Случайные мысли

   Я пишу дневник. Вокруг самых ценных событий, мыслей и движений души вырубаю дикие заросли суеты и забвения, прокладываю просеку в будущее, откуда, оглянувшись назад, можно хорошо разглядеть суть минувшего и не предать его беспамятству.
   Иногда мелькнёт в душе какая-то неясная тень прошедшего, иногда почувствуешь в каком-нибудь движении, рисунке, звуке что-то давнее, знакомое и забытое, тогда замрёшь, стараясь удержать, продлить это острое и сильное чувство, но оно вдруг так быстро исчезнет, что спустя несколько мгновений только помнишь, что оно было, и не можешь вновь пережить ощущений чудесного мига.
   Что такое молодость? Это завышенная требовательность к другим и беспредельная снисходительность к себе. Молодость, молодость, хорошо, что ты проходишь…
Мы – дети привычек, а жизнь наша – самая длительная из них. Вот почему с ней труднее всего расстаться.
   Все реки текут на небо, Там их начало, там и конец. Так и жизнь человеческая: всё вечно и все вечны, только непостижимо меняются формы бытия.
   Если один утверждает одно, а другой – другое, это значит, что ни тот, ни другой не являются творцами того, о чём спорят.
   Какое утверждение справедливо: каков есть человек, таково к нему и отношение? Или: как отнесёшься к человеку, таковым он и станет? Две позиции, два взгляда, кажется, противоречащих друг другу, и оба имеют жизненное обоснование. Но где же правда? А правда в том, что тот, кто уже сделал для себя выбор, ставит вопрос так, чтобы получить нужный ему ответ.
   Кое-что прослышав об учении, скажем Г. Сковороды, Г. Торо или Л. Толстого, мы спешим возразить: не могут же все следовать за ними! А лучше бы нам сначала уяснить, что их странный для нас образ жизни – это их убежище, в котором они уединились, чтобы для облегчения нашего же существования совершить свои нравственные открытия.
   Чтобы мелочи не довлели над тобой, чтобы обыденность не застилала взора, нужно подняться над временем и пространством и единым взглядом окинуть жизнь человечества. Тогда станет видно, сколь мала по сравнению с вечностью отпущенная тебе жизнь и как губителен для неё твой животный эгоизм, при помощи которого ты как раз и тщишься её продлить. Ты умрёшь, и на Земле останутся после тебя твои дела, и если жил и делал только для себя, то не останется после тебя ничего, ибо всё твоё умрёт вместе с тобой, и ты умрёшь совсем, ибо умрёшь дважды.
   Зависть – родная сестра излишеств. Независтливые люди знают тайну других богатств. Желание равенства, к сожалению, устремлено в сторону богатства и, как ни парадоксально, тем самым надёжно поддерживает неравенство. Равенства можно попытаться достигнуть и при обратном движении. Нельзя наступить на свою тень, но можно от неё отвернуться, её нельзя перегнать, но можно оставить позади. Пусть солнце светит нам в глаза. Природа сама постоянно производит и поддерживает неравенство, неодинаковость. Счастлив и мудр в жизни тот, кто понимает, что он и не может никому быть равным, счастливы и те, кто рядом с таким человеком.
   Есть люди, которые не сразу отвечают даже на пустячный вопрос. Человек из их племени судит о спрашивающим по себе и, боясь подвоха, мгновенно, не задумываясь, спрашивает встречно: «Ф что? А зачем?». И только получив объяснение, может быть, станет отвечать. Благодушный собеседник всё же может заметить, что из спрашивающего стал отвечающим, что прежде, чем получить ответ, ему самому пришлось немало рассказать. Речь идёт о хитрецах. Они, хитрецы, хорошо знают поговорку: хитрость – второй ум. Но они не знают её полностью: хитрость – второй ум, когда нет первого. Хитрость – это своеобразный дар недалёкому человеку для облегчения жизни. Однако хитрецы неумело пользуются этим даром, они хитрят, не думая, хитрят напропалую даже тогда, когда хитрость им во вред. Они всегда остаются только хитрыми, но не умными. Хитрецам, как одноимённым полюсам магнитов, не свойственно взаимное притяжение, они слишком одинаковы и мало интересуют друг друга. Они, кажется, и не подозревают, что могут уживаться только с великодушными людьми, которые в речах хитреца всё-таки улавливают не шелуху хитрости, а зёрна смысла. У хитрецов на один вопрос найдётся много ответов, и они, следовательно, не склонны говорить правду Не к ним ли Христос относил слова: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого»?
