С. Фергюсон. Отсутствие чувства греха в религии

ОТСУТСТВИЕ ЧУВСТВА ГРЕХА В СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИИ
Синклер Фергюсон (1988)

Популярной современной религии свойственны многие дефекты. Некоторые изних могут быть замечены во внешней практике исповедующих ее, другие - во внутреннем настрое, который ее характеризует и который не перестает проявлять себя. Одним из важнейших дефектов такого рода, которые колют глаз духовно настроенному наблюдателю, является отсутствие чувства греха. В наше время почти нет "грешников" в обычном смысле этого слова среди так называемых христиан. Объясняется это тем, что выросло целое поколение людей, которые "чисты в своих глазах и все же не омыты от нечистот своих".
1. Заметим, что есть самая большая разница между совершением греха и чувством греха. Грех сам по себе тварен, но чувство греха исходит от Бога. Необходимо прежде всего провести это простое различие. Многие невежественные люди не проводят его. Когда они слышат, что искреннее дитя Божье исповедует свои грехи в молитве, они готовы сделать вывод, что такой человек, возможно, является большим грешником, чем другие, или что он совершил какие-то особенно отвратительные грехи. Они не понимают, что просвещенная совесть острее ощущает греха и вины, чем совесть других людей, и видит грех и вину там, где другие не видят. Еще один факт, что упускается здесь из виду - это то, что послабление в отношении греха, вместо того, чтобы пробуждать его осознание, имеет совершенно противоположный эффект. Такого рода снисходительность имеет прямую тенденцию заглушать совесть, притуплять ее и делать бесчувственной.   Таким образом, часто случается, что ожесточенные грешники становятся в своих глазах самыми невинными людьми в мире. Все страдания, которые они навлекут сами на себя, они приписывают недобрым намерениям других людей. С другой стороны, там, где есть истинное чувство греха, где ощущается его постоянное присутствие в мыслях и действиях, его зло и наша вина, есть склонность возненавидеть грех и отказаться от него. Пусть прежде всего будет понято, что грех - это дело человека и дьявола, но чувство греха - это работа Бога в душе.
2. Следует отметить, что более полное чувство греха производится Святым Духом в возрождении, и в дальнейшем укрепляется Им же. Ясно, что именно об этом говорит Писание на эту тему.
Что касается чувства греха в возрождении, Сам Христос говорит об этом в Иоан.16, когда Он намекает, что после того как уйдет, Он  пошлет Духа истины, Который " обличит мир о грехе, о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня". И это иллюстрируют частые примеры в Деяниях апостолов: тысячи свидетелей в день Пятидесятницы, Савл из Тарса и стражник из Филипп, как и подобный опыт христиан в последующие эпохи, включая такие выдающиеся примеры, как Августин, Лютер, Джон Беньян, Оуэн, Халибертон и другие. Это правда, что среди них можно найти случаи, когда первым действием Святого Духа было проявление любви к Богу, но за ним всегда следовало чувство греха. Это чувство греха и недостоинства - то, что делает любовь Бога во Христе столь невыразимо прекрасной и драгоценной для души. Одно всегда  является дополнением другого в опыте спасения, хотя в тех случаях, когда чувство любви намного превышает чувство греха, последнее может быть поглощено первым и это едва ли послужит пробуждению души. Как правило же, его началом является вопль мытаря: "Боже, милостив буди мне, грешному" - и это первый опыт народа Божьего под работой Духа Святого в возрождении.
Что касается чувства греха в освящении, то псалмопевец в Ветхом Завете и Апостол Павел в Новом являются его выдающимися вдохновенными свидетелями. Псалмы несут поразительное свидетельство чувства греха в процессе освящения. Давид и другие вдохновленные небом писатели всегда понимали, какие они грешники в сердце и в жизни.  Они исповедуют свои пороки и недостатки с горестными жалобами, и они ищут с настойчивой серьезностью, с опасением отказа, прощения своего беззакония и благоволения Божьего лица. Апостол Павел в Рим.7 описывает свой опыт во время и после возрождения, и из его свидетельств ясно, что любая живая душа находит, сколько в ней зла. "Нахожу удовольствие в законе Божием по внутреннему человеку" - это вещь, которую не может сказать ни необращенный, ни даже только что разбуженный грешник! - но " вижу иной закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих". Будучи подавлен чувством пребывающего в нем растления,  Павел вопиет: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти "И все-таки на одном дыхании он добавляет:" Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим". Некоторые толкователи и переводчики, даже пресвитериане, считают, что апостол описывает здесь свой приговор греха до обращения. Это большая ошибка и заблуждение. Это человек веры и надежды, который говорит: "Я благодарю Бога через Иисуса Христа", и жалуется в то же время на "тело смерти". Опять же, апостол описывает состояние своих братьев во Христе в Гал.5.17: "Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти, они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотите". Здесь описывается внутренний конфликт, который, несомненно, включает в себя чувство пребывающего греха.
