Индийские зарисовки. Визак. Часть3

Часть 3.

В последующие дни я продолжил свои наблюдения.
 
Чего только не увидел? Здесь в открытую, прямо на улице стирают, месят тесто, готовят, что-то красят или подкрашивают на побитой автомашине, моются, ремонтируют обувь и, даже, ходят в туалет.  Все без комплексов.
 
Все смешалось. Кто-то занят чем-то, кто-то – ничем. Просто сидит на корточках, безразлично наблюдая за всем происходящем.

До тебя никому нет дела.
 
Несмотря на довольно раннее время, жарко и душно.

- Эх, сейчас бы чего-нибудь холодненького…

Как будто дразня, в нескольких шагах от меня расположился один из местных жителей со своим «производством».
Простейшее устройство, состоящее из валков с ручным приводом через шестеренную передачу.
Здесь готовился тростниковый напиток.
 
Нарезанные тростниковые стебли пропускаются два-три раза через вращающиеся валки. Из стеблей выдавливается сок – коричневатая жидкость, которая стекает в пластмассовую емкость. Говорят, что сок очень сладкий. Рядом стоит коробка из полистирола со льдом.
 
Желающим продавец наливает в пластиковый стаканчик кружкой из емкости сок, бросает туда несколько кусочков льда и продукт готов.
 
Привлекаемые сладким запахом роем вьются тучи мух и каких-то насекомых.
От вида всего этого, пить расхотелось.

Так постепенно я знакомился с особенностями быта и культуры местных жителей.
Это знакомство начиналось с познавания некоторых обычаев и правил поведения. Это были живые ощущения, которые нельзя передать ни хорошо написанной книгой, ни рассказами очевидцев, хотя то и другое дополняют общие впечатления.

 Далее идет квартал двухэтажных построек. Район явно более цивилизованный, чем предыдущий. По обе стороны улицы тротуары, которые отделены от проезжей части открытыми ливневыми водостоками. Через каждые 10-15 метров бетонные переходные мостики.
 
Первые этажи заняты лавками по продаже всякой мелочи, мастерскими, киосками и небольшими магазинчиками розничной продажи фруктов, овощей и напитков.
 
Тут же на тротуаре, прямо у проезжей части пристроились «конкуренты», перед которыми горками уложены кокосовые орехи, плоды папайи, манго или что-нибудь собственного производства, часто не совсем относящееся к разряду продуктов, как например, легкая обувь или какие-то поделки.

На фасадах первых этажей зданий практически нет свободного места – все занято яркой, бросающейся в глаза, рекламой. Может быть, поэтому улица, несмотря на всю убогость строений, выглядит какой-то даже красочной.

Вторые этажи предназначены для проживания. Похоже, что в этих жилищах, в отличие от предыдущего квартала, люди жили в более комфортных условиях.

Навстречу едут один за другим велорикши. Правильнее сказать идут или, скорее, бегут. Рано утром они собираются на базаре, покупают у оптовиков овощи и фрукты, чтобы затем доставить их продавцам  розничной торговли. Они настолько нагружают свой транспорт, что сесть в седло практически невозможно. Этот утренний «рейс» является, пожалуй,  единственным источником их заработка. Если, случайно, кому-то не понадобятся услуги грузового велорикши.

Ближе к центру дома богаче и поухоженней. Хотя такие же двухэтажные.
В небольших двориках или просто арках для входа многих домов стоят автомобили. В палисадниках перед домами кустарники и цветники. Все огорожено.
 
Ограждения чаще всего выполнены из металла и, благодаря ажурным фрагментам конструкции,  являются своеобразным дополнительным украшением дома.

На фасадах некоторых домов можно увидеть таблички с надписями о профессиональной принадлежности владельца.

Один раз мы все-таки выбрались вечером из гостиницы. Это был предпоследний день нашего пребывания в Визаке. Решили пойти в супермаркет, расположенный, как нам сказали, приблизительно в километре от гостиницы.
 
Если центральная улица еще как-то освещалась, то та, на которую мы свернули, чтобы сократить путь, не освещалась совсем. Правда, то справа, то слева были видны  какие-то огоньки, все-таки как-то освещающие часть дороги.

Источником света оказались газовые светильники, установленные на лотках ночных продавцов. Это было их время, когда лавки и киоски розничной продажи  уже были закрыты.
На лотках можно увидеть в мелкой расфасовке орешки, фисташки, сладости, сушеные фрукты, сигареты в розницу и прочие мелочи, которые всегда, днем и ночью, пользуются спросом.

Нельзя, однако, сказать, что местные жители, даже в бедных районах не пользуются благами цивилизации. Сквозь дверные проемы или прямо перед жилищем были видны светящиеся экраны телевизоров и слышен шум от работающих небольших бензиновых электрогенераторов.

Супермаркет казался оазисом света на фоне окружающего пространства, хотя невдалеке, почти рядом находились достаточно освещенные дома. Яркое освещение после полутемных улиц резало глаз.
 
Внутри он, наверное, мало чем отличался от подобных магазинов, в чем мы могли скоро убедиться. Обратило на себя внимание, что продавщицы одеты были не в сари, а  в более свободную и удобную одежду. Однако в цветовой гамме все же преобладали сочные и яркие тона.

Выполнив запланированный экскурс по супермаркету и ничего особенного не купив, мы покинули это царство света,  экзотических продуктов  и всевозможных           товаров.
 
Последнее, что нам удалось увидеть в этот день, это «ателье» по пошиву брюк. Было уже совершенно темно и мы передвигались, что называется, на ощупь.
Наше внимание привлекло необычно яркое освещение входа какого-то строения и стрекотание  электрогенератора.
 
Из-за темноты нельзя было определить, что это за строение. Можно было только предположить, что это обычное семейное жилище, используемое одновременно, как мастерская для пошива. В свете довольно яркой лампы, висящей над входом, стоял мальчик лет 10 – 12  и знаками приглашал подойти поближе. На его шее висела сантиметровая лента, как у настоящего закройщика.

Вскоре все стало ясным. Через раскрытый полог  двери было видно, как на циновке сидит, сложив под себя ноги, мужчина. Перед ним – швейная машинка, как мне показалось, с электрическим приводом.
 
- Мальчик предлагает пошить брюки. Есть выбор материала. Сейчас он снимет мерку и завтра они будут готовы, - сообщил нам переводчик, после беглого обмена несколькими словами с мальчиком.

Понятно, что мы  отказались от такого предложения.
 
                *    *    *

Наступил день нашего отъезда.
Впереди непростой перелет в Дели, с пересадкой и четырехчасовым ожиданием в промежуточном аэропорту Хайдарабада.
Было раннее душное утро августа 1998 года.    


Рецензии