   Чудак-человек обычно добр, наивен, открыт и понятен. Это большой ребёнок, он доверчив, как правило, неудачлив, его хочется жалеть. Мы нравимся себе, когда жалеем, поэтому благодарны чудаку, вызывающему в нас сострадание. Но те, у кого недостаёт порядочности, обычно подыгрывают чудаку до тех пор, пока не затрагиваются их интересы. Они определённым образом эксплуатируют совесть чудака, ловчат, не торопятся ответить взаимностью. Когда чудак открывает, что он одинок, обманут, не нужен, ему становится так тяжело, как никогда не может быть хитрецу. Встаёт вопрос: что делать? Нужно бы отойти от хитреца и не забыть урока. А как быть, если при этом пострадает кто-то невинный, связанный судьбой с обоими? Ответ один: останься на месте. Останься и неси крест до конца.
   Я налаживаю швейную машинку и достигаю успеха, но что-то не даёт мне удовлетворения. И я понимаю: ремонт машинки – это всего ещё путь. Надо шить. И вот передо мной готовая одежда, я сделал её сам. Но одежда – тоже дорога. Я одеваю сшитое на себя, я рад, но не вполне. Я понимаю: я только одел своё тело. Это дорога. Я согрел своё тело, и это хорошо, но и это – только дорога. Я ем, и чувство сытости приятно мне, но не вполне. Ибо жизнь тела – тоже дорога, и каждая радость для тела – это конец одной из дорог. Но есть дорога без конца. И только нищая душа может странствовать по ней. Нищая душа – путник вечный, цель её всегда на горизонте, там, где земля переходит в небо.
   Не ропщи, если ветер дует тебе в лицо. Ты подставишь ему спину, когда пойдёшь обратно. И не радуйся, когда ветер подует в спину, ибо, когда пойдёшь обратно, он будет дуть тебе в лицо. Живи, сдерживаясь. 1972-1990 г.
   Не спеши жить, не торопи события, не желай, чтобы быстрее пришло то да это. Помни, что за исполнением  желаний стоит смерть. Чем быстрее  они исполнятся, тем скорее придёт она, нежеланная. (3 мая 2015 г.)
   Смерть неизбежна, жизнь бессмертна
Чем медленнее течёт время, тем длиннее наша жизнь.(18.07.2015.На больн.койке)
   Проходящие мимо не знают печали   
Смотрим туда, куда идём. Куда уходят не смотревшие на Небо?
   В Нагорной проповеди Иисус причисляет к блаженным нищих духом людей.Сколько раз я натыкался на чьи-то попытки осмыслить, расшифровать понятие "нищие духом", и ни одно меня не удовлетворило, все они были где-то рядом с истиной. И тогда я пришёл к простому выводу, что нищие духом - это люди, осознавшие свою духовную нищету и следующие совету Христа собирать себе сокровища на небе.
  "Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь..." И ещё:"Вечный покой сердце вряд ли обрадует..." Задумывались ли вы о том, что идея вечного покоя и блаженства в раю по сути является мечтой о ничегонеделаньи? А Христос и Церковь призывает нас здесь, на земле, к обратному, то есть к труду. Создатель желает, чтобы мы здесь на земле становились Его соработниками. Очевидно, что и там,на Небесах, если удостаиваемся их,мы остаёмся не бездельниками, а Его соработниками. А труды каждому Он назначает сам. А что это за труды - нам полезнее не гадать. 31.05.2017.
* Наступили времена перестройки, свободы и гласности,и женщины бросились обнажаться. А мужчины занялись новым обустройством общества. Ну и где же тут равенство полов? А?
   


Рецензии