Кроме того, отметим, что любой здравомыслящий христианин, размышляющий о Боге и душе, поймет, что на самом деле это так и есть. Возрождение не есть достижение совершенной святости. Это создание нового человека - который есть "новое сердце и дух правый" - но это не полное изгнание человека ветхого. Он будет отброшен, но не изгнан. Он до сих пор жив и активен, и, хотя свергнут, стремится вернуть себе власть, что он потерял. Все это подчеркивает многообразие увещеваний и предупреждений, с которыми апостол Павел и другие апостолы обращаются к "верным во Христе Иисусе", предостерегая их от опасности греха, который они различают четко и безошибочно в собственной груди - непотребство, злобу, гнев , неверие и тому подобное. Там, где правит новое творение, по необходимости должно быть чувство остающегося в нас греха, сознание нашей порочности и вины, конфликт с его работой, и интенсивные стремления к избавлению от него, от его корней и ветвей. Как бросается в глаза  отсутствие такого чувства греха в массовой религии того времени, в которое мы живем! Взвешенная на весах, эта религия будет найдена очень легкой.
Это проявляется прежде всего в том, что отсутствие этого чувства подразумевает отсутствие Духа, Который необходим для спасения. Сколько зла является результатом отсутствия этой убеждающей и просвещающей работы Духа! Грешник, который имеет некие религиозные убеждения, но не смирился пред Богом, и не видит своих грехов, сталкивается с серьезной духовной опасностью. По сути, любой вдумчивый ученик, наученный Царству Божию, поймет, что нет большей ошибки, когда-либо имевшей место в религии, чем недостаточное чувство злостности греха. Глубокое чувство нашей собственной греховности и ответственности за грех будет держать нас покорными премудрости Божией, выраженной в Его слове, и сделает нас зависящими от научения Духа истины, Который не может лгать.
3. Перейдем теперь к тому, чтобы отметить некоторые важные черты сегодняшней религии, в которой отсутствует чувство греха.
Это явление бросается в глаза по общему тону проповеди нашего времени. Следует понять, что теология, которая популярна в крупных религиозных конфессиях, мало учитывает сам факт греха. Боговдохновенное учение о падении рассматривается многими скорее как миф или поэзия, чем как простая истина, а учение о полной греховности человеческого рода по отношению ко всему духовно благому на практике, а часто и в теории отвергается. Богословы и студенты, сами не наученные Богом спасительному познанию, когда они впитают это отсутствие серьезного видения греха и спасения, обязательно будут выражать эти взгляды на кафедре, когда они становятся рукоположенными служителями Евангелия. Таким образом, средний проповедник сегодня - это, по сути, человек, который не имеет видения своего греха сам и не прилагает никаких усилий, чтобы произвести впечатление на своих слушателей  необходимостью иметь его.  Он никогда не был убежден в собственной душе, что он падший, потерянный грешник пред Богом, и что его сердце "лукаво более всего и крайне испорчено" (Иер.17.9), и потому этим суровым реалиям нет места в его мысли и проповеди. Он может вообще считать себя справедливым и добрым человеком, который никогда не думал, что в его жизни есть что-то особенно грешное или неправильное, и обращается к своим слушателям, как будто они были очень похожи на него в этом отношении. Он может, без сомнения, исправлять их в чем-то или утешать ввиду неприятностей и разочарований, которые они испытали в своей повседневной жизни, и он думает, что им требуется лишь наставление и утешение. Дальше этого он редко, если вообще идет. Грех, если он упоминается вообще, в основном рассматривается по существу как отношение к ближнему. Моральное зло между людьми в значительной мере признается и решительно осуждается, но грех, совершенный против Бога и влекущий Его святой гнев и праведное проклятие, не обсуждается и не провозглашается. Многие проповедники считают библейское учение о грехе и о наказании за него в аду мрачными понятиями непросвещенного прошлого, никак не подходят для ушей культурных людей сегодня. Мы дожили до тяжких времен, когда о безошибочной истине Слова Божьего нельзя говорить или слушать в исповедующей Церкви Христовой, и когда слепые ведут слепых и чаще всего занимают христианские кафедры. Мы не касаемся многих других последствий этой популярной современной проповеди; мы просто отмечаем тот факт, что чувство греха, и как учение и как опыт, отсутствует в фатальной степени.
