Вкусный чай

          Бахыт пригласила к себе. В огромной комнате, в центре на полу ковёр, на ковре стоял низкий большой стол, вокруг которого лежали яркие подушки. За столом, откинувшись на подушки, сидела, в национальной тёмно-синей бархатной одежде, с гордой осанкой, казашка. Белый шарф обрамлял её смуглое лицо и сниспадая на плечи, прятался за спиной, из-под бархатных рукавов,выглядывали тоже белоснежные, клинообразные рукава нижнего платья. Бархат струился с приподнятой и согнутой в колене ноги. Вторая нога была не видна из-за стола. На краешке стола с её стороны стояли пиалы, сосуд со сливками, заварной большой чайник и, как ни странно, русский самовар. Бахыт сказала по-русски, что они, современная семья, и у неё только одна сестра, и что её мама домохозяйка. И что всю семью содержит папа.
             Нас всех пригласили сесть. Это мы поняли по жесту руки женщины. Бахыт извинилась, что вынуждена говорить с мамой по-казахски, потому что мама плохо по понимает по-русски, сказала что-то ей и она стала разливать чай.
             Красивая у Бахыт мама, подумалось мне. Женщина с неимоверным изяществом разливала чай, вначале неспешно налила сливки, затем из красивого заварного большого чайника крепко заваренный чай. Я смотрела во все глаза и сравнивала её со своей мамой, постоянно чувствующей себя должной всему миру, ссутулившуюся с детства от тяжёлой работы, вначале в своей семье, поднимая тяжёлых братьев и сестёр, затем отданная в семью для помощи с 11 лет, с 13 работавшая телятницей вообще-то принимали с четырнадцати, и её отец, мой дед приписал ей год, сказав, что сельсовет сгорел и книга записей тоже, затем стройка на Урале, где я её увидела с носилками, на которых лежали тяжёлые огромные камни. И теперь глядя на ухоженную казашку, я понимала, что тяжёлая работа не красит женщину, и богаче человек не становится, даже если много работает.
Когда мне передали пиалу с чаем, и я отхлебнула всего один глоток, то он был так ароматен, так вкусен, что глотать его не хотелось, а хотелось смаковать во рту как можно дольше. Я никогда не пила такого чая ни до, ни после этого посещения. Лепёшка с маслом необыкновенно ароматным и чай оставили в душе двойственное чувство. С одной стороны, удовольствие от выпитого и съеденного, с другой, почему у меня в семье не так. Чай травяной, не в красивых пиалах, а в кружке. И мама без такой осанки. И в доме, который мама почти достроила сама, имеется ввиду на самой заработанные деньги, не только ковров не было, но и пол был ещё не окрашен. Я, будучи ученицей после девятого класса окрасила его сама, изрядно отравившись. А Бахыт была в крепдешиновом платье, в то время, когда мне на лето, так как быстро вырастала, то шили ситцевые, и один раз розовое штапельное в белый горошек. Я разумеется любила свою маму, восхищалась ей, её трудолюбием, её независимостью от мужчин. Многое перешло мне по наследству и в силу её воспитания. Я тоже, словно должна всему миру, чувствую несправедливость его. И в тоже время, как и мама мужененавистница, и в жизни надеюсь только на себя и свои возможности. Разумеется, я мечтала бы иметь замечательного мужа, и возможно мои мужья и были таковыми для других женщин. Но у меня не было примера, как эти мужчины должны вести себя в семье. Да и какую роль играла женщина в казахской семье тогда, да и сейчас я не знаю. Но знаю точно, что незабываемая женщина, которая угощала нас чаем в том далёком детстве, не поднимала ничего тяжёлого, кроме ребёнка своего. Вот и сохранила свою осанку. А я сохранила в памяти её гордый взгляд, изящные гибкие пальцы рук (не заскорузлые, распухшие от тяжёлой работы с утолщением на сгибах как у моей мамы, ведь они были ровесницами), и пришла к выводу, правда, на склоне лет, сейчас, а может быть лучше зависимой от мужчины, да быть с холёной кожей. Возможно вся моя беда в выборе мужчин, в том, что я многое беру на себя по дому, и устав однажды, бросаю эту затею с замужеством, и вот она, долгожданная свобода, которая также наскучит через несколько лет. Интересно, а найду ли я ответ к ста годам, или также буду мучиться вопросом, правильно ли я поступила в лучшие годы своей жизни.


Рецензии
Дорогая моя Валентина! Прочитав твою исповедь, оставившую след в душе, я понимаю как отзывается болью вся не справедливость. Особенно для юного сердечка. С любовью, Наталья.

Наталия Глигач   22.12.2014 21:25     Заявить о нарушении
Ах, Натащенька, приступила к воспоминаниям, что не случай, то горькая память. Но всё равно жизнь прекрасна и удивительна. Ведь были и замечательные моменты, которые нам дарила природа (купание, катание на санках с горок, без коньков на льду)

Валентина Карлстрём   23.12.2014 06:54   Заявить о нарушении