Разноцветный снег

Ноябрь. Дни всё короче, ночи темнее и длиннее. Девочка Василиса жила с дедушкой на хуторе, в просторном доме, на три окна. На кухне была большая русская печка. На печке сушился лён, орехи, да много чего еще нужного в хозяйстве. Частенько пекли с дедом хлеб, варили вкуснейшие щи и томили молоко. До чего полезно это изобретение – русская печь. В правом углу кухни висят образа и лампадка. Дедушка говорит, что это Сын Божий и Царица Небесная, Богородица, и что Бог на небе, и он всё знает, что я делаю и как себя веду. До ближайшего села – три километра лесом. Этой осенью девочка пошла в первый класс. По утрам в школу её провожал дедушка и ласковый пёс по кличке Барс. Барсик, так любила его называть Василиса, веди себя хорошо, слушайся дедушку. А после школы я приду и поиграю с тобой. Пёс ткнется мокрым, холодным носом в тёплые ладошки девочки, лизнёт их и довольный побежит домой, виляя хвостом. Проводил. А после уроков Василиса шла домой вместе с другими детьми, но на середине пути дорожки их расходились, и приходилось ей продолжать путь одной. Девочка была смелая, да и лес она знала, как свои пять пальцев. К семи годам она уже знала все грибные и ягодные места в округе.  Её дедушка был лесником. Поэтому Василиса была в лесу, как дома. Идет она по тропинке, и с каждым деревом, кустиком, пенечком взглядом поздоровается. Каждому цветочку улыбнется, а слушая пение птиц, и сама научилась посвистывать по-птичьи. Увидит белочку на сосне, остановится, и поговорит с ней. Достанет из кармашка орешков, протянет руку вперед, а белка только этого и ждет, подбежит по стволу сосны вниз головой, спрыгнет на землю и прямо с ладошки Василисы угощенье-то и возьмёт. Махнет рыжим пушистым хвостом, поблагодарит, и в обратную дорогу тем же путем. Не одну, а много так белок прикормила Василиса. Есть у неё и косуля-подружка. Зойка зовет её девочка. Как-то в лесу дедушка нашел раненого детеныша косули. Принес домой, вместе с Василисой выходили, выкормили ,да так привыкли к ней, назвали ей Зойкой, а подросла, окрепла косуля, выпустили её в лес, но всегда она рядом. Чуть кликнешь, Зойка тут, как тут. Уже все лесные жители знали и любили маленькую девочку. Леса в округе были дремучие, и водились там крупные звери. Дедушка всегда напоминал Василисе, чтобы в глушь не ходила. Сейчас медведь залегает в спячку, волки рыщут, да и кабан не ровен час, выскочит.
-Ты, уж, касатушка, останься у тетки Варвары, переночуй у неё. А потом мы с Барсиком тебя заберем домой. Так и было, пока не выпал снег. А случилось это как раз в день на двадцать первое ноября. В народе говорят, Архистратиг Михаил на белом коне приехал. Проснулась Василиса утром у тетки варвары, да скорее в окошко посмотреть побежала. Увидела, что кругом все светлое да чистое, как пух гусиный, так и ахнула. Дождалась! Валенки на босу ногу надела, шубенку на плечи накинула, и во двор. Скорей, скорей вдохнуть зимнего свежего воздуха, потрогать этот первый, нежный снежок. И такая радость в душе случилась. Так солнечно стало, что сама как солнышко засияла, столько в ней было радости и доброты.
- Василисушка, да куда же ты, раздетая? Никуда снег не денется, а как заболеешь, то достанется мне от деда-то, беги скорее скорей домой залезай на печь!
Два прыжка и девочка уже на крыльце, бегом, валенки слетели, шубу на ходу скинула, прыг на полати, и уже она русской печке, коленки и щёчки греет.
- Вот будем с ребятами в снежки играть, бабу снежную лепить! Хоть бы снег не растаял!
- Да куда он денется? Вон, воздух, какой прозрачный, да небо чистое, и дым из трубы прямо в небо идёт, - будет мороз, сказала Варвара.
На смену ноябрю пришел декабрь. Снежный и морозный, как полагается.  Детям на радость, полям на хороший урожай. 
-Смотри-ка, Василиса, Мурка наша целый день на печи с котёнком греется, а это верный признак –
К холоду. Так с радостью делала уроки девочка, ходила в школу с ребятами и ждала выходных, соскучилась по деду и Барсику.
   Как-то днём тётка Варвара и говорит:
-А что-то я не вижу сегодня целый день, котёнка Мурки, не иначе собаки куда-то загнали, надо пойти, посмотреть, да в дом его забрать.
-Я сейчас сбегаю, найду его, живо откликнулась Василиса.
