Учим химию. 1. 1. Введение

 
1. 1. Методы получения информации об окружающем мире.

Изучение химии невозможно без представлений о материальности окружающих нас вещей, понимании того, что сложные вещи являются составными, т.е. состоят из более простых цельных вещей или деталей, эти детали   изготовлены из какого – то материала – металла, дерева, полимера. Сам материал также состоит из каких-то частиц, которые могут быть простыми или сложными.Последние тоже состоят из частиц и так до какого-то предела.

Формирование представлений об окружающем мире происходит в результате осмысления данных, полученных человеком от   людей, предметов, окружающей среды  органами чувств – глазами, ушами, кожей. Если глазами мы видим тоже самое, что видят и другие люди, то,   что мы видим, существует реально и может быть или из сложного сделано простым – разломано, разорвано, взорвано, так и из простого сделано сложным – собрано, сварено, скручено и т.д., и дает нам представление об определенных свойствах предмета – большое или маленькое, белое, цветное или черное и т.д. Если мы смотрим на книгу, то мы видим предмет, который сделан из шероховатый бумаги, на которую нанесены знакомые или незнакомые символы.  То, что мы ощущаем руками, дает нам представление о свойствах предметов – холодное, горячее, гладкое или шероховатое и др. То, что мы слышим, но реально не видим и не ощущаем, может быть правдивым или ложным, в зависимости от задачи, которую решает говорящий и его представлений о предмете разговора.  Мы не знаем, говорит ли он правду  или обманывает, можем верить в правоту услышанного, можем не верить, и от того какой выбор мы сделали, мы формируем свои представления о предмете разговора.  Точно также, когда мы читаем текст, мы не знаем, правда это или вымысел, т.к. у нас нет критерия оценки истинности услышанного или прочитанного нами. 

Услышанное, увиденное  или ощущаемое вызывает определенные чувства – гордость за страну при победах ее граждан на Олимпиадах, чувство восхищения при просмотре картин и наблюдаемого пейзажа, чувство горечи при смерти людей и др., которые дают нам то или иное представление о реальностях жизни; а у некоторых людей возникает желание узнать, как был подготовлен спортсмен таким образом, что он стал победителем, как сделаны краски, которыми художник рисует картину, что происходит с человеком после смерти. Таким образом, сначала мы получаем ощущения от окружающего мира, а затем пытаемся осознать наблюдаемое явление.

Люди, у которых мы пытается найти ответы на поставленные вопросы, могут отвечать по – разному, в зависимости от его собственных представлений о происходящем. Например, священник все объяснит влиянием бога, и требует верить в сказанное, а не попытаться найти другой ответ; ученый попытается объяснить с его научной точки зрения, используя методологию науки.
 
Когда мы имеем дело с видимыми вещами, то мы наблюдаем за их превращениями, и видим конечный результат – из картошки получили пюре – сварили, размяли – процесс измельчения, из воды образовался лед – капли смерзаются, образуется льдинка - процесс объединения. А если нам хочется разобраться с процессом, ход которого невидим – например, - был гвоздь светлым, стал коричневым, ржавым. Почему? На помощь приходят знания, полученные методом научного подхода.

Сущность научного метода можно сформулировать довольно просто: он позволяет добыть такие знания об явлениях, которые можно проверить, сохранить и передать другому. Отсюда сразу следует, что наука изучает не вообще всякие явления, а только те из них, которые повторяются. Ее главная задача - отыскать законы, согласно которым эти явления протекают.

 Первоначальным источником знаний для науки, в том числе и химии,  являлись наблюдения; научная химия началась после понимания того, что подтверждение    заранее спланированными опытами наблюдаемых данных, свидетельствует о правильном понимании результатов наблюдений.    В ходе этих экспериментов осуществляется регистрация и накопление различных фактов, их описание и первичная систематизация.

Следовательно, вторым этапом научного познания Мира является активное осмысление полученных фактов, которое включает в себя не только размышление, но еще и воображение.   Именно разум, способность человека воображать, фантазировать, позволяет ему за намеками увидеть что-то большое и главное, позволяет отгадать стороны  Мира, получить небольшое число законов, которые подытоживают все наши знания. Однако, необходимо отметить, что очень часто такие вымыслы оказываются ошибочными, а если они еще и поддерживаются невежественными руководителями государства, то наносят этому государству большой вред, например, представления Лысенко в биологии. Но основная ценность науки заключается в том,  она является источником новых идей, источником развития нашего сознания.

Еще одной, может быть главной отличительной чертой науки является проверка полученных знаний, законов на опыте. Опыт, эксперимент - это единственный судья научной истины, пробный камень всех научных знаний. Именно поэтому, когда мы говорим о научных знаниях о Мире, подтвержденных опытами ученых всего мира, даже не возникает вопроса верить нам в них или нет. Именно поэтому научные знания не зависят от нашего самочувствия или настроения и могут быть названы объективной реальностью, т. е. той истиной, которая заключена внутри окружающего нас Мира и которая существует независимо от нас.

Поэтому, именно опыт, и его полное описание, является основой химии.


Рецензии