось? Обидно!  Но, тем не менее, хотели мы этого или не хотели, но благодаря  настойчивости и требовательности  учителей, их преданности нам,  мы получили то, что нам очень пригодилось  потом  в жизни – знания и первые представления о жизни за стенами школы.  Именно школа  давала нам не только знания, но воспитывала нас, порой больше, чем семья и родители, учила быть настоящими людьми, доброте и человечности, дружбе и товариществу. И наши  учителя щедро делились с нами  не только своими  знаниями, но и всем, что имели, а это, прежде всего, своим взглядом на мир!
  А мы  всё это, их каждодневный тяжёлый  педагогический труд,  заботливое отношение к своим ученикам, их любовь и внимание, воспринимали  как должное, совершенно не задумываясь над тем, как им порой бывало очень  тяжело с нами.  И потому сегодня в  День учителя, в день замечательного профессионального праздника наших учителей и воспитателей, пусть прозвучат самые добрые в их адрес за тяжёлый, но благодатный труд! Спасибо вам, дорогие учителя, и низкий вам поклон! Ведь вы отдавали каждому из нас  всех себя  без остатка, не щадили  не только рабочего, но и личного  времени, сил и здоровья. И здесь как не вспомнить вновь  Анну Семёновну Казакову, всегда находившую время для дополнительных  занятий,  и не только для работы с отстающими учениками, но  и с отличниками, подающими большие надежды. Она умело давала знания сверх школьной программы, причём часто, как я уже сказал,  и после своего рабочего дня. Тогда это называлось: факультативные занятия. Несмотря на внешнюю суровость и настоящую строгость, она очень любила своих учеников. И  все чувствовали, знали и понимали это. Помнится, во время какой-либо из контрольных работ она могла просто подойти  к  ученику и заглянув к нему в тетрадь, легонько шлёпнуть по голове,  только лишь сказать: «Думай!». Если, конечно,  этот  ученик  пошёл  «не в ту степь», ведь  ей нужны были знания, а не только показные оценки в журнале.
 Она ценила в своих учениках умение размышлять, работать самостоятельно, то есть, учила всех нас: «Думать!». А это в жизни самое главное. И потому это её требование  делало уроки не только напряжёнными, но и  интересными. И таких думающих и внимательных к нам учителей в первой Косогорской средней школе было немало.  Разве  забыть, к примеру, нам когда  таких учителей  как:  В. В. Маркову и Н. Т. Маркова, О. В. Аникину, Г. Г. Виторского,  А. Н. Абрамову, О. П. Ткачёву, Т. П. Васильеву, Е. К. Александрову, Л. В. Ермакову и многих, многих других наших замечательных педагогов?!
  А сколько  сил и знаний отдавала нам  учитель английского языка Любовь Евгеньевна Капустина?! Помнится,  как она приносила нам на уроки из дома свой личный патефон с пластинками на английском языке и пыталась учить нас правильному произношению, увлечь  чтением вслух художественной литературы на английском языке, проводила с этой целью различные  диспуты и беседы, рисовала в красках наглядные пособия.
 Но особенно незабываем был наш классный поход по родному краю, по берегам реки Красивая Меча, что проводила с нами учитель географии Ольга Петровна Ткачёва.  С ночёвками в палатках,  дымом костров и  ранними утренними рассветами. И что удивительно: никто и не думал, что это может быть опасно – молодая учительница одна с детьми в лесу? Просто иные были времена!
 Хочется вспомнить и ещё один очень примечательный эпизод из нашей школьной жизни. В Туле был, а теперь его нет,  замечательный детский кинотеатр «Пионер». На его месте сейчас  тоже кинотеатр, но под другим названием – «Родина». Именно там  мы увидели впервые  прекрасный фильм-спектакль  «Горе от ума» и просто великолепный фильм-оперу «Евгений Онегин». Они запомнились нам на всю жизнь! И это было наше первое соприкосновением с настоящим искусством, а организовала нам эти замечательные поездки в Тулу в рамках  школьной программы  наш классный руководитель и учитель русского языка и литературы Екатерина Куприяновна Александрова.  Эти фильмы до сих пор, действительно,  незабываемы. Именно  Екатерина Куприяновна познакомила нас  в школьные годы и с Рудиным, Рахметовым,  Базаровым, Онегиным и  Печориным, с другими героями нашей великой  русской литературы. Как же сегодня не сказать ей и другим учителям: «спасибо», если всё лучшее, что есть в нас от них?! А как вдохновенно она читала нам вслух Пушкина и Блока, Некрасова и Шевченко, Маяковского и Есенина, Кольцова и Никитина, и многих, многих  других русских поэтов! Разве сможем мы когда-нибудь это забыть?
 Вечно мы будем, к примеру,   помнить и наш школьный спектакль «Цыган», что был поставлен  по одноимённому произведению Пушкина. Маленький актовый зал в школе был учениками забит до отказа. И нашими того времени  юными зрителями он вряд ли когда тоже забудется!
Оглядываясь  назад, порой иногда думаешь: как  нам всё-таки повезло в жизни?! Повезло в том плане, что мы жили в замечательное советское время, что нам довелось встретиться с такими замечательными и духовно богатыми людьми, как  наши дорогие  учителя! Повезло и в том, что у нас  была полная возможность учиться, получить бесплатно в школе глубокие знания, которые в жизни оказались нужны, как глоток живой воды! Но в  это был вложен неимоверный труд наших учителей, который  был всегда целителен и полезен для наших юных душ.  И как сегодня не сказать:  «спасибо»  всем тем, кто сеял и сегодня сеет: « разумное, доброе, вечное…»,  дорогим нашим учителям!
А.Бочаров.
1991.


Рецензии