Чувство греха часто отсутствует также в нашей молитве. Господь Иисус, как глава Церкви, учил Своих учеников молиться: "Прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим". И апостол Иоанн, как вдохновенный учитель, обращаясь к детям Бога, заявляет: "Если мы говорим, что не имеем греха, мы обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан.1.8-9). Эти непогрешимые свидетельства ясно доказывают, как то, что чувство греха является важным элементом в христианском опыте, так и то, что грех должен быть постоянным предметом нашего исповедания и молитв пред Богом. Но мы находим, что это очень редкое явление в молитве многих служителей сегодня. У них нет ни исповедания греха, ни мольбы о прощении. Если вопль сокрушенного духа, который угоден Богу, не слышен из уст профессионала религии - это верный признак правления духовной смерти. То, что мы, как правило, слышим - это серия благодарений за полученные благословения, слишком похожих на манеру фарисея в храме: "Благодарю Тебя, что я не как прочие люди". Как далеко здесь до молитвы мытаря! Прошу понять правильно: я не осуждаю настоящую благодарность Всевышнему за Его благость и соответствующие ей выражения. Они прекрасны и необходимы на своем месте, но если в них нет чувства греха, проницательный слушатель усомнится, получил ли такой лидер какие-либо спасительные благословения Евангелия и способен ли он по-настоящему благодарить Бога за что бы то ни было! Самые серьезные из слуг Божиих больше всех чувствуют свои грехи и пороки, и необходимость постоянно прибегать к престолу благодати за прощением и очищением, оживлением, обновлением и утешением. Они не считают себя чего-то достигшими, но стремятся к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Фил.3.14). Отсутствие чувства греха в высказываниях тех, кто должен быть примером для других будет иметь вредное влияние на мнения людей, которые слушают их. Эта тенденция будет душить чувство греха даже там, где оно обязано быть. Необращенные служители губят множество добра и наносят неисчислимый вред своим грешным братьям.
Чувство греха, кроме того, отсутствует в общей религиозной жизни нашего времени. Жизни не в собственном смысле, ибо такая жизнь, о которой часто говорят сейчас - это духовная смерть, имитирующая жизнь, и эти действия выдают себя, потому что они не работают в русле Божьего Слова. Следует понять, что чувство греха отсутствует во многих предполагаемых возрождениях. Это важнейшее изменение в наше время чаще всего сводится к одной категории - к решению за Христа. Все, что, кажется, ожидается от обращенного - это заявление, что он верит и намерен следовать за Христом. Здесь нет ни осуждения греха, ни чувства своей погибели и беспомощности, когда потерянный грешник с плачем взывает ко Господу о милости и прощении через веру в Иисуса Христа, и просит Его спасения. Христианин не может полагаться на свое решение или угрызения совести, ибо это не возрождение. Это правда, что  решение следовать за Христом является частью истинного обращения к Богу, но это еще не все, ибо это уже плод, а не корень. Никто не может по-настоящему слушаться Искупителя, но лишь тот, кто был спасен от греха и вины Его властью, и это влечет новое рождение, изменение души, которое,  как правило, сопровождается большой внутренней борьбой и муками от греха. Кроме того, мы не просто видим - это бросается в глаза, что чувство греха, которое всегда сопровождает живое благочестие, почти отсутствует в духовной жизни современных христиан. Отсутствие этого сознания греха явно связано в наши дни с отсутствием благодатного расположения нового творения.
(1). В современной религиозной жизни почти отсутствует страх Господень. Страх Господень является существенной особенностью истинного благочестия, и в Ветхом Завете, и в Новом. Дети Божьи при старом домостроительстве часто называются боящимися Господа, как и о первых христианах в Деяниях сказано, что они "ходили в страхе Господнем и утешении Святого Духа". Да, совершенная любовь Евангелия изгоняет рабский страх, который исходит из чувства вины - страх, в котором нет ничего, кроме страха. Но она не изгоняет сыновний страх, вытекающий из любви к дарованной нам Богом жизни Его детей. Там, где есть этот благодатный страх, мы видим  бесконечное величие и святость Бога, явленные на Синае и на Голгофе, и это представление, которое наполняет душу ощущением своей невыразимой мерзости и недостоинства. "Истинно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый". Это благоговение, которое сопровождается глубоким чувством греха, явно отсутствует в современной религии. Недавно в одном журнале вышла статья под заглавием: "Потерянный страх Божий". Да, грешное надмение, самонадеянность и дерзость заняли место страха и благоговения!
