Памятник королю в окружении ночного дозора

Как известно, военные всех стран больше всего в жизни любят только две вещи, первое - это участвовать в парадах и второе – заказывать художникам свои портреты. С парадами всё более или менее ясно – лучше маршировать на плацу, чем сражаться на поле боя с врагами. Немного сложнее с портретами, вернее с самими художниками. Конечно, они есть и их даже много, но мастеровитых, таких как были в старые времена, осталось немного.

То ли дело было раньше, приходят, к примеру, солдатики после ночного дозора к самому Рембрандту и просят его написать их портрет. Естественно тот соглашается, а как же иначе, ведь не с пустыми же руками военные пожаловали в его дом. Помимо секир, алебард и мушкетов, дозорные прихватили с собой и флорины. Утром только пришли, а к вечеру, пожалуйте, готовый портрет и хоть сейчас можно вешать в казарме. «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» или «Ночной дозор», так называется эта картина. Интересно, а сегодня в мире найдётся какая-нибудь стрелковая рота, которая сможет позволить себе подобное художество? Думаю вряд ли, хотя можно прибегнуть к более доступному, а главное дешёвому способу запечатлеть для истории свои героические личности. Я имею в виду фотографию.

Что для этого требуется? Первое – это надо найти мастера, подобного Рембрандту, и второе – подыскать обыкновенную стрелковую роту или, на крайний случай, только что сменившийся караул Королевского дворца Стокгольма. Ах, да, чуть не забыл, надобно иметь ещё под рукой яркую достопримечательность в виде памятника, желательно монарху, на фоне которого и будет сделан снимок. И так, когда все ингредиенты будущей картины известны, мы приступаем к самому главному таинству. Нет, слова: «сейчас вылетит птичка» и «ч-и-и-и-з» будут потом, вначале необходимо правильно расставить наших солдат. Это только со стороны кажется, что пустяковое дело. Хорошо в своё время было Рембрандту, взял, разбросал тут и сям мушкетёров на улице, добавил немного темноты, и получайте шедевр. Стрелковая рота конечно в восторге, особенно те, кто в первых рядах. Однако нынешние их потомки до сих пор ломают головы, отыскивая на портрете своих дальних родственников. Мы поступать так не станем, а подойдём основательно к выбору мест и натуры.

На набережной Шеппсброн, что рядом с Королевским дворцом, есть памятник Густаву III. Он не случайно привлёк наше внимание. Сей славный король был блестящим морским офицером, а в его послужном списке имелось ряд важных побед, в том числе и над Россией. Впрочем, было это давно, ещё в XVIII веке. Густав III один из самых почитаемых в Швеции монархов и особенно у военных. Поэтому неудивительно, что на ступенях пьедестала его памятника они любят частенько фотографироваться. Вот и сегодня после своего очередного ночного дозора пришли стокгольмские стрелки к любимому королю. Отцы-командиры были явно в приподнятом настроении и много шутили. Немного скучали их солдатики или может просто стеснялись. Как ни как, а придётся вместе с королём фотографироваться. Кстати, а вот и появился наш Рембрандт, простите, фотограф. Сейчас он занят очень ответственным делом – расставляет солдат у памятника, поэтому не будем его отвлекать, а то получится как в «Ночном дозоре».

Лучше понаблюдаем наших стрелков. Надо отметить, что их значительно больше, чем на знаменитой картине голландца, да и вооружены они лучше. Среди общей массы сильного пола, из которого состоял королевский караул, были замечены дамы. Женщины в современной армии Швеции несут воинскую службу наравне с мужчинами. У них даже полы шинелей запахиваются на правую сторону, и винтовки, не сомневайтесь, настоящие. Тем временем отцы-командиры краем глаза сигнализируют нам, что у них всё готово. Очень томительны эти последние минуты перед съёмкой. Волнуется и сам художник. Ещё мгновение и слышится его радостный голос.

- Ух, кажется, получилось!

- Секундочку, ещё пару снимков для верности!

- А теперь с этого ракурса!

Вот и закончилась съёмка. Теперь можно расслабиться, снять белые парадные гетры, что так любимы были их королём, и ждать, когда Рембрандт, простите, фотограф закончит долгожданный портрет.

Стокгольм, декабрь 2013 года

(Фото из личного архива)


Рецензии