- Одевайся теплее, что-то на дворе непогода, сказала ей Варвара. Василиса была уже в сенях. Выбежав на двор, посмотрела, позвала : «Кис-кис-кис», нет котёнка. Соседка Шура говорит, да кого-то гоняли тут собаки, посмотри у старой берёзы, там поищи его, залез куда-нибудь». Побежала девочка к лесу, к берёзе, и всё зовет котенка. Вдруг увидела следы собак и маленькие кошачьи среди них. У берёзы-то они и оборвались, но собак уже не было, а вот кто-то сидит на самом верху. Стала опять его звать: «Кис-кис!» И тут услышала жалобное: «Мяаауу…»
-Спускайся, маленький, я тебя к Мурке, на печку отнесу». Но котёнок то ли с перепуга, то ли от холода почти не шевелился. Долго звала его Василиса, стало темнеть. А снег валит, кружит. Кое-как, обессиленный котёнок почти свалился на руки к девочке. Она скорее запрятала его к себе за пазуху и собралась идти домой. Оглянулась в сторону села, а там стеной снег и ни одного огонька нет. Пробовала идти да проваливается в сугроб, что же делать? Может, мы здесь переждём непогоду, вот тут  ближе к берёзе и ёлке. Так присела Василиса спиной к берёзе, ветви еловые прикрыли ее не -много. А за пазухой тёплый комочек, и стала  Василиса ему сказки рассказывать, да не заметила, как и заснула. И снится ей сон: видит она идёт к ней какой-то дедушка с бородой, без шапки, а лицо такое доброе-доброе, погладил её по головке и говорит: «Не спи, тебя уже ищут, помощь близко». И тут котёнок запищал, заворочался, стал коготками её царапать, и вбираться наружу, очнулась девочка. А снег-то уже перестал идти, и сквозь тучи луна выглянула, да так стало светло и радостно, а снег сверкает, как камни самоцветные, всеми цветами радуги. Так засмотрелась она на самоцветы, что не сразу увидела Барсика и дедушку на лыжах. Пёс мокрым, холодным носом ткнулся девочке в щёку и стал лизать ей нос, глаза, руки теплым и мягким языком. Рассмеялась девочка: «Нашёл, нашёл, Барсик нас!» Тут и дедушка заговорил: «Да вот она, моя касатушка! Нашлась! Что ж ты, в такую непогоду из дома-то ушла?»
-Дедушка, а как ты узнал, что я здесь? Кто тебе сказал?
-Подсказала мне лампадочка, огонёк у неё стал очень беспокойный, да и Барсик не давал покоя, всё скулил. Уж я ему и хлебца, и молочка давал, а он ничего не хочет, всё рвётся в двери. А уж, как пришли к тётке Варваре, так она уже в слезах сидит. Говорит, что пошла ты, котёнка искать. Шура пришла, сказала, что ты побежала к старой берёзе, вот мы с Барсиком и нашли тебя здесь. Ну, давай, давай садись в санки, да накройся тулупом, домой надо быстрее, отогреть тебя и пропажу твою, как котёнок-то, нашёлся?
- Нашелся!
Дома, напоив внучку молоком с мёдом, уложили её на печку. Потихоньку вздыхая, тетка Варвара крестилась на образа: «Слава Богу! Слава Богу!» А Василиса шепотом рассказывает деду:
- А знаешь, дедушка, я ведь заснула у берёзы, и мне приснился дедушка. Он мне сказал «Не спи», вот я и не спала. А ещё, я теперь знаю, какого цвета снег! Дедушка широко открыл глаза, внимательно посмотрел на внучку и спросил:
-Какого же цвета снег?
- А он разноцветный! Как радуга! Только не все это могут видеть, вот такой теперь у меня есть секрет!
За разговорами всё тише и тише становился голосок девочки, пока совсем не сомкнулись веки и сон сморил спасенного котёнка и спасительницу. Погладив внучку по головке, поправив одеяло, дедушка с Варварой сели за стол, выпить горячего чаю с клюквенным и брусничным вареньем и блинами. За окном сверкали сугробы, инеем покрылись все кусты и деревья. Вспомнив рассказ внучки, дед улыбнулся в усы, ишь чего придумала, снег разноцветный!
   Утром, раньше всех проснулся котёнок и, играя хвостиком, разбудил Василису.
- Доброе утро, ласково встретила её тётка Варвара.
- Ну, что пойдёшь в церковь, на раннюю службу, сегодня праздник Николая-Угодника.
- Какого Николая-Угодника?
- Да вот этого. И показала на икону, висевшую в уголке. Радостью засветились глазки девочки, как будто встретила родного человека:
- Ой, тётка Варвара, да это тот дедушка, который приходил ко мне, вчера, по разноцветному снегу...


Рецензии