(2). В этой жизни есть большое доверие к плоти. Апостол Павел описывает истинных верующих, как тех, кто "радуются во Христе Иисусе, и не полагаются на плоть". Эта самоуверенность, отличающая современную религию - достойный аккомпанемент отсутствия чувства греха. Если глаза людей не будут открыты, чтобы видеть их падшее, потерянное состояние как грешников пред Богом, если у них нет понятия, что грех влияет на каждую мысль, слово и действие, у них обязательно будет большое доверие к делам твари, самодовольство и уверенность в себе, и они будут изо дня в день довольны собой, своими поступками и достижениями. Они втайне, если не открыто ненавидят идею полной греховности человека от природы, и его неспособности что-либо делать угодное Богу, и они делают все возможное, чтобы польстить своей душе и душам многих своих собратьев, что все они объекты Божьего благоволения и силы. Лесть твари и ее достижениям является одним из наиболее заметных симптомов отсутствия духовного здоровья в религиозной жизни сегодня. Если бы люди знали на самом деле обман и нечестие в их сердцах, они рассуждали и действовали бы совершенно иначе. Это доверие к плоти проникает в религиозный мир,  чтобы умножить великое множество организаций, работающих с теми, кто им близок. Отбрасывая евангельскую простоту, они могут на ходу изобретать новые методы поклонения и служения, в результате чего они воображают, что приводят людей ко Христу - на самом деле ко Христу ими придуманному. Здесь они выдают свое незнание Бога и самих себя.  Жертва нечестивых есть мерзость пред Господом" - особенно жертва, которой Он никогда не предписывал. Многие тщетные ухищрения людского ума не могут быть ничем иным, кроме как мерзостью в Его глазах.
(3). Здесь нет реальной жизни в вере в Сына Божия как Божественного Спасителя и Посредника Нового Завета. Многие полагают, что это вполне достаточно - вступить в видимую Церковь, принять крещение во имя Триединого Бога, отучиться в субботней школе и приходить к столу Господню, чтобы быть настоящим христианином. У них нет чувства греха и зависимости от Христа для спасения. Они мертвы в своем исповедании, и если их вера ортодоксальна, их сон углубляется. Другие, в свою очередь, могут являть некую религиозность в жизни. Они были впечатлены некоей проповедью, которую услышали, или какими-то делами Провидения, обеспокоились, а затем услышали нечто утешительное, и потому они стали членами Церкви в полном общении и даже служителями в общине. И все же в их душах нет никакой реальной жизни Бога, их вера лишь естественна, они - не нуждающиеся грешники, которые полностью зависят от Господа Иисуса Христа в праведности, силе и всех благословениях завета. Там, где есть истинная вера, есть постоянная нужда души и ежедневный поиск Божьего лица, и неспособность жить без престола благодати и общения с Отцом в Сыне через Святого Духа. Если христианин переживет опыт оставления Богом, но будет упорно стремиться к Нему, Солнце правды согреет его душу. Он будет цепляться верой за слова обетования, даже когда все вокруг будет во тьме, и однажды его озарит свет. Как же не хватает этого жизненно важного благочестия в поколении тех, кто чист в своих глазах!
(4). Последнее, на что мы должны обратить здесь внимание - это серьезные результаты недостатка чувства греха у современной кафедры и их влияние на церковной скамье. Некоторые из этих результатов в том, что проповедник не делает практически никакого различия в своих проповедях между природой и благодатью, между состоянием осуждения и состоянием спасения, между широким путем, ведущим к погибели и узким, ведущим к вечной жизни. Необращенных грешников не предупреждают об их грехе, вине и опасном положении, и не направляют на путь спасения через Иисуса Христа, и притом распятого. Номинальные верующие спят в своем самодовольстве и плотской безопасности, в то время как если в общине есть хотя бы одно дитя Божье, оно будет ошеломлено и подавлено общей неспособностью отличать свет от тьмы. Путь спасения, который сегодня обычно представляют людям - это лишь завуалированное спасение делами. Вот почему Господь Иисус постоянно обращал внимание на то, что грешники хотят своими якобы безупречными усилиями заслужить себе вечную жизнь! Для них Христос лишь отчасти Спаситель; во многом грешник хочет разделить с Ним славу своего спасения! На самом деле, главная часть работы приписывается грешнику, а сила и заслуги Христа отходят на задний план. Можно ли представить себе более губительный и страшный самообман? Сколько людей ушло с ним в вечную смерть!
Таковы результаты "служений", где мнимые посланники Христовы, не знающие собственного сердца, не знают и не учат ни о Боге, ни о Его замысле спасения. Возможно, те, кто не лишены спасительной благодати, однажды обретут тот опыт, который сметет эту поверхностную сентиментальность, и им будет возвещена вся воля Божия, о которой они так мало знают сейчас.  Как страшно баюкать грешников в объятиях ложного мира на грани вечной погибели! Вот весть, которая нужна нам: не все хорошо, и не будь счастливым! Спасай душу свою; не оглядывайся назад, но беги в горы милости Божией, чтобы тебе не погибнуть (Быт.19.17)!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии